Итоги развития Киевской Руси
Вторая половина XII – начало XIII вв. стали временем упадка Ки- евской Руси. Теряет свое значение Киев, разоренный сначала русски- ми князьями в междоусобицах, а в 1240 г. – монголами. Каковы же причины упадка одного из крупнейших средневековых государств?
1. Киевской Руси не удалось устоять как единому государству в условиях естественного и прогрессивного для своего времени процес- са феодальной раздробленности. В политическом и экономическом отношениях русское государство состояло из разрозненных независи- мых княжеств и боярских вотчин. Их главы устраивали междоусобные споры и войны, исходя из политических амбиций и экономических интересов. Они разоряли при этом и население собственных земель, и чужие территории, зачастую привлекая для борьбы степных кочевни- ков, общих врагов.
2. Русь занимала громадную территорию. Расстояния между ад- министративными центрами были значительными. Связи затрудня- лись природно-климатическими условиями, отсутствием необходи-
мых средств (информация шла неделями и месяцами).
3. Представители низших слоев населения, страдая от междо- усобиц и нашествий степных кочевников, уходили в глубь страны, чаще всего на северо-восток, в район Волжско-Окского междуречья.
Таким образом, ослабевал политический и культурный центр страны.
4. Внешняя торговля, на успехах которой во многом держалось могущество Киевской Руси, приходит в упадок. На караванные тор- говые пути, перекрестком которых являлся Киев, все чаще нападали кочевники. Крестовые походы создали новые, более прямые пути со- общения между Западом и Востоком. Они проходили теперь вдоль восточного побережья Средиземного моря, мимо Киева, посещение которого становилось опасным. Одновременно укреплялись позиции средиземноморских городов-государств Венеции и Генуи (генуэзские купцы-корсары участвовали впоследствии в борьбе против русских земель на стороне монголов). Завоеванный крестоносцами в 1204 г. Константинополь также терял свое значение рынка и пункта связи Востока и Западной Европы через Русь.
5. Не удалось сыграть консолидирующей роли в государствен- ном строительстве такому важному социальному институту, как пра- вославная церковь. Она почти не вмешивалась в политическую и ад- министративную деятельность. Более того, Церковь на Руси всегда занимала (по византийской концепции цезаропапизма) подчиненное по отношению к светской власти положение. И в целом социальный опыт русской православной церкви на тот период времени был не- значительным. Авторитет в области консолидации политических и социальных сил Церковь накопила значительно позднее, в условиях Монгольской Руси.
Значение государства Киевская Русь. Киевская Русь стала пер- вым государственным образованием в истории России. Это сообще- ство формировалось на основе, во-первых, консолидации и ассими- ляции целого ряда культурно-этнических элементов – угро-финского, норманнского, северо-иранского, тюркского, греко-византийского с культурным и количественным доминированием славянского; во- вторых, смешения трех хозяйственных типов и образов жизни – зем- ледельческого – оседлого, промыслового – бродячего и скотоводче- ского – кочевого.
Важную роль в объединении играл и внешнеполитический фак- тор – угрозы постоянных нашествий с востока и запада. «Враждебное окружение» обусловило специфический милитаризованный характер государства и национального сознания, а также зависимость общест- ва от государства, которая сохранялась на протяжении всей россий- ской истории.
В исключительно сложных природно-климатических условиях формировался уникальный комплекс противоречивых и взаимозави- симых качеств, ценностей и нравственных ориентиров, которые со-
хранились и в условиях Монгольской Руси, и на более поздних этапах развития русского общества, несмотря на географические, историче- ские, временные перемещения политико-административных центров.
В Киевской Руси происходило бурное развитие производитель- ных сил, нарастал прогресс в сельском хозяйстве, ремесле и торговле, который не удалось остановить даже татаро-монгольским нашествием.
Подавляющее большинство киевских князей не только укрепля- ли вертикаль власти, но и выстраивали, по мере возможностей, еди- ное культурное пространство, которое удалось сохранить и воспроиз- вести в новых геополитических условиях. Особенно это относится к таким выдающимся государственным деятелям, как Владимир Кре- ститель, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Киевская Русь стала
единым феодальным государством на основе общих писаных законов («Русская правда»), единой религии. Дальнейший ход русской исто- рии подтверждает сказанное.
Киевские традиции легли в основу великокняжеских (и позднее царских московских) традиций и в силу родственных отношений. Ве- ликий московский князь Иван III, претендуя на титул первого русского царя-самодержца, в «Сказании о князьях Владимирских» начало дина- стии связывал с римским императором Августом (матерью Владимира Мономаха была византийская принцесса) и киевскими князьями.
В государстве сформировались социальная структура и полити- ческие принципы в соответствии с общеевропейскими феодальными законами и принципами.
Русь благодаря реформам Владимира Крестителя, Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха встала вровень с крупнейшими ци- вилизованными государствами своего времени, не уступая другим го- сударствам в уровне развития ремесла, торговли, военного дела, об- щей культуры. Иностранные купцы и дипломаты называли Русь
«гардарики» – страна городов, которая насчитывала около 200 город- ских центров. Политический центр Руси Киев называли «жемчужи- ной Востока», «вторым Константинополем».
Важным фактором общественного исторического прогресса ста- ло принятие православного христианства, которое ввело государство в круг высокоразвитых цивилизованных сообществ.
Уровень международного авторитета Киевской Руси демонстри- рует количество и разнообразие династических браков с представите- лями виднейших европейских королевских и царских домов Визан- тии, Швеции, Норвегии, Франции, Англии, Священной Римской им- перии, созданной германскими королями из династии Оттонов. Рус- ские политики стремились наладить отношения со всеми соседями, в том числе с представителями политической элиты степных кочевых народов. Но общий политический и социальный контекст развития был все же больше европейским, чем азиатским.
Высочайший для своего времени уровень развития Киевской Руси был достигнут благодаря совпадению устремлений политиче- ской элиты, инициировавшей преобразования, и интересов всего на- рода. В этот период, по тонкому замечанию профессора В.В. Мавро- дина, «все окутано дымкой оптимизма, того оптимизма, который был присущ раннему христианству».
Контрольные вопросы
1. Назовите основные черты средневекового сообщества.
2. Каковы объективные и субъективные предпосылки образова-
ния Киевской Руси?
3. Назовите особенности политической и социальной структур
Киевской Руси.
4. Укажите причины и последствия принятия христианства.
|