Творчество народов средневековья на территории Казахстана

В VI -VIII вв. среди тюрко-язычных племен Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе. Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические предания, сюжеты которых отражают древнейшие тотемистические представления племен и их географическое расселение. Широко известны исторические предания о священной земле "Отукен", неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль-Бируни, Марвази, Махмуда Каш гари. На основе древних исторических сказаний развивалось в VI-VIII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям. Фольклор находил свое выражение и в поэтической, и в прозаической формах. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. В устном народном творчестве VI -VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V -VII вв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии стали традиционными, и переходили из поколения в поколение. О развитии народного творчества того времени можно судить по многочисленным пословицам и поговоркам, в которых отражены народная мудрость, культура и жизненный опыт трудового народа. В лаконичных изречениях даны назидания и советы, высмеиваются людские пороки.

Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках -"Коркыт Ата" и "Огыз-наме. Эпос "Коркыт Ата" возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII-X вв. и распространялся устно. Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки. Эпос "Огыз -наме" впервые был записан в XIII в. Рашид ад -Дином, затем в XVIII в. Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Основное действующее лицо эпоса - Огыз-каган, которому приписываются сверхъестественные силы. Письменная литература в период распространения ислама развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. По свидетельству Сюань Цзаня, традиция письменной литературы складывается в начале VII века. Он пишет: "Жители имеют всегда лишь несколько исторических записей. Они читают тексты сверху вниз и передают друг другу разумные книги. Таким образом, литературное образование продолжается непрерывно".

Религия

Многими средневековыми и современными авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной религии –тенгрианства. Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо бога "Тенгри". Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. Следующим по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей. Она входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам. Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор, бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. По представлениям тюрков землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени необходимо было умилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись по поверьям души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик. Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь путем магических манипуляций. О вере тюрков в магию, шаманских заклинаниях пишут и персидские историки и географы. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство. В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличались многообразием. Унаследованные издревне верования и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне. Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - ислам.

Таким образом, в VI-IX веках в тюркском мире Казахстана произошли значительные изменения как в общественно-социальном и экономическом, так и культурном развитии общества.

В этот период истории Казахстана начала развиваться оседлая городская культура. У коренного населения произошли изменения в материальной и духовной культуре. На более высоком уровне начали развиваться ремесла, гончарное дело и металлообработка. В архитектурном строительстве появились новые приемы и стили сооружения и застройки.

Важнейшее событие, характерное для этого периода - это создание тюркоязычной письменности, появление письменной литературы, распространение других религиозных верований и связанных с ними новых религиозных обрядов, обычаев и традиций.

Наши рекомендации