Понятие государства: характеристика основных признаков

Государство – это особая организация социальной власти. Изложенное определение является предварительным. В нем акцентируется внимание на двух важнейших аспектах обозначаемого понятия. Во-первых, на том, что речь идет об особом социальном явлении. Это значит, что термин государство применим только к сообществам людей, находящимся на определенной ступени исторического развития. Государства возникают там и тогда, где и когда для этого созревают необходимые социально-экономические, идеологические и иные предпосылки. Во-вторых, государство обладает властной природой. В каких бы выражениях не определялось данное понятие (например, как определенный союз, сообщество, институт и т.п.), во всех случаях речь идет прежде всего об организации власти. Власть – необходимый атрибут и сущностная черта любого государства.

Государство – явление историческое. Многие тысячи лет человеческое общество существовало в рамках так называемого родоплеменного устройства. Коренные изменения родовой строй начала претерпевать в эпоху неолита (последняя эпоха каменного века, 8 - 3 тысячелетие до н. э.), по мере совершенствования орудий труда и перехода от присваивающих к производящим формам трудовой деятельности (земледелию, скотоводству и др.). Эти изменения в последующем повлекли трансформацию первобытного общества в общество цивилизованное, а на смену родовой организации власти пришло государство. Следовательно, вопрос о признаках государства, это в первую очередь вопрос о тех характерных чертах, особенностях которые отличают государство от родовой организации власти. Признаки государства позволяют также провести четкую грань, отделяющую государство от иных социальных организаций (религиозных, партийных и т.п.).

Учитывая это, государство характеризуется, прежде всего, как организация власти: территориальная, политическая, правовая, суверенная и взимающая налоги.

1. Термин территория используется в двух основных значениях: географическом и политико-правовом. Как географическое понятие, территория означает земельное (воздушное, водное) пространство с определенными границами. Территория в указанном смысле является необходимой материальной основой существования всякого человеческого сообщества, независимо от того, организовано оно в государство, или нет. Естественно поэтому, что и государство имеет свою территорию, то есть то пространство, на котором проживает население данного государства.

2.Социальной основой государства являются определенные общности людей, населяющие известную территорию. В государствоведении такие общности принято называть государствообразующим народом, или населением государства. Население государства составляют выходцы из различных родоплеменных, этнических и других групп. Учитывая это, государство иногда определяют как неродственный союз, или союз между чужими. Тем самым подчеркивается связь государства с некой территориальной организацией населения, а не родовой. С момента своего возникновения государство всячески способствовало укреплению территориальной структуры общества и преодолению остатков родовой солидарности.

Политико-правовое положение различных социальных групп населения (сословий, классов, цехов и т.п.) в государстве не одинаково и зависит от многих факторов. Общим, однако, остается то, что по отношению к государству население выступает, с одной стороны, как подчиняющееся его власти, а, с другой, как участвующее в ее осуществлении. Эти две стороны политико-правового статуса населения в государстве получили отражение в таких, неизвестных родовому обществу и какой-либо другой организации, категориях, как подданство и гражданство. Оба понятия взаимосвязаны и указывают на устойчивую политико-правовую связь личности с государством. Само слово «гражданин» этимологически восходит к греческому polis (город-государство) и буквально означает - горожанин, житель города, то есть достаточно определенно фиксирует принадлежность лица к некоторой территориальной организации (городу-государству), а не к роду.

3. Политическая (публичная) власть. Власть – категория общесоциальная. В той или иной форме она присуща любой устойчивой социальной общности (роду, семье, трудовому коллективу, политической партии и т.д.). В наиболее обобщенной форме власть определяется как авторитет, который способен заставить повиноваться. Другими словами - это способность конкретного индивида, или определенной социальной группы, или всего общества осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее, если необходимо, другим людям. Следовательно, признаком государства является не власть вообще, а именно политическая (особая публичная) власть. Государство – это организация политической власти.

4.Следующей особенностью политической власти является ее отчетливо выраженный силовой, принудительный характер. В своем осуществлении она опирается на органы, специально предназначенные для реализации принудительных функций (полиция, органы безопасности, суды, армия и т.д.). Данная особенность закономерно вытекает из вышесказанного. Если в родовом обществе власть выполняла в основном функции координатора коллективных действий, мудрого советника и наставника, и опиралась на вековые традиции, уважение, моральный авторитет и т.п., то государству необходима сила, способная противостоять социальной дезинтеграции и удерживать общество с его противоречивыми интересами в границах установленного правопорядка. Такой силой и является политическая власть, опирающаяся на аппарат принуждения. При этом государство монополизирует функцию публичного принуждения и выступает как организация, обладающая монополией на легитимное насилие.

Политическая власть обладает всеобщим, универсальным характером, она распространяется на все население государства в пределах его территории и подчинение такой власти рассматривается как обязанность всех и каждого, независимо от социального положения, вероисповедания и т.д.

5. Связь с правом. Государство и право - специфичные социальные явления. Если государство – это организация политической власти, то право – особая система социальных норм (правил поведения). Вместе с тем, указанные понятия сущностно взаимосвязаны, то есть необходимо предполагают и дополняют друг друга. Право исторически возникает и реально функционирует как нормативная система государственно-организованного общества. Оно приходит на смену родовым обычаям и традициям, как присущий именно государству способ установления единого правового порядка, средство стабилизации общественных отношений на основе единых и общеобязательных требований, опирающихся на авторитет государства. Именно в таком качестве право становится исторически востребованным и незаменимым.

6. Суверенитет. Данный признак отражает особый статус государства как субъекта международных отношений, а также подчеркивает его исключительное положение внутри страны. В соответствии с этим, говорят о внешнем и внутреннем аспектах государственного суверенитета.

Государственный суверенитет означает, во-первых, независимость государства на международной арене, его самостоятельность в решении вопросов внутренней и внешней политики, недопустимость произвольного вмешательства в дела государства иных субъектов международных отношений; во-вторых, верховенство и независимость государственной власти по отношению к любой другой организации, находящейся в пределах территории данного государства.

Суверенитет государства проявляется в его особых прерогативах (суверенных правах): а) быть официальным представителем всего общества (народа), выступать от его имени и в его интересах как внутри страны, так и за ее пределами; б) устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы); в) применять меры правового, то есть юридически обоснованного, принуждения к нарушителям установленного порядка, вводить в необходимых случаях различные особые режимы в целях обеспечения законности, безопасности, прав и свобод личности; г) содержать за счет граждан вооруженные силы, органы государственной безопасности и иные специальные подразделения, необходимые для обеспечения государственного суверенитета.

7. Обязательные сборы с населения, налоги. Взимание государственных налогов обусловлено, во-первых, необходимостью содержать государственный аппарат, то есть тех людей, которые осуществляют функции государства и непосредственно не заняты в сфере материального производства. Во-вторых, задачами государства по осуществлению разнообразных общесоциальных функций (поддержка образования, медицины, науки, культуры, создание общественных запасов, строительство средств коммуникации и т.п.).

Налоги устанавливаются государством в качестве обязательной повинности и только государство может при определенных условиях освободить от их уплаты. Они поступают в фонд государства. Этим государственные налоги отличаются от разнообразных добровольных пожертвований (например, в фонд определенной религиозной общины), членских взносов (например, партийных, профсоюзных) и тому подобных платежей.

  Народ (население)  
Территория государства   Публичная власть
  Государство – единая организация политической власти общества, распространяющая власть на население, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и как особый механизм управления и подавления    
Правовая система   Связь с правом
  Налоги и сборы  
         

Сущность государства

Анализ понятия государства был бы не полным без обращения к проблеме его сущности. Сущность – это смысл государства, то есть главное, определяющее, закономерное в его содержании. Сущность не лежит на поверхности, она не дана непосредственно в ощущении. Сущность государства, как и любого другого явления, постигается разумом как его основная идея, очищенная от всего случайного, второстепенного, преходящего. Правильное понимание сущности государства важно не только в научно-теоретическом, но и практическом плане, ибо от того, как мы понимаем государство, во многом зависит и то, какое государство мы имеем и строим в реальности. Именно поэтому учение о сущности государства не может быть отвлеченно-схоластическим, надуманным. Оно всегда глубоко связано с насущными потребностями людей, с их устремлениями к установлению лучшего, более совершенного, разумного и справедливого государственного устройства.

Вопрос о сущности государства привлекал к себе пристальное внимание философов, политиков, юристов на протяжении многих веков. В работах мыслителей разных эпох и народов мы находим суждения о том, что есть государство, каков его смысл и истинное предназначение в жизни общества и отдельного человека. Этот вопрос остается центральным и для современного государствоведения.

Государство приходит на смену родовой общине как специфичный способ организации человеческого сообщества, обеспечивающий его нормальную жизнедеятельность и прогрессивное развитие в изменившихся социальных условиях. И подобно тому, как родовые объединения, с характерной для них организацией власти и социальными нормами, были естественной, то есть соответствующей уровню развития, формой существования первобытного общества, так и государство, с присущими ему властными институтами, принципами и нормами, явилось оптимальной формой организации общества в эпоху цивилизации.

Изложенный вывод имеет важное значение. Во-первых, он позволяет правильно решить вопрос о социальной ценности (необходимости, полезности) государства. Ценность государства состоит прежде всего в том, что никакое цивилизованное общество, достигшее соответствующего уровня социально-экономического и иного развития, не может обойтись без данной формы организации власти. Исторический опыт показывает, что кризис государственности отрицательно сказывается на всех сторонах жизнедеятельности общества (экономика, нравственность, правопорядок и т.д.). И, наоборот, укрепление государства является необходимым условием экономического роста, социальной стабильности, личной безопасности и т. д. По этой же причине, различные анархистские призывы разрушить государство, искоренить государственность во имя политического освобождения или каких-либо иных «благих» целей, не только нереальны, иллюзорны, но и антисоциальны. Крушение государства не только не дает политического или какого-то другого освобождения, но, наоборот, ввергает общество в пучину разрухи и нестабильности.

Во-вторых, государство в своем становлении, функционировании, развитии обусловлено состоянием и тенденциями развития самого общества. Другими словами, каково общество на том или ином этапе его исторического существования (по уровню экономического развития, социальной структуре, идеологии, культуре и т.д.), таково и государство. Следовательно, каждое государство сочетает в себе как общие черты, характерные для государства вообще, так и особенные, присущие лишь определенным историческим типам государств (рабовладельческому, феодальному и т.д.), а также те признаки, в которых выражаются единичные, неповторимые свойства каждого конкретного государства. Такая ситуация создает значительные затруднения при выявлении наиболее общих существенных свойств государства, поскольку есть большая вероятность того, что такое качество будет приписано тем или иным сторонам конкретного государства, имеющим единичное значение.

Один из существенных пороков классовой доктрины состоит в том, что она, в общем и целом, прививает негативно-отрицательное отношение к государству. И не только к нему, но и к праву, морали, религии, всему, что порождено материальной основой классового общества. Государство хотя и признается исторически необходимым, а в определенных случаях и прогрессивным, но, в целом, характеризуется как порождение несправедливого общественного устройства, как инструмент его охраны и упрочения. Отсюда делается вывод о необходимости коренной ломки существующих отношений в целях победы нового (коммунистического) строя, в котором не останется места угнетению и эксплуатации, а, следовательно, государству и праву. Классовое учение – это доктрина революций, переворотов, борьбы. Оно не может быть положено в основу современной концепции государства.

Второе направление в трактовке сущности государства условно может быть названо общесоциальным. Данное направление имеет богатую историю в европейской и мировой политико-правовой мысли, является господствующим и, по сути, традиционным. Государство здесь рассматривается как организация власти, необходимая для решения общих дел, призванная служить благу всего общества. Такое понимание сложилось еще в античности. И уже тогда сформировалось ясное осознание того, что в реальной действительности существующие государства далеко не всегда отвечают своему истинному предназначению. В связи с этим, в частности, государства делили на правильные, то есть те, которые служат общему благу, и неправильные, то есть те, которые отклоняются от своей действительной сущности и превращаются в орудие защиты частных интересов определенных социальных сил или самого правителя. С позиций общесоциального подхода, классовое государство, таким образом, должно быть охарактеризовано как неправильное, не соответствующее сущности (идее) государства, а значит, требующее совершенствования в целях приведения к нормальному состоянию. Другими словами, если государство исторически является в облике классовой диктатуры, тоталитаризма и мракобесия, то это отнюдь не означает, что в этом и есть истинная сущность и действительное назначение всякого государства, государства вообще.

Общесоциальный подход не игнорирует классовую основу государства, как об этом иногда пишут, а исходит из того, что в государстве классовые интересы должны осуществляться с учетом интересов всего остального общества. При помощи государства различные социальные слои, классы и т.п. группы населения получают возможность реализовать свои интересы в виде всеобщих требований данного государственно-организованного общества. В этом, главным образом, и проявляется связь государства с классовыми интересами. Однако, история свидетельствует, что даже в условиях крайней поляризации общества, когда политическая власть сосредотачивается в руках лишь незначительной части населения, государство вынуждено конституировать себя как определенный общесоциальный, надклассовый институт, как официальный представитель всего гражданского общества и решать общие дела.

Неоднородность общества никоем образом не исключает сотрудничества и взаимодействия между его различными частями во всех сферах общественных отношений - экономической, духовной, политической. Наоборот, именно такое сотрудничество, а не борьба, является нормальным и необходимым условием существования общества. Следовательно, государство должно способствовать социальной стабильности, преодолению классовых, национальных, межконфессиональных и других противоречий, поиску оптимальных путей для социального взаимодействия и согласия. Государство, отвечающее своей сущности и социальному назначению, является гарантом прав и свобод личности, ее чести и достоинства, силой, противостоящей социальному произволу и дезинтеграции. К реализации такой идеи государства и должна быть устремлена современная Россия.

Любое государство является «плодом» своего времени. При определении сущности государства должны учитываться не только социально-экономические, но и другие факторы (традиции, культура народа, особенности его истории и т.д.). Именно поэтому в современных исследованиях доминирует общецивилизационный взгляд на государство, как неотъемлемый компонент определенной цивилизации, обусловленный в своем функционировании и развитии всем многообразием общественных связей и отношений. Данный подход позволяет выйти за узкие рамки классово-экономической детерминации и рассматривать государство, например, как необходимое условие и важнейшее средство утверждения таких человеческих ценностей, как гуманизм, равноправие, свобода и т.д. В этой плоскости исследований открываются широкие перспективы для использования в государствоведческих работах достижений других отраслей научного знания (истории, культурологии, этнографии, социальной психологии и т.д.), что сегодня особенно важно.

Подводя итог всему сказанному, можно предложить следующее общее определение государства. Государство - это территориальная организация суверенной политической власти, управляющая делами всего общества в целях реализации общесоциальных интересов.

Понятие государства: характеристика основных признаков - student2.ru

Типология государства

Для глубокого и всестороннего изучения государства ученые часто используют дифференцированный подход. Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической литературе мнению, научные классификации (типологии) играют значительную роль в познании, поскольку служат важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования, представляют собой объективно необходимый, закономерный процесс познания естественно-исторического развития государства и права. В науке общей теории государства и права типология государства занимает одно из центральных мест и является одним из важнейших приемов и средств познания процесса развития государства.

Критерии типологии должны иметь объективный характер, всесторонне и адекватно отражать исследуемую государственно-правовую материю, вбирать в себя наиболее важные и в тоже время типичные для государства и права, находящиеся на определенном этапе развития, признаки и черты, в максимальной степени учитывать и отражать экономические, политические, социальные и иные условия, в которых функционирует государство и право.

В современных исследованиях по типологии государств преобладают два основных подхода – формационный и цивилизационный.

Формационный подход в качестве своей теоретической основы использует положения материалистической диалектики и понятие общественно-экономической формации. Основные положения формационной теории были изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей.

Основу общественно-экономической формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Главные производственные отношения — это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения, а также формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д. Несмотря на относительную самостоятельность надстроечных явлений, они, в конечном счете, обусловлены особенностями и уровнем развития экономических отношений

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий — формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую. Первые государства возникают при формировании рабовладельческого строя.

Рабовладельческое государство – первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющий собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновение феодальной общественно экономической формации (Хропанюк В.Н.). Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.

Буржуазный тип государства – это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Все вышеперечисленные государства характеризуются в марксисткой литературе как государства эксплуататорского типа.

Социалистический тип государства – согласно формационной теории – это высший и последний исторический тип государства. Его экономическую базу составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих, также оно имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.

Переходное государство – не вписывается в рамки формационной типологии и представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется последовательно от низшего типа к высшему на основе социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованном в сохранении существующего строя и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения.

Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т.д. Так образуется новая формация. В связи с этим в марксистской концепции истории значительная роль придавалась классовой борьбе и революциям. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории, а революции К. Маркс называл «локомотивами истории».

Сильная сторона этой концепции состоит в том, что на основе определенных критериев она создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс. Ясны движущие силы этого процесса, основные этапы и т.д.

Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается прежде всего под углом зрения становления и смены способа производства.

В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс в этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. Противники же формационного подхода указывают, что социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом общественной жизни, все же не играют в ней определяющей роли.

В-четвертых, формационный подход содержит элементы провиденциализма и социального утопизма. Формационная концепция предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной формации к бесклассовой коммунистической формации. К. Маркс и его ученики затратили много усилий для доказательства неотвратимости наступления эры коммунизма, в которой каждый будет вносить свое достояние по способностям, а получать от общества по потребностям. Выражаясь христианской терминологией, — достижение коммунизма означает достижение человечеством царства Божия на Земле. Утопический характер этой схемы обнаружился в последние десятилетия существования Советской власти и социалистической системы. Подавляющее большинство народов отказалось от «строительства коммунизма».

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;

4) выделение определенных критериев развития цивилизаций позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабой стороной цивилизационного подхода является аморфность критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

Еще большие трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite – мышление, психология) – это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности – творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.

Рекомендованная литература:

Алексеев Н.Н. Идея государства: Учебное пособие. СПб., 2001.

Ардашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение. 1992. № 2.

Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3.

Бачило И.Л, Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

Гиляров Е.М. Происхождение и сущность государства. М., 1998.

Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. М., 2002.

Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. № 11.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. № 7.

Заколодный В.П. Государство как основной институт политической власти: Учебное пособие. М., 1999.

Исаев М.А. О понятии права и государства в скандинавской доктрине // Государство и право. 2004. № 3.

Квачева П.И. Социогинез власти, общества, личности и государства. М., 2002.

Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003.

Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право, 2001, № 3.

Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.

Манов Г.Н. Признаки государства; новое прочтение // Политические проблемы теории государства: Сб. статей. М., 1993.

Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1.

Ромашов Р.А. Государство: территория, население, власть. СПб., 1998.

Рудковский В.А. Понятие государства. Волгоград, 2002.

Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.

Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Советское государство и право. 1992. № 5.

Чиркин В.Е, Основы государственной власти, М,, 1996.

Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. № 8.

Гуревич Н.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11.

Крашенинникова Н.А. Цивилизационные подходы к изучению истории государства и права // Методологические проблемы правоведения. М., 1994.

Маликов А.В. Обзор нетрадиционных типологий государства // Вестник МГУ. Сер. 11: Право. 1998. № 6.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

Ромашов Р.А. Государство: территория, население, власть. СПб., 1998.

Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибуллин А.Г. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. СПб., 2001.

Тойнби А.Д. Постижение истории: Сборник. М., 1996.

Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997.

Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Идеологическая деятельность государства и типология государственности. СПб., 1998.

Честнов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. № 3.

Яковец Ю.В. История цивилизации. М., 1997.

Вопросы студенту для самопроверки:

1.Назовите признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества.

2.Расскажите о теоретических основах и значении типологии государства, факторы, определяющие тип государства.

3.Формационный и цивилизационный подходы: их достоинства и слабые стороны.

Наши рекомендации