Новая политическая история

Лекция 3.

Государство не может существовать без национальной истории. Научные основы современной исторической науки возникают в 17 веке. Два направления: эрудиты, или антикварии, занимавшиеся чисто прочтением древних текстов; теория исторической науки – первые теоретики пытались создать некую схему, в которую вписывались бы факты. Помогла физика, которая была на тот момент единственной более или менее сформировавшейся наукой. Социальная физика – Весь мир делится на людей – атомов, которые подвержены всемирному притяжению. Основания: Гроций: Люди –атомы притягиваются чувством самосохранения, так как только сообща можно сохранить жизнь, свободу и собственность. Если какая-то власть несправедлива, то народ сообща может свергнуть ее. Но эта теория не отображена в трудах Гроция.

В Англии после революции Том Гоббс: люди –атомы не притягиваются, а отталкиваются эгоизмом, т.е. самосохранение не вместе, а за счет других. Война всех против всех. Но в этой войне возникают все равно естественный договор и общественные законы. Не делай другому того, что ты хочешь, чтобы делали тебе. Но даже в истории Англии не получилось применить эту схему. Гоббс выкинул историю и забил на историческую науку. Его младший современник Гаррингтон: люди –атомы отталкиваются из-за стремления к обогащению. Локк: Основа – богатство, у власти те, у кого деньги. Эти теории воплощаются вполне, но не в любой период времени. Но к концу 17 века рассмотрены более менее все тексты, так что существует необходимость в исторической схеме. Бейль: издание исторического и критического словаря. Задача: отобрать из истории Франции точно верные факты. В результате получилось несколько страниц словаря и три тома комментариев. Пришел к выводу, что история как наука невозможна.

Жан Батисто Вико: неаполитанец, который в 1725 году опубликовал трактат «Основание новой науки об общей природе наций».

Неаполь начала 18 века – самая жуткая дыра с тупейшими людьми и даже ещё более жуткая страна с ещё более тупыми людьми, люди, поколениями жившие на пляже

«Новая наука» - первая эволюционная теория развития человечества от низшей к высшей стадии

Деление истории на 3 периода:

1. Божественный

2. Героический

3. Человеческий

Люди-звери => люди-звери пробуждаются к духовной жизни под влиянием грозы - возникновение человека современного вида (кроманьонца) и языка, состоящего только из имён собственных, обожествление сил природы, люди живут в пещерах => сильные победили слабых, слабые попали в рабство, появление городов-государств, поэзия, возникновение демократии => борьба внутри демократии, борьба за распределение богатства, начинаются гражданские войны, анархия – необходима сильная личность для предотвращения – возникновение монархии, деградация общества, огрубление нравов => 2 пути: 1. Завоевание деградировавшего общества новыми, дикими, молодыми варварами 2. Ежли варвары отстутствуют – общество начнёт снова эволюционировать, но это не замкнутое движение, а движение по спирали. Выделил древний восток в отдельную эпоху. Показал, что все народы проходят эти этапы, но в разное время. В 30-е годы 19 века Вико прочел один историк и объяснил все, что тот написал, так как у Вико все очень образно. Вико объяснил происхождение языка, семьи, государства. Все что происходило в человеческом обществе доступно человеческому разуму, т.е. история как наука возможна. Письма о пользе изучения истории.

Эпоха просвещения

Прорыв вперед во всем, кроме истории. Шаг вперед: первая возможность аналитического исследования, изгнана религия из науки, от Вико взят всемирный эволюционный прогрессивный путь развития человечества, Но зато куча минусов. Прогресс понимается чисто механически, что всегда движение вперед, как на железной дороге, исчезло представление о внутренних законах и органическом развитии, господствует представление о том, что прошлое не стоит изучать, так как нужно перечеркнуть все, что было. Религия была изгнана, но на смену ее пришло понятие инстинктов.

Вольтер «Век Людовика 14-го». Вольтер признает всемирную историю и отказывается от европоцентризма, хотя на самом деле все равно занимается изучением Европы. Вместо религии появляются «дух времени» или «гений народа». У Вико нет ничего про личность в истории. У Вольтера роль личности определяющая. Выдумали учебники по истории. Система Вольтера – система выдвижных ящичков, так как нет никакой связи между различными сферами жизни. Отдельно история армии, культуры, придворной жизни.

Проблема периодизации и оглавления.

В конце 18 века Кондорсе, франц математик, предложил первую культорологическую периодизацию: 10 периодов: 1-ничего не известно 2 – до земледелия 3- до алфавита 4-до изобретения наук (Греция) 5- до упадка науки (появление христианства) 6 – до восстановления роли науки (эпоха крестовых походов) 7 – до книгопечатания 8 – освобождение науки от религии (реформация, географические открытия) 9 – период до французской революции, т.е. когда наука поставлена на службу обществу 10- будущее (установление царства ученых на земле, решение всех вопросов научными методами).

70-е годы 20 века Паркинсон: периодизация Европы по степени бритости мужских лиц)

Руссо – главный философ признававшийся якобинцами. Но якобинцы его скомпрометировали, так как их осудили --- кризис начала 19 века, разочарование в разуме, разочарование в науке. Наука насаждавшаяся гильотиной никого не страивала, и решили от нее отказаться, а взамен

1790 – Эрман Бёрк «Размышления о французской революции»: впервые формулирует иной принцип отношения к миру. Если раньше этика зависела от разумности (что разумно, то и хорошо), то у Берка зависит от полезности, давности(чем более древнее, тем более правильное), презумпция в пользу существующего порядка. На этом стоит современная историческая наука. История для Берка – сотрудничество поколений, которое и производит бессознательный отбор полезного и хорошего. Чем древнее установление, тем большее количество предков его отобрали. Презумпция в пользу существующего порядка – при разрушении старого наступает момент хаоса, особенно на уровне государства, а это плохо. Поэтому введение чего-то нового – отрицательно (Записка о древней и новой России). Однако Карамзин, в отличие от Берка, сочетает разум и бессознательную «мудрость предков». Отечественная наука не может сразу отказаться от эпохи просвещение. Берк об истории: Стихийность, бессознательность хода истории, следовательно история не может быть понята разумом, у истории нет законов, НО поколения относятся к какой-то нации, сотрудничество поколений – история развития нации. Изучать надо только национальную историю, а изучение других историй недостижимо. Нет роли личности, зато огромную роль играет историческая обстановка. Как понять, где начинается национальная история? Каждой нации присущ народный дух. Нации возникают после падения Рима, т.е. заниматься надо ранней средневековой историей, когда ясно, где какая нация.

Национальную историю бросаются развивать те, у кого были проблемы с независимостью (немцы, шотландцы). Историческая школа Права в Германии. Историки данной школы считали, что как источники можно использовать только документы с печатью. Развитие народного духа связано с развитием языка, как и язык, так и народный дух развивается эволюционно, а не революционно. Hoch Deutsch – искусственный язык, придуманный в середине 19 века для обучения в университетах.

Что такое немецкий народный дух? Карл Савиньи – основоположник Берлинского университета. Изучение духа по Савиньи: путем изучения прошлого, можно выявить народный дух и его проявления. Эйгхорн: индивидуальность. Рогге: стремление к личной неограниченной свободе, благородство и правдивость, так как судебные устройство древних германцев могло функционировать только при полной честности всех участников процесса (!!). Причем так как дух не меняется, то все характеристики свободно переносились на все поколения. А это существенная ошибка.

….пространный рассказ о пьянстве….

Реакция на просвещение – Гегель. Соединил идеи прогресса с идеей органического развития (по внутрен. законам), мировую историю с национальной, определил роль личности. Развитие мирового духа – история. Мировой дух – все человечество, т.е. история – развития человеческого общества по законам, выражается в народах. История всего человечества делится на национальные истории, т.е. каждый народ есть часть мировой истории. Есть общие законы для всех народов. Исторические и не исторические народы. Первые выражали степень развития мирового духа. Любой человек часть своего народа, те часть человечества. Роль личности в истории. Но это не движители, а орудия мирового духа. Через них осуществляются цели человечества. Т.е. мировой лидер ведет всех туда, куда они хотят идти. Великие лица воспринимают цели мирового духа как личные цели, поэтому их судьба трагична. Ведя за собой по пути, они неизбежно либо останавливаются раньше, чем вся толпа, либо они уходят слишком далеко. Эпоха готовит великих лиц, но они ее взамен меняют.

