Социально-политическое устройство
Отдельные русские княжения в конце IX в. соединились в единое Древнерусское государство (Киевское) государство. Предпосылками этого объединения были: этническая общность древнерусской народности; стремление соединить силы в борьбе с кочевниками и Византией; экономические интересы древнерусских княжеств по пути «из варяг в греки», тяготение к Руси ряда северных и прибалтийских народов, искавших у нее помощи в борьбе с внешними врагами.
Население видело в объединении защиту от наседавших кочевников и избавлении от войн между местными князьями. Этим объясняется сравнительная легкость и быстрота объединения. Объединение произошло в результате похода новгородского князя Олега на Киев, которым он овладел в 882 г. Древнерусское государство было одним из наиболее мощных в Европе того времени. Уже в 907 г. Олег предпринял успешный поход на Византию. Русь осуществляла оживленные дипломатические и торговые отношения со многими западноевропейскими государствами и странами Востока. Борьба за расширение территории Древнерусского государства, походы против Византии продолжались и приемниками Олега - Игорем, Ольгой и Святославом. В результате походов заключались русско-византийские договоры, регулировавшие торговые и политические отношения между государствами.
Вопрос о предпосылках и истории образования Древнерусского государства является дискуссионным. Русский летописец, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трёх варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. В XVIII в. приглашенные в Российскую академию наук немецкие ученые Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер, а позднее А. Шлецер, выдвинули так называемую норманнскую теорию возникновения Русского государства. Согласно этой теории Русское государство создали варяги (норманны). Этой концепции позднее был придан политический смысл, на ее основе противники нашей страны пытались доказать, что русские, были не способны сами создать государственную организацию и для этого понадобилась «помощь» чужеземцев-завоевателей. Ярым противником норманнской теории был известный русский учёный М.В. Ломоносов
Норманисты считают, что слово «русь» было названием одного из скандинавских племен. Что же касается славянских источников, то слова «русь», «рос» были очень широко распространены в топонимике (совокупность географических названий определенной территории) задолго до появления варягов. Слово «русь», бывшее наименованием одного из славянских племен в Приднепровье, распространилось на все славянские племена этой области, с образованием Древнерусского государства на все его славянское население .
Широкое распространение среди зарубежных норманистов имеет теория завоевания славян варягами. Но «Повесть временных лет» летописца Нестора ни в одном из вариантов не говорит о завоевании. Археологические раскопки свидетельствуют о весьма незначительном числе скандинавских погребений и об отсутствии варяжских поселений на территории Древнерусского государства. В непосредственной связи с теорией завоевания находится и утверждение о том, что норманны составляли господствующий класс в Древнерусском государстве и были тем импульсом, который привел к быстрому развитию Восточной Европы, вовлечению её в мировой торговый оборот. Согласно этому утверждению, после колонизации Приладожья, норманны создали своё государство, которое распространило власть на другие области, в результате чего возникло Киевское государство. В этом государстве норманны образовали высший класс в составе князей, дружинников, тиунов. Норманнами же были и купцы, торговавшие с другими странами.
Летописи свидетельствуют, что подавляющее большинство феодалов и богатых купцов вышло из славянской среды, хотя русские князья нанимали варяжские дружины и включали варягов в состав знати. Норманисты утверждают, что «путь из варяг в греки» был проложен и использовался норманнами. Это якобы доказывает тот факт, что в сочинении византийского императора Константина Багрянородного даны параллельно славянские и варяжские названия днепровских порогов. Но это говорит лишь о том, что в составе торговых экспедиций находились и варяжские купцы либо в качестве комиссионеров, либо со своими товарами. Распространено утверждение о высоком уровне культуры варягов, которую они несли к «диким» славянам. Но никаких убедительных подтверждений этому не представляется.
Наличие множества разнообразных и нередко абсурдных домыслов и полемика в среде самих современных норманистов показывают всю шаткость выдвигаемых ими концепций. Главный порок этих построений - непонимание того, что государство возникает в результате длительного процесса разложения первобытнообщинных отношений и формирования классового общества. Иными словами, государство - результат внутреннего развития общества. При разложении первобытнообщинного строя у восточных славян и возникновение элементов государственности началось задолго до того, как Русь и варяги стали вступать в отношении друг с другом.
Характеризуя социально-политическое устройство Киевской Руси, следует сказать, что экономическая основа Древнерусского государства была очень непрочной, и его политическое единство было неполным и шатким. Этническое родство древнерусского народа, из которого лишь значительно позднее выделились русская, украинская и белорусская народности, а затем и нации, не могло помешать разделению в дальнейшем Древнерусского государства на отдельные княжества. Заинтересованность в совместном отпоре наседавшим кочевникам, использование торговых путей могли побуждать местных князей к признанию верховной власти киевского князя лишь в тот период, когда их казна пополнялась, главным образом, за счет сбора дани, уголовных штрафов и доходов от внешней торговли. По мере оседания дружинников на землю, выделения из среды общинников богатых людей, развития крупного феодального земледелия и укрепления экономики местных княжеств развивались центробежные тенденции.
В данный период уже существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближённые бояре, дружинники, служители культа. Важную роль в общественной жизни играло собрание городских жителей - вече. В нём принимали участие все взрослые мужчины города. Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на чёрное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе Русской церкви стоял обычно назначаемый константинопольским патриархом митрополит, которому подчинялись епископы.
Основную массу населения составляли лично свободные крестьяне, упоминаемые в источниках как «люди» или «смерды». Важную роль в их жизни играла община («мир» или «вервь»). Свободные жители городов назывались «градские люди». В раннефеодальном государстве имели место элементы рабовладения («челядь» и «холопы»). Существовали также категории крестьян - «закупы» и «рядовичи», у которых доминировали различные формы экономической зависимости.
Важным источником, содержащим сведения о социальном устройстве Древней Руси, является «Русская правда». Этот первый писаный свод законов составлялся в течение полутора веков, отражая в своих нормах эволюцию общества. Известны три её редакции: Краткая, состоящая в свою очередь, из Правды Ярослава (1016 г. и Устава Ярославичей (1072 г.); Пространная (XII в.) и Сокращённая (XIV - XVвв.)
Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией. Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве великий князь. Княжеская власть переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т. д. На местах власть киевского князя представляли посадники или волостники. При князе функционировал совет (дума), состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина. В военное время собиралось народное ополчение - «вои».
Литература
1. Дьяконов, М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси / М.А. Дьяконов. - СПб.: Наука, 2005. - С. 63-96.
2. Ключевский, В.О. Русская история. В 3 кн. / В.О. Ключевский. - М: ОЛМА-ПРЕСС,2002. - Кн. 1. - С. 103-119.
3. Соловьёв, С.М. История России с древнейших времён. В 29 т. / С.М. Соловьев. - М: Полярис,1998. - Т.1.- С. 199-213.
Политическая (феодальная) раздробленность на Руси: