Судебная система. Органы контроля. Систему общих судов в Швеции с 1789 г

Систему общих судов в Швеции с 1789 г. возглавляет Верховный суд. Он состоит из не менее чем 22 членов (советников юстиции), 1 из которых правительство назначает председателем. В Верховном суде действуют 3 отделения, где дела рассматриваются в составе 5-7 членов суда.

Основная его функция - рассмотрение жалоб на приговоры и решения апелляционных судов (так называемый пересмотр судебных решений). Верховный суд может принять жалобы и по вопросам права, и в связи с неправильной оценкой фактических обстоятельств дела, в том числе доказательств. Однако само право на обжалование в Верховный суд весьма ограничено: вопрос о принятии той или иной жалобы к разбирательству решается коллегией из 3 судей (иногда - 1 судьей) по их усмотрению, а те отбирают лишь дела, значение которых существенно для судебной практики в целом. В качестве суда первой инстанции Верховный суд рассматривает дела об ответственности за должностные преступления министров и других высших должностных лиц. В случаях, когда речь идет о правовых принципах или толковании закона, дела по представлению отделений рассматривает пленарное заседание Верховного суда. Его решения определяющим образом влияют на правоприменительную деятельность судов и официальных учреждений.

6 апелляционных судов (соответственно числу округов, охватывающих в совокупности всю территорию страны) имеют по 2 или более отделений и включают каждый: председателя, одного или нескольких лагманов (председательствующих в составах суда) и родманов (членов суда). В составе 4-5 судей эти суды слушают апелляционные жалобы на приговоры и решения, вынесенные нижестоящими судами по уголовным и гражданским делам, предпринимая, по существу, новое судебное разбирательство с привлечением при необходимости даже новых доказательств (в Швеции обжалуется обычно не более 5% приговоров и решений нижестоящих судов). Они же в качестве суда первой инстанции рассматривают некоторые категории уголовных дел. Если при этом обвиняемому грозит наказание более строгое, чем штраф, то суд заседает в составе 3-4 штатных судей и 2-3 заседателей (асессоров). Предварительная подготовка дела, подлежащего рассмотрению в апелляционном суде, может быть поручена штатному судье или служащему суда.

Окружные суды (их в стране около 100), часто называемые сессионными, пришли на смену существовавшим до 1971 г. сельским и городским судам, весьма различавшимся по составу и полномочиям. Это низовое звено судебной системы. Они состоят из лагмана и различного числа родманов (в некоторых судах по 1, в окружном суде Стокгольма их более 100) и рассматривают по первой инстанции подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел. В разбирательстве уголовных и брачно-семейных дел участвуют 1 штатный судья и 5 заседателей, в гражданских - 3 штатных судьи. Единоличный судья вправе рассматривать дела о малозначительных уголовных преступлениях, наказуемых только штрафом, и проводить подготовительное разбирательство по гражданским делам, что бывает довольно часто. Заседатели, избираемые собраниями коммунальных уполномоченных сроком на 6 лет, участвуют совместно с судьей в разбирательстве дела, и принятое ими даже вопреки мнению судьи решение, если за него высказались 4 из 5 заседателей, считается окончательным приговором по уголовному делу (в противном случае оглашается приговор, предложенный судьей). Аналогичные правила действуют и при рассмотрении брачно-семейных дел. Жюри присяжных заседателей, выносящих лишь вердикт о виновности или невиновности, создается только для разбирательства дел о преступлениях против Закона о печати 1974 г. Для рассмотрения гражданских дел с относительно небольшой суммой иска существует упрощенная процедура судебного разбирательства единоличным судьей и, как правило, без участия адвокатов (Закон о рассмотрении мелких исков 1974 г.). Шведское законодательство допускает также рассмотрение гражданских споров арбитрами. Согласно Закону об арбитрах 1929 г. каждая из сторон назначает своего арбитра, а те выбирают третьего. Решение арбитров окончательно, но по некоторым формальным основаниям может быть обжаловано в общие суды.

На судей окружных судов возложена также регистрация сделок по продаже и закладу земельных участков, регистрация завещаний, надзор за опекой и управлением имущества несовершеннолетних.

В Швеции имеется развитая система учреждений административной юстиции, рассматривающих жалобы на действия государственных и муниципальных учреждений (однако споры по договорам, заключенным властями с частными лицами или компаниями, а также иски из причинения вреда, предъявленные властям, подлежат разбирательству в общих судах). Их деятельность регулируется Административно-процессуальным кодексом 1971 г. Возглавляет эту систему Верховный административный суд (в Стокгольме, основан в 1909 г.), состоящий из 21 судьи и по своим функциям, структуре и организации деятельности аналогичный Верховному суду Швеции. Он занят главным образом рассмотрением жалоб на решения, вынесенные нижестоящими апелляционными административными судами, но только в тех случаях, когда соответствующая коллегия сочтет такое рассмотрение целесообразным. Некоторые категории жалоб, обращенных в органы административной юстиции, рассматриваются Верховным административным судом по первой инстанции.