Гегель определил свойства мирового духа: стремление к свободе. История человечества как развитие идеи свободы. Прусская монархия – высший этап развития общества, так как уже свобода от церкви, свобода рабов, свобода политическая.

Диалектика. 1. Единство и борьба противоположностей. В любой жизнеспособной системе обязательно должно существовать нечто и его антипат. И только существование двух начал и обеспечивает жизнеспособность. Изучать надо переломные эпохи, когда явно выражен конфликт, потрясения – хорошо.

Второй закон. Противоречия, которые существуют в системе, накапливаются, пока не происходит взрыв. Развитие человечество скачкообразно, а не революционно.

Третий закон. Закон отрицания отрицания. ЗА любой системой последует другая, т.е. развитие не остановимо.

Показал, что национальная история не исключает мировой. Определил отношения человека и нации.

История Ранке, или событийная. Теория развития, когда историк воздерживается от суждений, а просто пересказывает источник.

История малых причин. Типа война случилась из-за стакана войны (Стакан воды).

Очередная лекция

Исторический материализм

Использование термина марксизм в качестве синонима к истмату не верен, так как марксизм – особое политическое учение.

Экономический материализм (вт пол 19 века).

Исторический материализм является базовой основой всех теорий: либо та или иная теоретическая школа выводит себя из истмата, либо отталкивается от него.

Истмат растворился в исторической науке.

1867 – Капитал.В 1859 – Критика теоретической экономики, тогда же вышла книга Дарвина. Позитивизм в науке – вера в торжество науки, замена просвещенческого разума. Капитал был рассчитан на рабочих. Энгельс приспособил то, что Маркс написал к нуждам истории. Теория формаций – это уже авторство Ленина. 29-89 года – истматовские работы в СССР. За пределами стран социалистического лагеря также придерживались истмата. Истмат впервые дошел до изучения производства и воспроизводство жизни, то есть удовлетворение минимальных человеческих потребностей, а не личностей. Государство не существует, если у людей нет возможности удовлетворять минимальные потребности.

Базис общества: Предмет труда – все, что дано в природе, а не создано человеком. + орудие труда – организационные принципы + люди = общественный продукт – все необходимое, включая детей. Это все называется производительными силами данного общества.

В процессе этого люди вступают между собой в отношения – производственные отношения – социальная форма производительных сил.

Все, что сюда не входит – надстройка.

Соответственно, все, что создано обществом можно свести к базису, но марксизм не предполагает во всем поиск базиса. То есть Пушкин не сводим к базису, но без базиса Пушкина не существовало бы.

Базис и надстройка – общественно –экономическая формация, то есть соотношение базиса и надстройки. Класс – большая группа людей, разделенных по месту в системе производственных отношений. В любом обществе можно выделить классы. Классовые отношения в процессе производства общественного продукта – классовая борьба. Отношения мужчины и женщины в древности – тоже классовая борьба.

На Огненной земле проводился эксперимент по передаче дикарям орудий. Но оно не использовалось. Изменение только в орудиях труда приводят к изменению базиса, а затем и формации, но только если поставлять их систематично и постоянно.

Изменения в предмете труда приводят к изменениям в формации также.

Такие изменения происходят только при базисных изменениях, то есть не так часто. Формационный подход: членение истории по формациям. Формация самодостаточна, то есть определяется сама собой. Истмат единственный дал ответ на вопрос «почему?», то есть выявил происхождение и причинно-следственные связи. Производственные отношения всегда отстают от производительными силами. Догоняют их скачкообразно – Гегель. Как правило все сводится к двум силам, чтобы было понятно движение. Истмат – единственная универсальная теория истории, то есть любая тема может быть рассмотрена с точки зрения истмата.

Опять лекция

Увы нам. Увы.

Истматовская схема становится актуальной на смене формаций. Всякое явление вписывается в базис

.Школа анналов.

