Понятие и виды государственных займов
Государственный кредит и государственный долг
1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.
2. Понятие и виды государственных займов.
3. Понятие и виды государственного долга.
4. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь.
Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.
Как правовая категория государственный кредит - это институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.
Таким образом, государственный кредит может выступать в 2 формах: активной (государство предоставляет денежные средства в кредит другим государствам и выступает в качестве кредитора) и пассивной (государство выступает в качестве заемщика).
Как элемент финансовой системы государственный кредит выполняет следующие функции:
1) Распределительная функция - позволяет перераспределить финансовые ресурсы в соответствии с потребностями развития экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности.
2) Регулирующая функция - проявляется в том, что соответствующие субъекты, вступающие в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействуют на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок и, в конечном итоге, - на финансовую политику.
3) Контрольная функция - проявляется в учете и контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.
Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов:
1) Принцип добровольности - предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.
2) Принцип возмездности - означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы. Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения).
3) Целевая направленность - проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют целевой характер - они направляются, прежде всего, на погашение бюджетного дефицита, а также иные цели, предусмотренные законодательством.
4) Принцип срочности - предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен.
5) Принцип возвратности - означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены.
Понятие и виды государственных займов.
Формами государственного кредита выступают государственные займы.В Республике Беларусь механизм функционирования государственного кредита на практике реализуется посредством размещения государственных займов в форме выпуска государственных ценных бумаг, к которым относятся:
- государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО);
- государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более (ГДО).
Выпуск, размещение, обращение и погашение ГКО и ГДО, номинированных в белорусских рублях, осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 173 «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь».
К государственным эмиссионным ценным бумагам относятся:
- государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года;
- государственные долгосрочные облигации со сроком обращения один год и более.
Государственные краткосрочные облигации и государственные долгосрочные облигации (далее – облигации) могут выпускаться с дисконтным и процентным доходами.
Облигации с дисконтным доходом размещаются по стоимости ниже номинальной. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций.
Облигации с процентным доходом размещаются по номинальной стоимости или выше номинальной стоимости. При их погашении владельцам таких облигаций эмитент выплачивает номинальную стоимость облигаций и вознаграждение (процентный доход). Номинальная стоимость и процентный доход выплачиваются в течение срока обращения облигаций или при их погашении в порядке и размерах, установленных Министерством финансов.
Облигации эмитируются от имени Республики Беларусь Министерством финансов.
Эмиссия облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных (далее – инвесторы), для финансирования дефицита республиканского бюджета, а также погашения обязательств Республики Беларусь по ранее осуществленным выпускам государственных эмиссионных ценных бумаг.
В пределах объема эмиссии облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме.
Министерство финансов имеет право:
- досрочного погашения облигаций путем выкупа всего выпуска или его части;
- обмена облигаций, срок погашения по которым наступил, на облигации других выпусков.
Порядок досрочного погашения и обмена облигаций устанавливается Министерством финансов.
Национальный банк и инвесторы имеют право совершать сделки по купле-продаже облигаций на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Министерство финансов не имеет права участвовать в обращении облигаций.
В целях привлечения дополнительных средств для финансирования дефицита бюджета допускается использование такого инструмента, как государственные облигации, номинированные в иностранной валюте (далее - облигации), порядок выпуска, размещения и погашения которых определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. № 1929.
Выпуск облигаций осуществляется в целях привлечения временно свободных валютных средств юридических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета.
Облигации являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются Министерством финансов от имени Республики Беларусь в пределах источников финансирования дефицита республиканского бюджета, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Владельцами облигаций могут быть юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.
Облигации могут быть долгосрочными и краткосрочными ценными бумагами с купонным или процентным доходом. Указанные облигации не могут обращаться на вторичном рынке.
Облигации выпускаются в виде записей по счетам.
Министерство финансов имеет право:
- досрочно погасить облигации путем выкупа всего выпуска облигаций или его части;
- обменять (на основании заключенных с инвестором договоров) облигации, срок погашения которых наступил, на облигации других выпусков.
С целью привлечения временно свободных денежных средств физических лиц для финансирования дефицита республиканского бюджета постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001 г. № 1053 утверждены Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь, которые определяют порядок выпуска, обращения и погашения облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
Эмитентом облигаций от имени Республики Беларусь выступает Министерство финансов.
Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Основные условия каждого выпуска облигаций определяются Министерством финансов.
Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков установленной Министерством финансов формы.
Продажа облигаций осуществляется через банки, заключившие с Министерством финансов соответствующие договоры (далее – банки).
Предъявителям облигаций предоставляется право на получение их номинальной стоимости и процентного дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций, которые выплачиваются при их погашении. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигаций.
К разновидностям государственных займов относятся облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь, порядок выпуска, обращения и погашения которых утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627.
Эмитентом облигаций от имени Республики Беларусь выступает Министерство финансов.
Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. По каждому выпуску облигаций Министерство финансов утверждает условия.
Облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме.
Облигации размещаются на добровольной основе среди граждан Республики Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.
Продажа облигаций осуществляется Министерством финансов через банки, являющиеся агентами Министерства финансов (далее – банки-агенты), в течение срока обращения облигаций по курсовой стоимости. Облигации предоставляют право их владельцам на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигации. Выигрыш определяется путем проведения тиражей выигрышей. Номинальная стоимость выплачивается при погашении облигации.
Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей.
Порядок проведения тиражей выигрышей определяется Министерством финансов.
Документом, подтверждающим имущественные права граждан, является бланк облигации установленной Министерством финансов формы.
Местные займы выпускаются на основе постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. №146, утвердившего Инструкцию о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг. Например, решением Гомельского областного Совета депутатов от 24 декабря 2009 г. №303, №304 «О проведении займа», от 22 марта 2010 г. №332 установлены цель, объем эмиссии срок обращения и порядок размещения ценных бумаг.
Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. №75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления» установлено, что в 2011-2012 г. облисполкомы и минский горисполком в пределах лимита долга органов местного управления и самоуправления, установленного в местном бюджете, вправе привлекать для реализации инвестиционных проектов внешние займы в иностранной валюте. Объем и сроки привлечения внешних займов согласовываются с Президентом Республики Беларусь. Данные внешние займы не являются государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний долг Республики Беларусь.
Республика Беларусь заимствует денежные средства как у резидентов, так и нерезидентов Республики Беларусь.
В настоящее время привлечение внешних государственных займовосуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь».
Привлечение государственных займов осуществляют:
1. Республика Беларусь (решение принимается Президентом Республики Беларусь):
- в целях покрытия дефицита республиканского бюджета;
- в целях предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов;
- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.
2. Правительство Республики Беларусь, в том числе для предоставления пользователям внешних займов (решение принимается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь):
- в целях реализации государственных программ и инвестиционных проектов, решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.
3. Привлечение гарантированных займов осуществляют заемщики, в том числе для предоставления пользователям внешних займов (решение принимается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь):
- в целях импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;
- в целях реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;
- в иных целях, предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь и (или) законами.