Сущность экономического понятия внешнеэкономической деятельности фирмы

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Л.И. ЕГОРОВА

ОРГАНИЦАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Учебно-методическое пособие

Краснодар 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. 5

1.1 Содержание предмета, цели и задачи курса. 5

1.2 Сущность экономического понятия внешнеэкономической деятельности фирмы.. 7

1.3 Развитие мирохозяйственных связей как важнейшее условие возникновения ВЭД хозяйствующих субъектов. 10

1.4 Современные проблемы и тенденции развития мирохозяйственных связей 11

1.5 Сущность внешнеэкономического комплекса РФ.. 12

1.6 Правовые основы регулирования РФ.. 14

ТЕМА 2. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ... 15

2.1 Экономическая сущность внешнеэкономической политики: понятие, признаки и принципы.. 15

2.2 Состав внешнеэкономической политики. Цели и инструменты регулирования. 18

2.3 Внешнеторговая политика, её понятие. 19

2.4 Внешнеинвестиционная политика, ее понятие. 21

2.5 Валютная политика, ее понятие. 23

2.6 Таможенная политика, ее понятие. 26

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 29

3.1 Экономическая сущность регулирования ВЭД предприятий: цели, задачи, методы, принципы и функции в управлении и регулировании ВЭД предприятий 29

3.2 Основные регулирующие федеральные органы и службы.. 32

3.3 Контролирующие и содействующие организации, осуществляющие ВЭД предприятий. 42

ТЕМА 4. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ... 49

4.1 Международная практика и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 49

4.2 Принципы и методы регламентации внешнеэкономической деятельности в отечественной и зарубежной практике. 52

4.3 Методы регламентации ВЭД.. 55

4.3.1 Тарифные препятствия во внешней торговле. 55

4.3.2 Нетарифные препятствия для торговли. 61

ТЕМА 5. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРАКТ.. 80

5.1 Понятие и сущность внешнеторгового контракта. 80

5.2 Разделы внешнеторгового контракта. 80

5.3 Форма расчетов. 81

ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРАКТ.. 82

6.1 Понятие, сущность международного контракта. 82

6.2 Стороны контракта. 87

6.2.1 Юридическое лицо. 88

6.2.2 Физическое лицо. 89

6.3 Предмет и объект контракта. 90

6.3.1 Общие понятия. 90

6.3.2 Купля-продажа. 92

6.3.3 Аренда и лизинг. 93

6.3.4 Международный туризм.. 94

6.3.5 Международное производственное и научно-техническое сотрудничество. 95

6.3.6 Инжиниринг и ноу-хау. 96

6.3.7 Агентские и дилерские услуги. 96

6.3.8 Перевозки. 97

6.3.9 Страхование. 97

ТЕМА 7. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 100

7.1 Сущность и методологические основы планирования ВЭД предприятия 100

ТЕМА 8. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ПРОДУКЦИИ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ. 108

8.1 Сущность и методика оценки конкурентоспособности товара и производителя. 108

8.2. Качество как основа конкурентоспособности продукции на мировом рынке и способы его подтверждения. 120

8.3 Идентификация продукции и её значение в международной практике. 138

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 143

9.1 Сущность и формы организации управления ВЭД на предприятии 143

9.2 Анализ различных структур управления ВЭД предприятий и функциональных обязанностей их специалистов. 149

ТЕМА 10. СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТОРОННИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.. 161

10.1 Роль банков во внешнеэкономической деятельности предприятий 161

10.2 Работа участника ВЭД с транспортными компаниями по организации международных перевозок. 172

10.3 Схема взаимоотношений предприятия со страховыми компаниями во внешнеэкономической деятельности. 191

10.4 Взаимодействие участника ВЭД с таможенными брокерами. 203

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 215

ТЕМА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ.

Содержание предмета, цели и задачи курса

Содержание предмета курса включает:

1. Изучение содержания и направлений регламентаций со стороны государства деятельности хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономической деятельности

2. Изучение направлений и тенденций мирохозяйственных связей России в разрезе международных отношений компаний

3. Изучение механизма (материалов и инструментов) регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий

4. Ознакомление с основами контрактной деятельности хозяйствующих субъектов (сущность и структура контракта)

Субъекты регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий:

– Федеральное собрание (законодательный орган)

– Президент

– Правительство

– Российские контролирующие и содействующие организации

– Международные экономические регулирующие организации

Обобщающее понятие предмета «Основы организации и регулирования внешнеэкономической деятельности фирмы»:

Внешнеэкономическая деятельность предприятия представляет собой осуществление многообразных экономических связей хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами.