Школа Анналов породила много других школ, для которых являлась базой. Представления об историческом времени сформировалось в школе анналов. 29-89 года – периол основного действия школы анналов, самая уважаемая историческая школа того времени. Только тот историк, работа которого была опубликована в журнале Анналы, может считать себя частью школы анналов. Писали по – французски, интересно. Идея о том, что журнал должен быть всем понятен. В основном занимались историей средневековой франции. Сами основоположники школы анналов вообще отрицали наличие такой школы.

Основоположник – Марк Блок. В 1929 создан журнал «Анналы экономической и социальной истории», после него (с 44) возглавил Февр до 65, а затем Бродель. От 85 – современность. «Анналы. Экономики. Общества. Цивилизации» - новое название послевоенное. Марк Блок «Апология истории». До него существовала истмат и событийная история, первый ему нравился больше. Проблемы он изучал те же, что и истмат. Впервые понял идеи Вальтера Скотта, где во введении он пишет, что в летописях замалчивают интересные факты о жизни, о которых можно догадаться по каким-то намекам, деталях. Читать надо не то, что написали, а выискивать то, что тебе надо. Опора на скрытую информацию источника. Идеи Вальтера Скотта в начале 19 века был переложен в историческую концепцию Тьерри. Мнение, образ мыслей, поступки людей – общее для всех стран, но формы проявления различны. То есть менталитет. Марк Блок указывал на недостаточную отточенность наших методов. Нелепо пытаться понять поступки людей, не зная их самочувствия и сознания.

Вопрос о критерии. Для Марка Блока критерием был он сам, то есть он судил о том, что бедняки в средневековье недоедали, так как судит он по себе. Данный критерий не выдерживает критики.

После войны появляется ключевое слово – цивилизация, изучение не менталитет отдельног человека, но менталитет цивилизации, то есть критерий- сами люди того времени. – Бродель. Изучение цивилизации изнутри.

Изучение объектов большое временной протяженности – объект изучения школы анналов. Не может изучать кратковременные явления. Объекты длительной протяженности делятся на три разряда: 1) постоянства – составляющие жизни, которые почти не меняются типа климата и географических объектов 2) структуры – долговременные факторы экономической, социальной и духовной жизни. Сельское хозяйство, скотоводство. Община, монархия, город. Биографии людей школа анналов не изучает, войны, революции, вся политическая история за пределами, культурная история тоже. Истмат занимается переломными моментами, а школа анналов наоборот.

Франция 20 века иная цивилизация по сравнению с Францией 18 века. Франция какого бы то ни было века иная цивилизация по сравнению с Англией. Англия и Франция – цивилизация Европы. Англия, Франция, Росиия – Западные цивилизации. Китай, Россия, Франция, Англия – цивилизации старого света. Цивилизация – относительное понятие и выявляется в сравнении. В рамках цивилизации изучается менталитет. Изучение отражение цивилизации в сознании людей – это главный принцип.

Возникает наука о человеке благодаря Марку Блоку, то етсь использование разных специальностей о человеке в целях изучения истории. Идея бригады мастеров. Но минус в том, что они говорят на разных языках из-за терминов и понятий.

После 65 года – сближение школы анналов и школы истмата. От школы анналов отпочковались в 60-е Дюбу и Ле Гофф – школа истории ментальностей. Провозгласили изучение менталитета меньших групп людей, так как цивилизация – что-то слишком большое. Но не индивидов. Критерий определения величины группы – специфика менталитета.

Ключевой вопрос школы анналов – вопрос как?

Кропотливейшая работа по выявлению скрытой информации, нужно очень много информации переработать, но создание теорий не нужно.

Культурология.

Третья и последняя первичная школа, по которой можно написать учебник.

Культура – совокупность духовных и материальных ценностей.

Культурология – теоретическое направление исторической науки, изучающая культуру в широком смысле слова. Культурология – живое и самое распространенное и популярное направление. Основоположник культурологи – Л. Уайт. – теоретик культурологии. По мыли Уайта культура – некая объективная категория.

Три подсистемы: 1) технологическая (базисная система) 2) социальная 3) духовная

Для культурологи самое важное – вторая составляющая, а именно типы коллективного поведения, содержание общественной жизни. Культурология изучает это с внешней стороны, то есть не через менталитет. Человечество делиться на культурные типы.

