Периодизация правления Цинь Шихуана
Часть 4. Цинь. Лекция 1
Империя Цинь (221–207) — первое единое государство Восточной и прото-Юго-Восточной Азии в правление Цинь Шихуана (221–210)
Всю историю Цинь как единой восточноазиатской империи можно разделить на два этапа:
1. правление вана Ин Чжэна (246–210) в качестве Цинь Шихуанди (221–210);
2. распад первого общекитайского государства при его преемниках (209 – 207).
В данной лекции будет рассмотрено правление первого императора первого в истории Восточной Азии единого государственного образования, земли которого вобрали в себя земли отдельных государственных образований периода Чжаньго и часть земель на севере и на юге за их пределами.
Напомним, что на период с 234 по 221 гг. до н.э. приходится время решающих захватов — уничтожение сильнейших царств Великой равнины: Хань (230), Чжао (228), Вэй (225), Чу (223), Янь (222), Ци (221). Голод на Великой равнине
К 221 г. царство Цинь на время военным путем подчинило царства, из которых некоторые также боролись за это же (Чу), но проиграли. Жители долины р. Вэйхэ, сохранившие широкие связи со степным миром и своим степняцким прошлым, циньцы оказались более успешными, чем южане-рисоводы. Цинь – это объединитель извне, но он не был совсем чуждым чжоускому миру.
Таким образом в 221 г. была реализована многовековая идея объединения, но объединение стало не результатом союза, добровольного согласия в результате естественного слияния и т.п., как предполагали мыслители периода Чжаньго, а в результате военно-политического подчинения сильнейших государств Восточной Азии.
Применительно к характеристике новообразованного государства часто используется «империя» – это не совсем верно. Империи как единого политического и территориального государственного образования сложиться за одиннадцать лет его правления не могло. Если говорить о «империи» («первом едином государстве» Восточной Азии), то государства нового типа сложиться еще не успело. Империя Цинь оставалось по сути все еще царством Цинь предшествующей эпохи. Захватив, но не успев уничтожить другие царства, оно оставалось окружено чуждыми в этническом, культурном плане землями, жители котрого стремились только к одному – освободиться от власти циньцев. Но и существовала она, по-видимому, далеко не везде. Цинь Шихуанди только начал отработку методики переплавки отдельных царств в единую империю, но не просто не успел это завершить, но и толком начать[1].
Его государство — результат договоренности, в котором неустраненные местные элиты были принуждены военным поражением правителей своих царств к покорности. Император пытался лишить царства социальной верхушки ― на протяжении всего срока правления (221–210 гг.), по сообщению источников, он переселил ок. 120 тыс. аристократических семей на территорию царства Цинь[2]. С другой стороны предпринимались попытки переселять собственно этнически циньское население на земли захваченных царств (особенно, видимо, царства Хань, чьи земли части частично были завоеваны раньше) и на окраинах нового государства. Большая часть местных обществ, знать среднего уровня продолжали жить так, как жили раньше. Все они очень хорошо помнили годы независимости и вполне допускали, что если приложить усилия, то прошлое можно восстановить.
Циньцы демонстрировали твердость, решительность и суровость степняков, а политической практике – следование легистким принципам, чуждым основной массе образованных хуася, в решении дел руководствоваться наказующей силой законов, а не конфуцианскими моральными духами или даоским недеянием.
Создатель единой Цинь не успел завершить дело создания и упрочнения империи, скорее из-за преднамеренного убийства, чем преждевременной естественной смерти. Времени на создание эффективного общегосударственного аппарата у него оказалось недостаточно.
Реальность была такова, что государства хуася, хотя и покорились армии Цинь, но в их землях крупных изменений за пределами столицы не произошло.
Важнейшим вопросом является — в какой степени покорение всех царств было заранее продуманным и в стратегическом отношении подготовленным шагом. Есть основания думать, что, как часто бывает в истории, сам ван Чжэн не предполагал, что так быстро сумеет захватить все царства Восточной Азии. В этом он повторил судьбу чжоуского У-вана, который только захватив шанскую столицу, осознал какое колоссальное бремя по удержанию власти упало на его плечи. Отсюда неподготовленность мероприятий, которые неминуемо должны были проводиться в начале нового периода сразу после завершения покорения последнего царства.
***
Периодизация правления Цинь Шихуана
1. 221 гг. Первая «фаза реформ». Преобразования в начале правления: управления и административного деления.
2. 220–215 гг. Первая фаза «контр-реформ»[3]. Первая серия объездов новых земель. Попытки преобразований в сакральной сфере. Продолжение объездов
3. 214–212 гг. Вторая «фаза реформ». Возобновление интенсивной административной и военной деятельности — завоевание и политико-экономическое освоение наиболее отдаленных северных и южных территорий востока Центральной Азии, севера и центра «прото-ЮВА» (строительство Великой Стены и Великого канала), продолжение преобразований. Начало идеологической реформы
4. 211-210 гг. Начало второй фазы «контр-реформ». Завершение объездов территории Цинь. Насильственная смерть правителя (?).
Основные персоналии: Император: Ин Чжэн. Возможный преемник: сын Фу Су.
Высокопоставленные министры Цинь Шихуана того времени: первый министр Ван Гуань 王綰, главный цензор Фэн Цзе 馮劫, глава судебного приказа Ли Сы 李斯 (? – 208 г. до н.э.)[4]. Они готовят первые законы единого государства, разрабатывают порядок управления на покоренных землях. Важно, что ранее никто этим не занимался.
Крупнейшие военачальники: братья Мэн И и Мэн Тянь (Шицзи, гл. 88, 89).
Ключевая фигура конца правления — Чжао Гао.
Далее события будут рассмотрены по периодам и по годам.