Регулирование инвестиционных решений
Нелинейное ценообразование
Цена меняется в зависимости от объема покупки и средние расходы покупателя на единицу товара тоже меняются. Предусматривает введение двухчастного тарифа, но в более простом виде:
§ Постоянная часть const=FC/N, где N – число покупателей;
§ Переменная часть v=f(Q), завис от объема покупки Q.
Общие расходы покупателя составят const+vQ.
Каждая дополнительная единица товара оплачивается по предельным издержкам.
Совокупная выручка фирмы составит:
Прибыль при этом будет нулевой, а потерь не будет.
Пиковое ценообразование
Применяется когда есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя изменить (телефонные услуги, транспорт).
Пусть t=1…T – период времени, Qt – выпуск фирмы в период t, b – дополнительные издержки использования капитала в период пика спроса, вне пика b=0.
Тогда совокупные издержки фирмы:
Прибыль фирмы:
При обычном спросе ( ) ценообразование вне пика соответствует условию максимизации прибыли (производная равна нулю):
В период пика (при максимальном спросе ) получим:
Т.е. вне пика потребители оплачивают только переменные издержки. В период пика потребители также оплачивают постоянные издержки (b), так как для этих потребителей, которые увеличивают спрос необходимо увеличение производственных мощностей.
Неценовые методы регулированиядополняют ценовые методы. Неценовые методы нацелены на ограничение неэффективных форм активности регулирования компаний (ухудшения качества и завышения расходов).
К числу неценовых методов относят:
Конкуренция за рынок монополии (конкуренция Демзеца)
Государство организует конкуренцию за франчайзинговые права по обслуживанию рынка монополии (чаще всего естественной), например в виде аукциона. Хотя в результате цена может превышать предельные издержки, дополнительная прибыль поступает государству в виде франчайзинговой платы доступа к рынку монополии. В результате если количество участников велико достигается ценообразование по Рамсею. Также государство должно установить минимальные стандарты качества (услуг или товаров), иначе снижение цены будет достигнуто за счет одновременного понижения качества товара.
Регулирование инвестиционных решений
Заключается в законодательном ограничении нормы доходности, которую компания получает на вложенный капитал. При установлении государством нормы доходности капитала или регулируемой заработной платы естественной монополии с целью воздействия на ее затраты или в качестве меры субсидирования производства в случае назначения цены на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона, суть которого заключается в следующем. Если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, то этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большом объеме. Рыночная цена ресурса показывает альтернативные издержки его использования в другом месте (в другой отрасли). Поэтому рыночную цену можно рассматривать в качестве инструмента оптимального распределения ресурсов по отраслям.
При государственном регулировании нормы доходности на фактор производства искажаются воспроизводственные пропорции: в данную отрасль идет слишком много ресурса, цена которого регулируется.
На практике эффект Аверча-Джонсона может проявляться в следующих видах:
§ дополнительные инвестиции в оборудование (наличие избыточных мощностей);
§ торможение технического прогресса: использование менее эффективного капиталоемкого оборудования;
§ отказ от предоставления простаивающих мощностей в аренду (лизинг), так как сданные в аренду мощности перестают учитываться при подсчете нормы доходности;
§ введение чрезмерных стандартов надежности оборудования;
§ допуск и стимулирование поставщиков оборудования продавать себе факторы производства по более высоким ценам.
Внедрение конкуренции на рынок монополии
Это происходит либо за счет создания условий облегчающих вход фирм в отрасль, либо путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм.
Ценовая дискриминация на рынке со стороны государства
Государство устанавливает на неконкурентном рынке несколько уровней цен таким образом, что доход от цен выше средних издержек покрывает убытки производства товаров ниже средних издержек в объеме соответствующему предельным издержкам. Таким образом, достигается эффективное решения, когда совокупный выпуск равен конкурентному уровню.
Лекция 10. Вертикальная интеграция.
§ Понятие вертикальной интеграции и ограничений.
§ Стимулы к вертикальной интеграции.
§ Издержки вертикальной интеграции.
§ Последствия вертикальной интеграции.
§ Инструменты вертикальной интеграции.
§ Франчайзинг – особый вид вертикального контракта.
§ Оценка последствий вертикальной интеграции для экономики.