Разделение властей в США в условиях действия системы сдержек и противовесов
ии за счет усиления исполнительной власти. аний в штатах необходимости создания федеративного госуд05, №=3, с. 86а США за независимость как социально-политическая революция// Новая и новейшая истмоченные. ами
Основные сдержки и противовесы во взаимоотношениях Президента и Конгресса | Основные сдержки и противовесы во взаимоотношениях Президента и Верховного Суда | Основные сдержки у противовесы во взаимоотношениях Конгресса и Верховного Суда |
Президент может наложить вето на акты конгресса и заключает договоры с государствами; может отказаться выполнять акты конгресса | Верховный суд может объявить действия президента неконституционными | Верховный суд может провозгласить акты конгресса неконституционными |
Конгресс наделен законодательными полномочиями и может подвергнуть президента импичменту. Он обладает правом финансирования программ президента | Президент выдвигает федеральных судей и может отказаться от выполнения решений Верховного суда | Конгресс может изменить законодательство, чтобы ограничить решения Верховного суда |
Сенат должен утверждать назначаемых президентом лиц исполнительной власти и ратифицировать договоры, заключаемые президентом с государствами | Сенат утверждает федеральных судей |
В Европе, где шла острая борьба между монархиями и парламентами, взаимоотношения между ними складывались без должной планомерности, стихийно. В ходе Великой французской революции, после завершения ее конституционно-монархического этапа законодательная власть становится главной и единственной. Даже в период якобинской диктатуры, когда в силу тех или иных причин были отброшены конституционные нормы, два ключевых органа власти – Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, формально были не более чем распорядительными структурами законодательной власти. В то же время французское революционное законодательство не допускало и мысли, что судебная власть могла иметь самостоятельное значение. Ей категорически запрещалось толковать законы и вообще вмешиваться в дела законодателей.
С тех пор в Европе, как и в других странах мира, механизм разделения властей усовершенствовался, став более гибким, дифференцированным. Тем не менее определенные различия в его функционировании в конкретных странах сохранились, и мы не можем категорически утверждать, какой из вариантов лучше, эффективнее, равно как было бы некорректным и бестактным утверждать, какая из форм правления или форм государственного устройства является «более демократичной», «более современной». В России ст. 10 Конституции провозглашает: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Важно подчеркнуть, именно судебная власть со второй половины ХХ в. укрепляет свои позиции в государственном механизме. Она осуществляет контроль за правовым характером решений исполнительной и законодательной власти. В то же время последние не могут вторгаться в деятельность судов. Судьи самостоятельны и независимы не только в процессуальном, но и организационно-материальном отношении. Их деятельность носит подзаконный характер: она основывается на материальном законе, регламентируется процедурными правилами, облекается в форму процессуальных актов; обжалование и пересмотр судебных актов осуществляется в строго установленном порядке.
Повышение роли судебной власти в последние полвека во многом было связано сшироким распространением конституционной юстиции. Она впервые была апробирована в США, где не только Верховный Суд, но и нижестоящие суды в пределах своих полномочий получили право давать заключение о конституционности тех или иных нормативных актов. Впоследствии наряду с американской, деконцентрированной моделью конституционного правосудия, распространяется другая – централизованная модель, присущая странам Европы, когда проверку законов на соответствие Конституции осуществляет единственный, специализированный орган. Таковым, например, в России является Конституционный Суд. Таким образом, конституционная юстиция фактически становится вершиной судебной системой.
Функции, которые осуществляет судебная власть, подразделяются на
внутренние: внешние:
- надзор вышестоящих судов - правозащитные;
за нижестоящими; - правосудие;
- обобщение судебной практики; - судебный контроль;
- организационное обеспечение - правоприменительные;
судебной деятельности; - восстановительные:
- подбор, воспитание и повышение - компенсационные;
квалификации кадров; - воспитательные;
- судебное управление и - превентивные;
внутренний контроль. - правотворческие
(нормообразующие);
- информационные;
- функции толкования права;
- законодательная инициатива.
Тема 6. Соотношение экономики, политики и права.