Виды и структура государственной службы

В государственной службе Российской Федерации существует разделение по видам: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

Структура государственной службы Российской Федерации строится исходя из требования единства государственной и муниципальной службы.

Должность выступает важнейшей формой разделения труда и системообразующим элементом должностной и организационной структуры.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Под конкурсом обычно понимается соревнование между двумя и более кандидатами на занятие вакантной должности.

Необходимыми элементами конкурса являются:

наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;

конкурсная комиссия, которой предоставляется право на основе положения о проведении конкурса выбрать приемы и методы его проведения;

механизм оценки достоинств конкурсантов и принятие решений по итогам конкурса;

механизм информирования общественности о ходе и результатах конкурса.

Правом на участие в конкурсе обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в·конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; место и время приема документов, подлежащих представлению; срок, до истечения которого принимаются указанные документы; а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайтa государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; условия прохождения гражданской службы; место и время приема документов, подлежащих представлению; срок, до истечения которого принимаются указанные документы; предполагаемая дата про ведения конкурса; место и порядок его проведения; другие информационные материалы.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов (специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов).

Конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.

Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.

Конкурс-испытание проводится конкурсной комиссией и может включать прохождение испытания по соответствующей должности и завершается квалификационным экзаменом по должности.

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.

Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания.

Требования к государственной должности можно понимать как набор определенных профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей, которые содержатся в должностных инструкциях. Это предъявляет определенные требования к кандидатам на государственную должность.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Законом о государственной гражданской службе РФ.

Главной методологической основой всей конкурсной системы является многоступенчатый (интерактивный) подход, при котором каждый раз происходит отсеивание кандидатов, явно не соответствующих требованиям, предъявляемым на данном этапе конкурса.

Система конкурсной оценки (в первую очередь руководителей структурных подразделений государственного органа и специалистов) включает набор взаимодополняющих методов и процедур, направленных на последовательную, нередко интерактивную проверку профессиональных (знания, умения, навыки, опыт работы), деловых (организованность, ответственность, инициативность) и личных качеств кандидата на основе разнообразных источников первичной информации.

Кроме того, в рамках такого подхода на каждом этапе определяются: дополнительная информация, необходимая для всесторонней оценки кандидата; методы, при помощи которых новая информация может быть обработана и проанализирована; также могут определяться и новые процедуры, дополняющие принятые ранее.

Согласно действующему законодательству, конкурс при поступлении на гражданскую службу не проводится:

при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

назначении на должности гражданской службы категории «руководители» (назначение и освобождение осуществляются Президентом Российской Федерации (далее - Президент РФ) или Правительством Российской Федерации (далее - Правительство РФ»;

заключении срочного служебного контракта;

назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных Законом огосударственной гражданской службе РФ;

назначении на должность гражданской службы гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей, а также на отдельные должности, исполнение обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ.

Главой Российского государства и исполнительной ветви власти является Президент РФ. В качестве главы государства он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и гoсударственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гoсударственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики гoсударства, как глава гoсударства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ:

назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

принимает решение об отставке Правительства РФ;

представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центральногo банка Российской Федерации;

ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховногo Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

утверждает военную доктрину Российской Федерации;

формирует Администрацию Президента PФ;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил России;

назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент РФ:

назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

вносит законопроекты в Государственную Думу;

подписывает и обнародует федеральные законы;

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Таким образом, Президент сосредоточивает в своих руках всю полноту исполнительной власти.

Ему непосредственно подчиняются Правительство, ведущие министерства и ведомства. Кроме того, Президент наделяется существенными законодательными полномочиями, правом на издание указов, регулирующих многие важные сферы жизни страны.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом.

Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, но не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Имея политический статус, государственная служба обладает двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими особенностями: во-первых, обеспечивает создание, выработку, принятие законов; во-вторых, реализует их, следит за их практическим воплощением. Исполнение закона - самое главное во всей управленческой деятельности, во всей системе государственной службы.

Говоря о государственной службе как карьерном виде деятельности, необходимо отметить, что карьеру практически невозможно отделить от сути государственной службы как профессии, ибо она есть продвижение государственного служащего по иерархической лестнице. Научно обоснованная и подтвержденная практикой управленческая «пирамида» имеет основанием соотношение вышестоящих должностей к нижестоящим 1 : 5 (±2).

Если рассматривать такие параметры государственной службы, как принципы найма, подготовки, отбора, продвижения по службе и другие элементы организации государственной службы, то они делятся на карьерные и должностные. Карьерная система обеспечивает автоматизм в продвижении по службе, но за более высокий ранг, согласно правилам, приходится бороться посредством внутренних конкурсов. Это достаточно жесткая система, поскольку, как правило, государственный чиновник никогда не выходит за пределы одной сферы деятельности, лишь продвигается по служебной лестнице.

Второй тип государственной службы - должностной. Он строится на иных основаниях. Сначала утверждается список должностей, далее - условия для занятия каждой. Ликвидация должности означает прекращение трудовых отношений. Таким образом, карьеры госслужащего, независимо от занимаемой должности, в такой системе не существует. Большинство стран мира используют карьерный тип организации государственной службы или сочетание должностного с карьерным.

Контрольные вопросы:

1. Что такое профессия?

2. Дайте определение и объясните понятие профессионал.

3. Назовите основные признаки профессионального поведения.

4. Какие виды управления существуют?

5. Назовите важнейшие черты государства.

6. Раскройте содержание общественных функций ·государства.

7. Охарактеризуйте государственное управление как профессиональную практику управленцев.

8. Дайте характеристику roсударственному управлению как академической дисциплине.

9. В чем специфика roсударственного управления?

10. Раскройте понятие стратегии государственноro управления.

11. Перечислите принципы roсударственного управления.

12. В чем состоит правовое регулирование государственноro управления?

13. Как обеспечивается законность в государственном управлении?

14. Охарактеризуйте ответственность в государственном управлении.

15. Что понимается под государственным менеджментом?

16. Между какими группами распределяются руководящие роли в органах государственной власти?

17. Что означает понятие федеративное устройство государства?

18. Раскройте правовые основы государственной службы.

19. Охарактеризуйте структуру roсударственной службы.

20. Дайте определение государственной должности в структуре государственной службы.

Лекция № 2

Наши рекомендации