Идеология избирательных кампаний как элемент идеологического процесса
Участие в избирательных кампаниях и их проведение являются одним из проявлений политической деятельности, которую можно определить как последовательность действий субъектов политики, организованных в соответствии с их идеологическими ориентациями. Наиболее типичными субъектами деятельности в данной сфере являются политические партии, общественные объединения и движения, а также иного рода организации, имеющие политические интересы и осуществляющие те или иные стратегии политического участия. Идеология избирательной кампании – это способ восприятия проблем, связанных с реализацией избирательного права, характером, а также с содержанием и направленностью избирательного процесса.Идеология избирательных кампаний включает сценарии и стратегии участников избирательного процесса, а также правовые нормы, регулирующие выборы и отражение этих норм и принципов в сознании всего населения.
Идеология избирательных кампаний (ИИК) имеет два основных среза – внешний и внутренний. Внешняя ИИКпредставляет собой совокупность признанных страной международных норм проведения выборов, т.е. международные избирательные стандарты. Мировое сообщество выработало их сравнительно недавно – после Второй мировой войны. Международные избирательные стандарты можно разделить на две большие группы: универсальные и региональные.
К документам, закрепляющим универсальные международные стандарты проведения выборов, относятся:
- Устав ООН (положения по правам человека);
- Всеобщая декларация прав человека, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. и вступил в силу в 1976 г.);
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.).
Региональные международные стандарты проведения выборов закрепляют следующие документы:
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;
- Документ Парижского совещания по человеческому измерению (1989 г.);
- Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) от 29 июня 1990 г.;
- Декларация о критериях свободных и справедливых выборов Межпарламентского союза –выборы должны быть: 1) всеобщими, 2) равными, 3) справедливыми, 4) тайными, 5) свободными, 6) открытыми, 7) ответственными.
Внутренняя ИИК базируется на внешней. Ее содержание в большей степени обусловлено особенностями политического процесса в стране. Внутренняя ИИК в Беларуси имеет три структурных уровня.
Высший уровень – общенациональная (государственная) идеология избирательных кампаний, которая изложена в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, Избирательном кодексе и в ряде законов.
В ст. 64-68 Конституции РБ закреплены следующие ее принципы: 1) всеобщие, 2) свободные, 3) равные, 4) прямые, 5) при тайном голосовании.
Средний уровеньвнутренней ИИК отражен в постановлениях Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, а также в практическом осуществлении каждого из шести элементов избирательного процесса, от назначения выборов до определения результатов голосования и проведения в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов по отдельным избирательным округам. Так, согласно заявлению Председателя Л. Ермошиной, технологии в сфере проведения выборов должны:
1) быть чистыми, финансово прозрачными;
2) предоставлять равные возможности кандидатам;
3) не содержать того, что запрещает избирательное законодательство: призывов к разжиганию национальной розни, насильственному свержению конституционного строя и т.д.
Прикладной уровень. На этом уровне ИИК воплощается в программных документах политических партий и избирательных объединений, в программах отдельных кандидатов. Можно выделить пять основных моделей идеологии избирательной кампании прикладного уровня.
1. Неструктурированная идеология. Особенность такой кампании – использование кандидатами имиджа независимых кандидатов, которые предлагают избирателям не идеологию, а решение конкретных проблем.
2. Рыночная идеология заключается в том, что кандидат или избирательное объединение организует общение с избирателями в соответствии с технологиями политического маркетинга, как поставщики товаров или услуг.
3. Административная идеология ориентирована на обеспечение кандидатам победы путем использования властно-распорядительных ресурсов, т.е. в обход воздействия на мнения и убеждения избирателей.
4. Партийная идеология представляет избирателям адаптированный к предвыборной ситуации вариант программы партии.
5. Комплексная идеология сочетает в себе элементы четырех перечисленных типов.
ВОПРОС 24 Государственный герб, флаг, гимн РБ – символы государственного суверенитета Беларуси.Совокупность символов, в которой закрепляются и пропагандируются существенные смысловые аспекты национально-государственной жизни, принято называть государственной символикой. К государственным символам обычно принято относить флаг, герб и гимн государства. Они выражают определенный смысл, относящийся к истории белорусского народа и его государства, особенностям национальной жизни белорусов, их идеалам и ценностям.
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху находится пятиконечная красная звезда.
Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева — цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».
Земной шар — знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнеров. Единение Земли и Солнца — главный знак жизни.
Красная звезда — символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. В изображении герба запечатлены основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, миролюбие.
Государственный флаг Республики БеларусьГосударственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней — красного цвета и нижней — зеленого цвета.
Отношение ширины полос красного и зеленого цвета — 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине — 1:2. У древка (флагштока) вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь.
Красный цвет на флаге Беларуси — цвет знамен Красной Армии и белорусских партизанских бригад. Этот цвет с древних времен считается знаком Солнца. Он символизирует кровные узы, братство, высокое предназначение судьбы, победу, счастливую жизнь.
Зеленый цвет — символ надежды, весны и возрождения. Это цвет природы, полей и лесов, которые издавна занимают основную часть территории нашей страны. Зеленый — цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.
Белый цвет — прежде всего цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. Эти замечательные качества должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли.
На Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен фрагмент наиболее древнего и типичного для Беларуси орнамента. Он прославляет трудолюбие и мастерство как обязательные условия счастливой судьбы. В центре орнамента ромб — древнейший символ богини земли и плодородия. Белорусский орнамент отражает древнюю культуру народа, его духовное богатство и единство.
Государственный гимн Республики Беларусь
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Государственный гимн Республики Беларусьможет исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз.
Государственный гимн Республики Беларусь транслируется государственными телевизионными и радиовещательными компаниями:
ежедневно в начале и перед окончанием вещания, а при круглосуточном вещании – в 6 часов и в 24 часа;
в новогоднюю ночь – после боя часов в 24 часа.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусьприсутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь при проведении Республикой Беларусь официальных мероприятий на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел Республики Беларусь, законами, правилами и обычаями государства пребывания.