Апелляционные административные суды (их 4) также напоминают общие апелляционные суды. Они рассматривают жалобы на решения нижестоящих административных судов, а также слушают по первой инстанции жалобы на решения административных органов по вопросам заработной платы служащих, социального обеспечения и др. Конкретные дела слушаются составом из 3-4 штатных судей, а в некоторых случаях - 3 судей и 2 заседателей. Имеется также Налоговый апелляционный суд.

Низшее звено этой системы - административный суд лена (лентрадиционная административно-территориальная единица). Дела в нем слушает 1 штатный судья с участием 3 заседателей. В компетенцию этого суда входит разбирательство споров по налоговому обложению, о лишении водительских прав, о наложении ареста на имущество, о принудительной передаче детей от одного из родителей другому и т.д. Административный суд лена может рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних, о принятии мер к алкоголикам и наркоманам.

Наряду с названными общими и административными судами имеется довольно большое число специальных судов - по жилищным вопросам, по делам о земельной собственности, по делам социального страхования, коммерческий и др. Среди них наиболее важную роль играет Суд по трудовым конфликтам (основан в 1928 г.). Согласно Закону о судопроизводстве по трудовым спорам 1974 г. он в качестве первой и окончательной инстанции рассматривает конфликты, возникающие в связи с толкованием и применением коллективных договоров, а также жалобы на решения окружных судов по иным спорам между предпринимателями и работниками.

Судьи назначаются на свои должности правительством из числа шведских граждан, имеющих высшее юридическое образование (ученую степень) и сдавших установленные законом квалификационные экзамены. Свою карьеру все шведские судьи, как и многие другие юристы, начинают со стажировки в качестве клерков при судах.

Особое место в системе государственных учреждений и судебных органов принадлежит Канцлеру юстиции и омбудсманам. Канцлер в отличие от министра юстиции не входит в правительство, но подчиняется ему (некогда он подчинялся непосредственно Королю). Он возбуждает дела по обвинению в должностных преступлениях членов высших судебных органов, ведет контроль за осуществлением законодательства о свободе печати и выполняет некоторые другие надзорные функции, в частности в отношении адвокатов. Со времени конституционных реформ 1809 г. существует и должность Омбудсмана юстиции - уполномоченного Риксдага, надзирающего за отправлением правосудия и соблюдением законов должностными лицами и государственными учреждениями. В 1970-1990 гг. в Швеции учреждены должности 5 омбудсманов в ряде специальных областей общественной жизни - по этническому равноправию (с 1986 г.), по равноправию полов (с 1980 г.), по правам потребителей (с 1971 г.), детей (с 1993 г.) и инвалидов (с 1994 г.). Они назначаются сроком на 4 года из числа опытных юристов. Будучи призваны защищать интересы граждан, омбудсманы принимают жалобы на нарушения их прав, но могут лишь ходатайствовать об отмене незаконных решений и распоряжений властей. Ежегодно они представляют отчеты парламенту.

Расследование подавляющего числа дел об уголовных преступлениях ведет полиция, наиболее серьезных дел - прокуратура. Поддерживает обвинение в суде государственный обвинитель (прокурор). Он вправе отказаться от судебного преследования, даже если речь идет о серьезном преступлении, либо вместо передачи дела в суд предложить обвиняемому уплатить предусмотренный законом штраф, чем признать себя виновным. Правами на прекращение уголовного дела, в том числе с уплатой штрафа, обладает и полиция. Поддерживают обвинение по уголовным делам в судах низшей инстанции, как правило, окружные прокуроры, в апелляционных судах - прокуроры ленов, в Верховном суде - генеральный прокурор (он состоит при Верховном суде, но осуществляет общий контроль за деятельностью прокуроров всех рангов и их помощников).

Интересы сторон в гражданском процессе, обвиняемого и потерпевшего в уголовном процессе могут (но не обязательно) представлять адвокаты. Выступать в суде в этом качестве вправе только члены Шведской ассоциации адвокатов, принятые в нее после 5 лет практической юридической работы и сдачи соответствующих экзаменов. Значительное число жителей Швеции имеет право на бесплатную либо частично оплачиваемую юридическую помощь, в том числе со стороны государственного защитника по уголовному делу. Кроме того, многие из них застрахованы на случай расходов по судебным делам.

Литература

Введение в шведское право / Под ред. проф. Б. С. Крылова. М., 1986.

Швеция. Конституция и законодательные акты. М., 1983.

Уголовный кодекс Швеции / Пер. С.С.Беляева и А. С. Михлина. М., 2000.

An Introduction to Swedish Law // Ed. Stromholm S. Stockholm, 1991.

Шри-Ланка

Наши рекомендации