Главная ниша, которую заняла культурология – культурный исторический опыт, то есть занимается не всем тем, что создано человечеством, но только тем, что имеет отношение к современной исторической памяти. Актуальность. Например, изучая съезд партии, культурология займется тем, откуда делегаты узнали о съезде, кто где сидел, где проходил съезд и на какие деньги.

Историческая антропология

Бюргьер – опубликовал в сборнике «Новая историческая наука» статью «Итсорическая антропология». Француз. Изучение меньших групп людей, их коллективное поведение, т.е. интерес к межличностным и межгрупповым отношениям, при этом группы небольшие, состоят из знакомых людей, также пересекающихся с другими изучаемыми группами. Социальные практики – изучение поведения людей. Культурные практики .

Сопоставление культурологии и исторической антропологии

Существует понятие культорологический подход, поэтому культурология может представить историю в ее развитии, а антропология нет. Культура – сравнительно-историческое явление, поэтому компаративизм еще сильнее проявляется. Культура выявляется в сравнении. Одно и то же явление может быть вписано сразу в несколько культур. Определить все характеристики культуры невозможно выявить. Культура в широком смысле слова состоит из междисциплинарного исследования. Диалог культур – исследование культурологии (сравнение внешних параметров съездов фашистской и коммунистической партии). В антропологии необязательна междисциплинарность, только иногда применяется историческая психология. В культурологии возможна эволюция, а в антропологии нет.

Культурология и антропология отпочковали практические направления. Особой разницы между теорией и практикой нет. Например, инструкция как освещать в телевидении смерть монарха, при этом сохранив традиции.

Историческая антропология прикладная занимается созданием нужных условий для того или иного поведения людей.

Лекция…..

Постмодернизм в истории.

До 1960 все шло тихо и гладко, и не было особых споров, кроме споров между направлениями. Возник постмодернизм. Постмодернистский кризис коснулся и исторической науки. Кризис науки всегда плохо. Филологи взялись за изучение исторических текстов. Филологи, которые взялись за это изучение, специалисты по тексту и его структуре. Х.Уайт и Анкерсмит – основатели. Голландская сравнительная лингвистика. Источники – письменные тексты, а значит этим может заниматься филология. Обнаружили социо-культурный релятивизм, те субъективность авторской оценки и субъективность читательского восприятия. Первоначально они занялись средствами выражения – лингвистический оборот. К 80-м речь зашла о самостоятельной значимости изучения исторического текста – литературный поворот. Вместе это новая интеллектуальная история.

Выяснили. Все термины исторической науки – метафоры, т.е. у каждого значат разное. Относительность истины в истории. Истины нет в исторической науке, те история не наука, а область творчества.

Критика со стороны филологов была поддержана другими специалистами. И это справедливо. Например, слово «либерал» у нас в стране это оппозиционер, а на западе всегда имелись в виду те, кто способствовал либерализации страны (Канкрин).

В других науках термины тоже метафоры, но там ученые договорились, что иметь в виду под терминами.

Есть такое направление – терминоведение. Наука об изучении значений исторических терминов.

В начале 90-х годов все историки согласились с постмодернистской критикой истории, это получило название «постмодернистский вызов».

В середине 90-х историческая наука перестала финансироваться.

Но постмодернисты пошли дальше. Эстетический поворот. Новая философия истории. Добавили, что невозможен эксперимент в истории. А раз так, то в истории значение имеет только этически и эстетически пережитое прошлое. Картинность исторического текста.

Таким образом, утверждалось, что главное- воспроизведение прошлого, одномоментный контакт с прошлым. Например, типа картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Требование к поэтичности исторического текста, не реальность, а ощущение реальности. Надо это ощущение передать. Тогда личность автора имеет основное значение. Но с критикой 90-х историки не согласились. И ни у кого не получилось воплотить это в жизнь. И вызов как бы заглох.