Вывод:

Понятие предмета включает изучение внешнеэкономических процессов организации и регулирование участия хозяйствующих субъектов на мега-, макро- и микроуровне.

Мегауровень предполагает регламентирование внешнеэкономической деятельности фирмы со стороны международных организаций.

Макроуровень предполагает регулирование использования природных, материальных, трудовых, финансовых, научно-технических и других производственных ресурсов, которые используются во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Микроуровень включает непосредственное регулирование внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Цели курса:

1. Формирование у слушателей целостной системы знаний по управлению, регулированию внешнеэкономической деятельности

2. Изучение понятийно-терминологического аппарата, характеризующего механизм организации и регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов

3. Изучение организационных моделей и стратегий внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов

Задачи курса:

1. Сформировать у студентов необходимые минимальные теоретические и практические знания по организации и регулированию внешнеэкономической деятельности

2. Научить студентов экономически правильно оценивать состояние и особенности внешнеэкономической деятельности фирмы и направления её регулирования

3. Привить практические навыки анализа эффективности методов управления и регулирования внешнеэкономической деятельности

Сущность экономического понятия внешнеэкономической деятельности фирмы

Внешнеэкономическая деятельность фирмы осуществляется на макро - и микроуровне. В общегосударственном масштабе в эту деятельность вовлекаются органы государственной власти.

Внешнеэкономическая деятельность проводится в масштабах всего народохозяйственного комплекса, крупных экономических комплексов, отдельных отраслей и подотраслей (отраслевой уровень), а также в рамках отдельных федеральных округов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (региональный уровень).

Кроме того, очень важное значение имеет деятельность общественных организаций и объединений, которые содействуют развитию внешнеэкономической деятельности.

Вывод 1:

В развернутое понимание внешнеэкономической деятельности фирмы включаются 3 компонента:

1. Внешнеэкономическая деятельность государства в лице органа власти - федеральные, региональные, муниципальные органы власти, которые выполняют строго определенные управленческо-регулирующие функции. При этом они обеспечивают надлежащие условия для осуществления внешнеэкономической деятельности между резидентами и нерезидентами, то есть между Россией и иностранными государствами, а также с международными организациями.

2. Внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов - предприятий, коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, которые взаимодействуют с зарубежными партнерами.

3. Внешнеэкономическая деятельность содействующих организаций - деятельность различных общественных организаций.

Вывод 2:

Содержание экономического понятия внешнеэкономической деятельности в общем виде можно определить как осуществление многообразных экономических связей с иностранными партнерами.

Осуществление внешнеэкономической деятельности имеет ряд особенностей:

1. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей экономической деятельности, которая осуществляется в стране. Путем внешней торговли на зарубежных рынках реализуются отечественные экспортные товары и ресурсы, что приносит доход в иностранной валюте. Внешнеторговый обмен способствует соизмерению национальных издержек производства и других важных экономических показателей, существовавших в мировой практике.

Внешнеэкономическая деятельность оказывает существенное влияние на общеэкономическую ситуацию, так как она может стимулировать или тормозить социально-экономическое развитие страны.

2. Внешнеэкономическая деятельность органично вписывается во всю международную деятельность государства. При этом внешнеэкономическая деятельность способствует реализации внешнеполитических задач страны.

3. Лежащие в основе внешнеэкономической деятельности внешнеторговые связи страны являются не только составной частью международной торговли, но и всей мировой торговой системы. Поэтому национальный рынок России можно считать составной частью мирового рынка.

Поэтому участие России в мирохозяйственных связях предполагает надлежащую организацию управляемого рационального взаимодействия национального рынка с зарубежными.

4. Современная ВЭД по содержанию и по формам многообразна, т.е. на ряду с внешней торговлей важную роль играют промышленные, инвестиционные, производственные, кооперационные, научно-технические и другие виды сотрудничества с зарубежными странами.

5. Основным содержанием ВЭД при толковании ее как коммерческой деятельности является осуществление внешнеторговых и иных внешнеэкономических операций. Характер этой деятельности, которая осуществляется на внешнем рынке, существенно отличается от коммерческой деятельности на внутреннем рынке.

6. Для профессионального ведения ВЭД требуется ее обеспечение (производственно­техническое, маркетингово-конъюнктурное, валютно-финансовое, транспортно­логистическое, организационно-управленческое, организационно-документальное, кадровое, правовое и др.).

Наши рекомендации