Дифференцированная сбытовая надбавка и повышение платежной дисциплины

Реформа электроэнергетики России направлена на повышение эффективности использования энергетических мощностей. Это, возможно, при повышении эффективности продаж электроэнергии (мощности) конечным потребителям. Такие потребители электроэнергии не используют её для дальнейшей передачи или продажи. Эффективные продажи возможны только в условиях соблюдения покупателем всех условий договоров купли-продажи электрической энергии, что в настоящее время повсеместно затруднительно. Реформа требует перехода от монопольных к конкурентным продажам. Именно конкуренция за право продажи конечному потребителю требует реформирования энергосбытовой деятельности в защиту добросовестных потребителей. Необходимо отметить, что сохранение монопольных продаж гарантирующими поставщиками - неблагополучным потребителям, зачастую нарушающим условия договоров купли - продажи временное явление.

Создание справедливого экономического механизма на переходной период от монопольных продаж к конкурентным, направленным на скорейший рост количества добросовестных потребителей электрической энергии задача текущего момента. Именно в одной из трёх составляющих цены на электрическую энергию необходимо создать такой механизм. В соответствии с концепцией реформирования цена для конечного потребителя электрической энергии будет складываться из трёх составляющих: цены производства, цены передачи и ценовой энергосбытовой надбавки. Именно прозрачность цены на электрическую энергию создаёт сигналы для конечного потребителя о смене поставщика или сохранении контракта с ним.

Формирование энергосбытовой составляющей цены уже необходимо сегодня в условиях монопольных продаж. С вступлением законов затрагивающих реформирование электроэнергетики и нормативно-правовых актов устанавливающих порядок взаимоотношений между продавцами и покупателями, право покупателя выбирать энергосбытовую компанию с минимальной энергосбытовой надбавкой и соответствующего уровня услуг становится реальностью. При этом необходимо чётко понимать, что затраты энергоснабжающих организаций в условиях монопольных продаж и энергосбытовых компаний в условиях конкурентных отношений по составу отличные. Снижение объема платежей за электрическую энергию добросовестными потребителями соответствуют всей концепции оздоровления экономики страны, а это прежде всего промышленные предприятия. Увеличение объёмов продукции и рост прибыли таких предприятий влечёт объём налоговых поступлений и подаёт правильные сигналы инвесторам.

Рассмотрим место возникновения затрат на энергосбытовую

Энергосбытовая деятельность состоит из основных направлений:

• Реализация энергии на основании договоров с производителями (поставщиками) энергии (мощности), на оптовом рынке, организация расчётов со всеми энергоёмкими предприятиями,

• Реализация энергии непосредственно потребителям, на основе договоров энергоснабжения (как электростанциями так и сетевыми предприятиями) на розничном рынке электрической энергии (мощности),

• Оказание коммунальных услуг населению, в части пользования электрической энергией;

• Работа на рынке услуг вторичных финансовых инструментов для снижения рисков вызванных падением цен, объёмов производства энергии (мощности),

• Представление интересов сторон процесса энергоснабжения при рассмотрении разногласий между ними в судебных и других инстанциях,

• Оказание прочих услуг субъектам рынка энергии (мощности),

• Борьбу с хищениями электрической энергии;

• Учёт поставки и потребления электрической энергии.

Структура конкретных мероприятий и расходов в общих затратах на энергосбытовую деятельность выглядит приблизительно одинаково и приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Расходы в % к общим затратам, относящимся на энергосбытовую деятельность энергоснабжающих организаций.

N / N     Наименование энергосбытовых мероприятий   Доля затрат приходящихся на каждую группу мероприятий в %  
1.   Выявление хищений электрической энергии в сетях энергоснабжающей организации и у абонента.    
2.   Мониторинг графика поверки и замены коммерческих приборов учёта    
    и средств измерения.      
3.   Съём показаний приборов учёта или согласование фактического потребления электрической энергии (мощности).  
4. Взыскание ущерба от хищений электрической энергии
5.   Определение количества отпущенной электрической энергии (мощности).    
6.   Ведение оборотной ведомости и выписка счетов (прочие бухгалтерские операции). Включая промежуточные платежи.    
7.   Составление форм статотчётности для статуправления и налоговой    
    инспекции.      
8.   Направление предупреждений о нарушении условий договора энергоснабжения.    
9.   Составление графиков ограничения и отключения потребителей -неплательщиков. Контроль выполнения утверждённых графиков.    
10.   Составление заявок на непосредственное действие по отключению электроустановок и принятие участия в отключениях на оборудовании абонента.    
11.   Работа с государственными органами - прокуратурой, милицией, судами, администрациями и законодательным собранием, РЭК, МАП, УГЭН и т.д.    
12.   Работа со средствами массовой информации по теме предполагаемых    
    ограничений и отключений потребителей - неплательщиков.      
13.   Генерация схем взаиморасчётов с проблемными группами    
    потребителей.      
14.   Прочие не вошедшие в выше указанные    
15.   Всего 3э эсд    

Перечисленные затраты ЭСД можно сократить через переопределение функций не связанных непосредственно с продажей электрической энергии (мощности) так:

Затраты ЭСД непосредственно связанные с хищением электрической энергии непосредственно в сетях энергоснабжающей организации. (Эта функция относится к передаче энергии, а не её продаже);

Определения ответственности внутри энергоснабжающих организаций между подразделениями, осуществляющими передачу и распределение электрической энергии, и её продажу.

Решение задачи минимизации цены для добросовестных потребителей, способных покупать электрическую энергию по рыночным условиям заключается в следующем: На основе существующих нормативных актов по ценообразованию на электрическую энергию, предполагается выделение дифференцированных затрат (энергосбытовой надбавки) на ЭСД при установлении тарифов на электрическую энергию для конкретного потребителя электрической энергии в зависимости от выполнения условий договора энергоснабжения.

Наши рекомендации