Попытки ответить на вызов постмодернизма: в 60-е новая экономическая история (конгломерат, введение в историческую науку терминов и методов экономики, история бизнеса, человек в экономическом пространстве, например, экология, гигиена и тд, клиометрика – основоположник Роберт Фогель (в 70-м о Роли железный дорог в истории человечества – доказательство того, что без железных дорог США развивались точно также), но в СССР еще в 60е появились количественные методы, которые по сути уже были направление клиометрики, но не воспринимались как отдельная наука. Попытка отказаться от нарративности и использовать цифры и формулы. Сейчас климетрика уже не имеет такого значения, и стала почти вспомогательной науки. Целорунго собрал все документы об офицерах-участниках Бородино и выяснил связь между родами войск и образованием. Но у Целорунго уже была выборка – то, что сохранилось, и пункты анализа. Фогельи компания пытались определить, что изучать.

Например, цифры о потерях в ВМВ все время повышаются. Почему так? Урланис «Войны и народы Европы 1200-1945» - статистика потерь. Но Урланис экономист и описал свои методы сбора информации и исследования. Армейская статистика. Потери делятся на I. безвозвратные 1) умершие (потери в бою – бою + час, если нужно узнать, как работают госпитали – бой+неделя) 2) умершие от ран 3) умершие от других причин 4) пленные 5) дезертиры 6) уволенные из армии. П. Временные – раненные. Национальная демографическая статистика: убитые, умершие от ран, а вот в плане умерших от болезней потери меньше ожидаемого, пленные, + потери от нерожденных. Сначала последнее не учитывалось. Международная демографическая статистика: убитые, раненные, пленные не учитываются, нерожденные. Очень сложно подобрать 100 цифр и сделать выборку. Клиометрика слаба уже в сборе цифр и данных для анализа. Сейчас клиометрика – метод, а не наука.

Социология – основоположник Дюркгейм (первая работа – «Самоубийцы»). Он взял статистику по самоубийствам и анализировал, как те или иные факторы влияют на самоубийства. Дошел до идеи, что у всех самоубийц одна причина. (Чуковский «У последней черты»).Отсюда тоже в частности пошла клиометрика. Клиометрика, в отличие от социологии,

Одномоментный контакт с прошлым – описание быта, как будто человека перенесли в дервний мир. Не делается поправка на исторические времена. Популяризация. Привлекало много народа, историки должны были ответить чем-то интересным, но научным. Второй вариант ответа на вызов постмодернизма : появление микроистории (осн. Леви и Гинзбург – оформление микроистории, периодическое издание «микроистория») – во главу угла ставится субъективизм. Два варианта подхода : микро и макро исторические. Взаимоотношения микро и макро истории. 1976 год – книга Гинзбурга «Сыр и черви». Позднее правда от эпотирующих названий отказались. Гинзбург нашел в архивах инквизиции допрос некого мельника, его обвинили, но поначалу оправдали, а потом обвинили снова и сожгли. По стилю книга близка к художественной литературе (Толстой «Петр 1» - у Петра язык допроса инквизиции). Жил мельник, если бы он не попал к инквизиции, е о нем бы никто и не знал, инквизиция – часть целой эпохи, так судьба незначительного мельника связана со всей историей, на его примере можно рассмотреть масштабные проблемы. Микроистория невозможна без макроисторического знания, которое первично.Сначала ученый задает проблему, а потом подбирает источник, на котором можно это рассмотреть. Сначала ученый задает проблему, а потом подбирает источник, на котором можно это рассмотреть. Но зато макроистория выражает себя через микроисторию.

Это то направление, которое отпочковалось от истмата. Интерес к маленькому человеку. Вопрос об источниках: хорошо, если есть комплекс материалов. Лучше всего брать то, что создано без намерения к публикации. Нельзя отказываться от массовых источников. Изучению подвергается небольшая группа людей, например, школьный класс. Изучение судеб людей в переломные эпохи.

Чтобы понять, что время переломное? По сравнению с предыдущей эпохой. А из этого можно задаваться вопросом: что бы было с мельником, если бы он не попал в лапы инквизиции?

История повседневности. – широко популярная тема. От постановки проблемы зависит стиль: научный или популярный. История повседневности – это надтеоретическое направление, им может и истмат, и анналы и тд заниматься. На примере меню гостям во время празднования 300-летия дома Романовых можно рассмотреть процессы. Свита получает 4 бутылки белого вина + пиво без ограничения, прислуга получает водку и пиво. И это только в 12 дня. Естественно, все пьяные. То есть император даже в самое важное время не может удержать в порядке без задабривания, значит, страна уже не управляется, и революция будет скоро – точка зрения истмата.

