Распределение доходов населения Республики Беларусь
Социальная направленность экономики Беларуси и положительные темпы экономического роста на протяжении нескольких лет гарантировали рост заработной платы как в номинальном, так и в реальном определении. За двенадцать лет заработная плата выросла почти в 10 раз (со 123 тыс. руб. в 2001 г. до 3 740,5 тыс. руб. в 2012 г.).
Кроме того, возрастание соотношения между средне душевыми доходами и бюджетом прожиточного минимума также свидетельствует о росте уровня жизни населения. Если в 2005 г. средняя заработная плата превышала бюджет прожиточного минимума в 2 раза, то в 2010 г. — уже в 3 раза (рис. 2) [11].
Рисунок 2 – Соотношение среднедушевых доходов населения с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси
В соответствии с Законом Республики Беларусь “О прожиточном минимуме Республики Беларусь” бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Увеличение разрыва между средней заработной платой и минимальным потребительским бюджетом при отсутствии больших разрывов между доходами самых богатых и самых бедных может свидетельствовать о том, что доля занятых, получающих доходы, в несколько раз превышающие минимально необходимый уровень, постоянно возрастает.
Рисунок 3 – Динамика основных видов денежных доходов населения
Исходя из данных рисунка 3 можно отметить, что вплоть до 2011 г. реальный рост заработной платы был положительным. За десять лет данный индикатор возрос в 3,3 раза. Государственная экономическая политика максимально стимулировала рост доходов населения [11].
Однако быстрый рост заработной платы не сопровождался соответствующим увеличением других макропоказателей. В экономической теории считается, что повышение доходов работников, не подкрепленное соответствующим ростом производительности труда, может привести к росту цен и увеличению импорта. Именно это и произошло в Беларуси. На фоне трехкратного роста реальной заработной платы производительность труда за десять лет возросла менее чем в 2 раза (рисунок 4) [11].
Рисунок 4 – Динамика роста заработной платы и производительности труда в Беларуси
Активный рост заработной платы населения сопровождался увеличением других доходов, таких как социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности и т. д. Начиная с 1999 г. в республике был обеспечен положительный рост пенсионных выплат в реальном выражении. Особенно активно увеличивались пенсии в 2000 г., 2001 г., 2004 г., 2006 г. и 2010 г. Их рост в эти периоды в реальном выражении составлял более 20% [12]. Все это положительно сказывалось на уровне жизни населения страны.
Повышение доходов населения стимулировало рост потребления, который частично обеспечивался притоком импорта. В последние две пятилетки средний рост розничного товарооборота опережал увеличение производства потребительских товаров более чем в два раза.
Для более точного определения уровня жизни населения необходимо учитывать не только финансовые поступления гражданам в виде заработной платы или социальных выплат, но и предоставление им ряда льгот, а также субсидирование государством некоторых расходов населения. К таким субсидиям относятся: частичное покрытие стоимости поездки на общественном транспорте, стоимости услуг ЖКХ (население оплачивало около 30%), льготное кредитование в сфере жилищного строительства, регулирование цен на некоторые виды социально-значимых товаров и т. д.
Проведение такой социальной политики, с одной стороны, создавало дополнительную нагрузку на бюджет и торговый баланс, а с другой — стимулировало рост инвестиций и потребления. Так, например, в 2011 г. по отношению к 2000 г. объемы ввода в действие жилых домов возросли в 1,87 раза [10]. Активное строительство жилья было возможно как за счет роста доходов населения, так и в результате привлечения льготных кредитов. Доля льготных кредитов на строительство жилья в общем объеме таких кредитов в последние годы превышала 80% [11].
Вышеприведенные факторы положительно влияли на экономический рост. Однако проблемы во внешнем секторе постепенно обострялись, в том числе из-за повышенного потребительского спроса.
Основными негативными моментами стали рост отрицательного сальдо торгового баланса, недостаточный приток прямых иностранных инвестиций и нехватка золотовалютных резервов государства. Страна больше потребляла, чем поставляла на внешние рынки. В 2011 г. проблемы в экономике достигли своего критического уровня и произошла объективная корректировка экономики. Это привело к ускорению инфляции и предопределило снижение реальных доходов населения и подением уровня жизни части населения страны. В соответствии с данными Белстата реальная заработная плата по экономике в августе 2011 г. составила всего 81,3% от уровня декабря 2010 года [12]. Если проанализировать данные по реальной заработной плате по некоторым видам экономической деятельности, то можно отметить рост данного индикатора в горнодобывающей промышленности и страховании. Во всех остальных сферах отмечалось падение реальной заработной платы. Причем наибольший спад был зафиксирован в финансовом секторе, образовании и здравоохранении.
