Мотив двойной монопольной прибыли
Вторым мотивом к вертикальной интеграции может служить стремление фирм к увеличению прибыли за счет решения проблемы "двойной надбавки". Проблема "двойной надбавки" возникает в тогда, когда и рынок промежуточной, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции.
Объединение фирм – несовершенных конкурентов в вертикально интегрированную компанию в данном случае ведет к снижению затрат производителя конечной продукции на промежуточный продукт, к росту объема рыночных продаж и к уменьшению цены конечной продукции.
В случае вертикально интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вертикальной интеграции.
"Двойная надбавка" служит примером отрицательного внешнего эффекта в отношениях между производителями. В условиях на первый взгляд более конкурентной рыночной структуры оказывается ниже не только прибыль производителей конечного продукта А, но и прибыль фирм, производящих промежуточную продукцию В, и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции.
Рассмотрим случай, когда на рынке присутствуют два монополиста: фирма 1 производит товар, а фирма 2 – торговец – продает товар конечному потребителю. Пусть конечный спрос на товар оценивается линейной функцией: P=a-b*Q. Производитель затрачивает MC=c>0 на каждую производимую единицу, а для торговца предельные издержки определяются только той оптовой ценой, которую назначает фирма 1: PW. Торговец ничего не добавляет к произведенному товару, поэтому его собственные предельные издержки можно принять равными нулю. Когда на рынке действуют две независимые фирмы, то каждая из них выбирает объемы продаж и рыночную цену таким образом, чтобы получить максимальную прибыль для себя – монопольную прибыль.
Мы знаем, что монопольная прибыль образуется за счет монопольной надбавки к предельным издержкам выпуска. Так как на рынке два монополиста, принцип монопольной надбавки будет использоваться дважды: один раз со стороны фирмы 1, второй раз – со стороны фирмы 2.
Фирма 2, имеющая дело с конечным спросом (черная толстая линия D2), ориентируется на предельную выручку, которую она сможет получить, продавая тот или иной объем, купленный у фирмы 1. В свою очередь этот объем зависит от той оптовой цены, которую назначит фирма 1. Поэтому функция предельной выручки для фирмы 2 окажется одновременно функцией спроса для фирмы 1: D1=MR2= a-2bQ=PW. Фирма 1, зная, каким образом будет реагировать ее спрос – фирма 2 – на изменения оптовой цены PW и объем производства Q, может выбрать для себя оптимальную стратегию, при которой ее предельная выручка будет равна ее предельным издержкам: MR1=a-4bQ=c. Откуда получаем оптимальный объем производства в отрасли , оптимальную цену 1 фирмы и оптимальную цену 2 фирмы . Прибыли фирм при этом будут равны (площадь синего прямоугольника), (площадь красного прямоугольника). Отраслевая прибыль .
При вертикальной интеграции на рынок выходит только одна фирма – торговое подразделение единой компании. И только она решает, какой объем производить и по какой цене продавать. Второй спрос – спрос на промежуточную продукцию – прекращает свое существование, так как здесь происходит обмен внутри одной фирмы.
Будем считать, что единая компания по-прежнему является монополией. Тогда ее оптимальное решение находится по принципу равенства ее предельной выручки и ее предельных издержек: MR=MC⇔ a-2Q=c. Откуда оптимальный объем продаж отрасли будет равен: , отраслевая цена составит: . Монопольная надбавка прибавляется только один раз. Прибыль фирмы – она же прибыль отрасли , что больше чем в предыдущем случае.
Таким образом, объединение фирм – несовершенных конкурентов в вертикально интегрированную компанию ведет к снижению затрат производителя конечной продукции на промежуточный продукт, к росту объема рыночных продаж и к уменьшению цены конечной продукции. В случае вертикально интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вертикальной интеграции.
Ситуация оказывается более сложной для вертикально интегрированной структуры на рынке олигополии. С увеличением числа фирм на рынке предельная выручка будет приближаться к рыночной цене. Рыночный спрос на промежуточную продукцию будет складываться как сумма индивидуального спроса всех фирм, производящих конечную продукцию. При относительно небольшом числе фирм - олигополистов на рынке вертикальная интеграция будет сопровождаться большим уровнем прибыли, нежели сумма прибыли самостоятельных компаний.
Однако по мере роста числа компаний на рынке и приближения рынка к совершенно конкурентному, выигрыш от вертикальной интеграции сокращается. В конце концов, при достаточно большом числе фирм на рынке вертикальная интеграция не приносит дополнительной прибыли. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции у фирм нет стимулов к вертикальным отношениям по этому мотиву.