В нашей отечественной историографии для обозначения повседневной истории используется термин, который обычно не переводится. – Altttags geschichte (Лютке). Но это совсем другое. Это направление родилось в Германии в то же время. Лютке подчеркивал, что его направление возникло из-за фразы Толстого «каждое историческое явление может стать понятным только при реконструкции деятельности всех людей, принимавших участие в нем». Задача – описание деятельности всех людей, принимавших участие в событии. Печаталось в тех же изданиях, что и повседневная история. Но все люди – очень много. Сократить людей нельзя, тогда сократим время – история одного дня. Проблема в том, какой день выбрать, нужно, чтобы он отличался от остальных – сопоставление с другими днями. Прежде всего нужно понять степень важности данного события для тех людей, поэтому изучение эмоций маленьких людей. Великий немой истории – народ, это люди, которые о себе не написали, но жили и чувствовали. Без толпы солдат невозможна битва, будем изучать солдата как творца истории и ее жертву. Лютке из ФРГ, это было для него поводом начать изучение фашизма. Фашизм создан в значительной степени его жертвами – этим занимались. Проблема источника: пользуются массовыми источниками. Лютке пришлось долго решать, как осуществить это технически. Эмоции связаны с проблемой труда. Через элементраные сведения о посещаемости можно проследить влияние крупных событий.

В конце 80-х микроисторики поставили во главу угла создание источников для будущего. Направление – устная история. Задача – собрать источники, опросить людей в максимально свободной форме. Потом печатать, и пусть читатели сами судят по этому о событиях. В виде направления устная история быстро заглохла. Много у социологов взяли.

Историческая психология.

Бывает двух видов: которой занимаются историки и которой занимаются психологи. Ответвления: 1. психология эпох, цивилизаций, культур, то есть то, что идет от школы анналов, но речь не о эмоциях, а о чувствах, то есть осознанных ощущениях. Источников очень много. 2. От изучения духа народа отпочковалось направление Вундта, изучавшее психологию народа. 3. Психоистория в 60-е – использоание психоанализа для изучения исторических личностей. Психологический портрет. Психологи владеют методами, но не источниками, а историки наоборот. Как восстановить психологию? По почерку, портрету. Это популярное направление.

Культурно – историческая психология.

Выготский сформировал в СССР направление культурно-исторической психологии. В СССР поначалу считалось, что они антинаучны, но сейчас изучается. Смысл – изучать психологию современников в сравнении с предками. Истоки всех кризисов искал в прошлом. Ввел истмат в психологию. Вообще принцип кризисов какого-то возраста из-за изменения мышления и борьбы за перемену среды – от истмата.

Обратное направление.

В США в 19 веке возникло и используется в медицине. Основывается на Геккелевском био-генетическом законе (1866): если зародыш повторяет историю человечества. Ребенок рождается неандертальцем, так как не может ходить и его стопа не приспособлена для этого, не может соединить большой и указательный палец. Изучение предков по детям. Главное не ошибиться возрастом.

Философская герменевтика.

Основатель – Вильгельм Дильтей (нач 20 века). Имела множество ответвлений. Дельтей построил философию на естественные науки, которые оперируют внешними факторами, которые требуют эмпирического знания, и гуманитарные, которые изучают факторы сознания, требующие интуитивного проникновения. Метод – понимание. Философия экзистенциализма. Типа как актеры в роли исторического деятеля. Вопрос о значимости личного опыта историка. Марк Блок в «Апологии истории» писал, что он не мог знать, что такое война, пока не пережил лично войну. Историк не может заниматься тем, чего не знает на опыте. В некоторых странах этому придается очень большое значение. Нужно не быть совсем уж как герой исследования, но представлять предмет описания надо. На основе представлений о личности можно заполнить белые места.

Массовая психология.

Личностями не занимаются. Например, человек на войне, те человек как индивид как один из массы. НО это не о народах. Притом при описании войны нужны источники не только с войны, но и до войны, чтобы противопоставить.

Новая социальная история.