Как было отмечено выше, уровень жизни населения определяется не только уровнем доходов, но и включает в себя дополнительные бонусы и субсидии со стороны государства. В Беларуси, до недавнего времени такого рода государственной поддержкой могло пользоваться большинство жителей. В настоящее время, с одной стороны, государство продолжает оказывать помощь населению. Это проявляется в виде постоянной индексации заработных плат бюджетников, выдачи дополнительной материальной помощи пенсионерам и работникам бюджетной сферы, недопущения резкого роста цен на социально значимые товары, а также в сдерживании роста тарифов на услуги ЖКХ и стоимости проезда на общественном транспорте.
Вместе с тем, для борьбы с инфляцией необходимо ужесточение денежно-кредитной и фискальной политики, что ведет к сокращению ряда квазидоходов, которые раньше могло получать население. Речь идет прежде всего о доступе к дешевым кредитным ресурсам банков. Таким образом, доступ к дешевым кредитным ресурсам автоматически повышал уровень жизни населения.
В настоящее время выдача льготных кредитов временно практически приостановлена. Однако в будущем Правительство планирует возобновить льготное кредитование, но значительно сократить категории льготников.
Существенным видом государственной помощи является также субсидирование из бюджета услуг ЖКХ и проезда в общественном транспорте. Хотя в ближайшем будущем помощь со стороны государства в данном направлении сохранится, но стоимость в номинальном выражении будет расти. Поэтому вполне оправданно ожидать в ближайшем будущем роста цен в данной области для сохранения размера возмещения на уровне хотя бы прошлого года.
Аналогичные тенденции характерны и в сфере ценообразования проезда на общественном транспорте.
Возросли издержки белорусов в области международных поездок и отдыха. Если раньше организованный отдых могли позволить многие, то в текущем году некоторые или просто никуда не выезжали, или выбирали более дешевые варианты. На это повлиял прежде всего рост цен на проездные билеты для поездок за пределы страны.
За 2011 г. только услуги пассажирского железнодорожного транспорта международного сообщения возросли почти в 2,5 раза [11]. Услуги турфирм также постоянно дорожают в связи с ростом курса доллара США. При этом отдых в белорусских санаториях зачастую становится недоступен для белорусов в связи с тем, что отечественные здравницы стараются привлечь максимальное количество иностранных туристов.
Таким образом, по данному критерию уровень жизни белорусов также снизился.
Негативное влияние на размер реальных доходов населения оказывает рост цен на товары повседневного потребления. Здесь важно отметить повышение цен именно на социально значимые товары. Если раньше в условиях высокой инфляции цены на данную группу товаров сохранялись на достаточно стабильном уровне, то со II квартала 2011 г. Правительство поэтапно стало повышать цены. Осуществляется это, с одной стороны, для недопущения больших убытков производителей в условиях галопирующей инфляции, а с другой — в целях предотвращения массового вывоза данных групп товаров в сопредельные государства (прежде всего в Россию), где цены на такие товары в долларовом эквиваленте на порядок выше.
Надо отметить, что На конец 2012 г. общий объем денежных доходовнаселения составил 284,8 трлн. рублей.
В структуре денежных доходов оплата труда занимает 63,9%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 10,1%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и др.) – 21,5%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,5% (рис. 5) [12].
Рисунок 5 - Структура денежных доходов населения в Беларуси за период 2011-2012 гг.
Денежные доходы в расчете на душу населения на конец 2012 г. составили 2 736,6 тыс. рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,4 раза [12].
Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-ноябре 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. увеличились на 20,4% (рис.6).
Рисунок 6 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в Беларуси за период 2011-2012 гг.
Таким образом, одним из основных негативных последствий инфляции в Беларуси стало снижение уровня жизни населения. С макроэкономической точки зрения данное явление — объективно обосновано. На протяжении ряда лет реальные доходы населения увеличивались ускоренными темпами, и государство постоянно стимулировало такой рост. При этом качественные показатели эффективности экономики демонстрировали более умеренную динамику роста. Население больше потребляло, чем производило. В результате в экономике назрела критическая масса негативных факторов (в первую очередь во внешнем секторе), что привело к необходимой коррекции экономики страны и резкому падению реальных доходов населения.
Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении и образования. При этом в республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной платы как основной государственной гарантии в области оплаты труда и формы социальной защиты низкооплачиваемых работников. Осуществляется индексация заработной платы и других доходов граждан.
Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения. В последние годы в Республике Республика Беларусь осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели. С начала текущего года вступил в силу Закон Республики Республика Беларусь "О профессиональном пенсионном страховании". В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет, предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашении кредитов на строительство жилья и др.
Рост заработной платы и других доходов населения позволил существенно снизить в Республике Республика Беларусь уровень малообеспеченности (бедности)[4]. Необходимо иметь в виду, что бедность как социально-экономическое явление присуща всем государствам мира.
Согласно определению бедных как "отдельных лиц или семьи, чьи средства настолько малы, что они оказываются исключенными из минимального приемлемого образа жизни населения стран, в которых они проживают" [4].
Первоначально к малоимущим (бедным) категориям населения в Республике Республика Беларусь относились лица с уровнем располагаемых доходов ниже 60% минимального потребительского бюджета.
Таким образом, в соответствии с белорусским законодательством малообеспеченными гражданами (семьями) считаются граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Для международных сравнений ООН и Всемирным банком в качестве пороговых значений бедности в стране было предложено использовать показатели долей населения, имеющих различный доход на человека в день, - менее 1 доллара США, менее 2,15 доллара и менее 4 долларов в день по паритету покупательной способности (ППС).
Перед международным сообществом (Саммит тысячелетия, Нью-Йорк, 2000 год) была поставлена задача к 2015 году сократить вдвое долю населения, чье материальное положение можно охарактеризовать как бедность. Республика Беларусь взяла на себя повышенные обязательства: сократить более чем втрое в период 2000-2015 годов долю населения, живущего ниже национальной черты бедности. Анализ ситуации в данной области в нашей стране в соответствии с методическими рекомендациями ООН дает основание заключить, что эта задача успешно реализована уже сегодня.
Наибольшему риску бедности в Республике Республика Беларусь подвержены лица, проживающие в сельской местности, малых городах, а также семьи с высокой степенью иждивенчества. Однако следует отметить, что в сельской местности значительная доля населения занята в личных подсобных хозяйствах, что позволяет компенсировать расходы семей, связанные с приобретением продуктов питания. Поэтому для проживающего там населения наибольшую актуальность имеют "денежные" аспекты бедности, связанные с доступностью непродовольственных товаров и услуг.
Вторым по значимости местом концентрации бедности в Республике Республика Беларусь выступают малые города, где проживает примерно 6% населения страны. Это явление в малых городах страны, как и в сельской местности, во многом определяется неразвитостью локальных рынков труда, а также неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием градообразующих предприятий.
К наименее проблемным в данном отношении регионам Республике Республика Беларусь относится Минск, областные центры (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев), а также Борисов, Барановичи, Бобруйск и некоторые другие крупные города, обладающие достаточно развитым экономическим, социально-культурным и интеллектуальным потенциалом.
Для решения проблем малообеспеченности (бедности) в Республике Республика Беларусь разработаны и реализуются ежегодные программы занятости населения, государственные программы поддержки и развития предпринимательства, Комплексная система мер по социальной защите населения Республики Республика Беларусь и другие.
Расходы на социальные программы в Республике Республика Беларусь являются одними из самых высоких среди стран СНГ. Широко задействуется и такой механизм, как предоставление социальных льгот и гарантий, доступ к которым осуществляется по категориальному принципу.
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 к 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.
Для Республике Республика Беларусь можно выделить такие факторы, как:
· экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью в дополнительных средствах существования для жителей пострадавших районов;
· географический;
· социально-экономический;
· профессиональный;
· демографический;
· социально-политический.
В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Республика Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.
Неравенство доходов достигло своего максимума в Республике Республика Беларусь в середине 1990-х годов. С 1995 года оно оставалось на довольно низком и стабильном уровне, выраженное как в индексе Джини, так и в индексе Тайла. Неравенство расходов (но не доходов) достигло максимума в 1999 году, после российского финансового кризиса, после чего снижалось. Тренд изменился в 2004 году, когда начался небольшой рост неравенства как доходов, так и расходов.
Региональное неравенство распределено почти равномерно между областями, ни в одной из них оно не отличается в значительной мере от других. Изменения в уровне неравенства для всей страны в основном обусловлены изменениями неравенства в Минске, который также имеет немного больший уровень неравенства в сравнении с другими городами.