Комплекс направлений, которые делят человечество на новые социальные группы. Оттолкнулась как от противного от истмата, в Англии возникает рабочая история для изучения рабочих, но не с позиций истмата. Дало толчок для развития истории, социльный портрет групп общества. В 1986 году Джоан Скотт ввела гендерный анализ. В науке термин «гендер» появился взамен термина «секс», так как гендер – социальная категория пола. Чтобы превратить женщин и мужчин на две социальные группы и анализировать их как социальные группы. Понятие женской истории тогда отожествлялось. Женская история на самом деле - ответвления коммунизма, ставящее цель во главу исторического процесса женщину. Они испортили репутацию гендерной истории, так как по началу гендерной истории занимались дамы. Ключевое понятие – гендерный порядок – свойственные данному обществу социальные роли полов. Как только возникло это понятие, стало возможно переписыавать исследования снова и снова под другими углами зрения.Источники массовые только. Гендерная наука ставит вопросы, а не отвечает. Постановка вопросов двигает науку.

Женщины раньше составляли социальное меньшинство, так как половины прав у них не было. Сопоставление женшин-дворянок и крепостных, оказалось, что половина декабристов были вдохновлены своими матерями.

Культурные роли полов. Поддержание религиозного культа – дело мужчин, а поддержание культуры – женщины, фольклор там. Воспитание и образование потом оказалось в руках женщин.

Но гендерная история не занимается собственно женщинами и мужчинами, а только социальными ролями.

В 20 веке репутацию им попортили разные там гомосексуалисты, так как решили тоже вписать себя в гендерную историю. Но этим тоже решили занятся. Эпохи, когда происходит всплеск извращений в умах)), можно определить и предсказать. Швеция и США. Проблема в том, что наука может быть, только если есть представления о норме и отклонений от нормы, а если за норму признается отклонение, то это уже не наука, а пропаганда.

Семейная история. Выделение семей как социальной истории. Принцип организации семьи меняется в 20 веке. Сейчас на смену семьи приходят матери-одиночки. В Чехословакии это стало нормой уже в 80-е годы.

Ювентология.Наука о молодых. Предложение превратить возраст в социальную природу. Два направления: изучение молодежи и изучение детей. Цель – изучение мира глазами молодежи и детей. Источники:стихи, игры, рисунки. Но такие источники не выходят за пределы 19 века.

Есть и изучение пенсионеров.

НА стыке семейной науки и науки о молодых возникла сейчас наука по поводу тенденции отнимать детей у родителей и отдавать приемным родителям.

Лекция…

В отличие от гендреной истории, которая должна опираться на массовые источники, ювентология не нуждается в них, если речь идет о детях. Иной раз вообще не нужны источники, так как маленькие дети во все времена примерно одинаковые. Вопрос в то, чтобы взглянуть на мир глазами детей. Ювентология началась с изучения холодной войны глазами детей по рисункам. Была попытка взглянуть на войну Цезаря, Антония и Клеопатры глазами детей этих политиков.

Начинается изучение людей с ограниченными возможностями как социальной группы. Идея мира без границ в частности произошла от этих исследований, так как становится очевидно, что мир не приспособлен для них. Изучали одну болезнь, ну там чуму или СПИД. У всех групп в рамках новой социальной истории отличительное то, что их изучают только в сравнении с нормой. А вот с нормой регулярно проблемы. Но выбор группы – только начало исследования, а потом внутрь входит политическая, экономическая, культурная история.

Новая политическая история

Пивоваров занимался активно. Анализ принятия решений, поиск механизмов власти.

Альтернативная история

Издревле существовало направление if history, но это не наука, это скорее к литературе ближе. Cognitive history – наука, изучение потенциально нереализованных направлений, изучение факторов и направлений, которые не победили. Возникло в Японии, там же пользуется наибольшей популярностью. В Японии есть культ проигравших, их возвеличивают, даже строятся храмы великим неудачникам. Изучение неудачников, причем не с точки зрения того, что сделали побудители, чтобы выиграть, а с той, что сделали проигравшие, чтобы проиграть. В криминологии есть направление, изучающее, что сделала жертва, чтобы стать жертвой.

Синергетика.

Направление в физике, изучающее Началось с того,что физики били по тончайшей пластине металла и (осн. Фуллер и )

Наши рекомендации