Внешняя политика Ирландской республики

Внешнеполитический курс Ирландии отражал непоследовательную, противоречивую позицию правящей ирландской национальной буржуазии. В то же время в нем находили определенное отражение некоторые традиции и чаяния широких слоев ирландского народа. Условно его можно подразделить на два неравных периода: конец 50-х—начало 60-х годов (до начала кампании за вступление в «Общий рынок») и весь последующий отрезок времени вплоть до наших дней.

С конца 60-х годов все усиливающееся влияние оказывают на него события в Северной Ирландии.

Первый период отмечается стремлением третьего кабинета Фианна фойл и министра иностранных дел Ф.Эйкена проводить последовательную политику неприсоединения, активно способствовать наметившимся в мире позитивным процессам разрядки. Ирландские делегаты в ООН настойчиво выступали за принятие эффективных мер против распространения ядерного оружия. Ирландия принимала участие в акциях ООН по поддержанию мира в различных районах: на Ближнем Востоке, в Кашмире, на Кипре.

Видный политический и общественный деятель Ирландии К.-К.О'Брайен во время конголезского кризиса являлся специальным представителем ООН в Катанге. Самостоятельный внешнеполитический курс Ирландии в эти годы не раз вызывал недовольство правительств империалистических держав Запада, критику со стороны влиятельных, консервативных ирландско-американских кругов.

Решительный поворот обеих главных партий ирландской национальной буржуазии в сторону «нового курса» и начало его осуществления оказали известное воздействие на внешнюю политику страны.

В 1961—1962 гг. в своих официальных заявлениях о стремлении Ирландии вот и в «Общий рынок» премьер Ш.Лемасс указывал, что это может повлиять на ирландский нейтралитет, подвести страну к вступлению в НАТО. В этом отношении позиция «главного архитектора» ирландского «нового курса» по существу не отличалась от линии лидера Фине гэл Л.Косгрейва, призывавшего к участию Ирландии в «защите» Запада от «коммунистической угрозы». В благоприятную державам НАТО сторону изменилась позиция Ирландии по ряду важных международных проблем, в частности по отношению к американской агрессии во Вьетнаме. Эти изменения во внешней политике Ирландии не раз подвергались критике со стороны прогрессивных, демократических кругов, указывавших на постепенную утрату страной свободы действий во внешнеполитической сфере, приспособление к политике Англии и особенно США.

Но тем не менее старания консервативных кругов добиться коренного изменения ирландского внешнеполитического курса, отбросить стойкие традиции неприсоединения, нейтралитета, сочувствия пародам, борющимся против империализма и колониализма, стремление жить в мире и добрососедстве со всеми странами до сих пор к успеху не привели. Ирландская республика не стала членом Североатлантического пакта, она вносила и продолжает вносить полезный вклад в дело разрядки международной напряженности. В августе 1976 г. правительство Ирландии вместе с другими государствами — участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписало в Хельсинки Заключительный акт.

Много преград стояло ранее на пути нормализации отношений Ирландии и СССР: яростный антикоммунизм ирландских консервативных, и в первую очередь влиятельных клерикальных, кругов, оппозиция империалистических сил Англии и США. На протяжении десятков лет Ирландия оставалась одной из немногих европейских стран, не имевших постоянных связей с СССР и другими социалистическими странами.

Перелом наметился в 60-х годах в связи со значительным ростом международного авторитета СССР и всего социалистического содружества, со все новыми успехами миролюбивой внешней политики Советской страны. С конца 60-х годов резко возрастает взаимный обмен в области культуры и искусства, науки и техники. В 1970 г. в Москве состоялись первые советско-ирландские торговые переговоры. В это же время в Дублине открываются торговые представительства и корпункты СССР и ряда других социалистических стран.

Установление в 1973—1974 гг. между Советским Союзом и Ирландией нормальных дипломатических и торговых отношений, взаимное предоставление обеими странами режима наибольшего благоприятствования в сфере торгового обмена — наглядное свидетельство того, что, несмотря на сложность обстановки, Ирландия не остается в стороне от веяний времени.

Новый этап отношений между Ирландской республикой и СССР зафиксирован в совместном советско-ирландском коммюнике, принятом во время официального визита в Москву в декабре 1976 г. министра иностранных дел Ирландии Г.Фицджеральда. Обе стороны подтвердили свое намерение продолжать улучшение и расширение отношений между двумя странами в политической, экономической и других областях на основе мирного взаимовыгодного сотрудничества и поддерживать все мероприятия, направленные на ослабление международной напряженности, ликвидацию угрозы мировой термоядерной войны. 16 декабря 1976 г. в Москве было подписано соглашение между СССР и Ирландией о развитии экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.

В этот период Ирландия установила также дипломатические отношения с рядом европейских социалистических стран.

Довольно пеструю мозаику являли собой отношения Ирландской республики с Северной Ирландией (до роспуска Стормонта в марте 1972 г.) и с Великобританией (по североирландскому вопросу). До середины 60-х годов правительство Ирландии просто-напросто игнорировало стормонтовскую администрацию как незаконный режим, исходя из постулата конституции 1937 г. о том, что это временно пребывающая под чуждой юрисдикцией часть национальной территории. Однако с середины 60-х годов провозвестник «нового курса» Ш.Лемасс, с одной стороны, и тогдашний руководитель североирландской администрации «либеральный юнионист» Т.О'Нейл — с другой, пошли на некоторое сближение. Состоялся ряд встреч двух премьеров, начали налаживаться контакты по совместному развитию рыболовства, гидроэнергетики, туризма и т.д. На деле это было равнозначно признанию Ирландской республикой де факто режима Шести графств.

Североирландский кризис покончил с этим новым развитием. Бурные события на Севере, избиения католиков, сожжение их жилищ, вмешательство в борьбу с 1970 г. подразделений ИРА постоянно и глубоко воздействовали на широкие круги ирландской общественности, на позицию ирландских кабинетов. Летом 1970 г. дело дошло до раскола в правящей партии Фианна фойл, министерского кризиса и привлечения двух министров к суду по обвинению в незаконной переброске оружия ИРА на север через Дублинский аэропорт. В августе 1969 г. Ирландская республика предприняла резкий демарш в ООН против политики Англии в Северной Ирландии, в чем она была решительно поддержана Советским Союзом. В конце января 1972 г., после варварского расстрела британскими парашютистами мирной демонстрации в защиту гражданских прав в Дерри, негодующие дублинцы сожгли английское посольство, а правительство Ирландской республики временно отозвало из Лондона своего посла.

И все же растущая классовая солидарность крупной ирландской буржуазии с монополистическими кругами Великобритании, боязнь распространения массового демократического движения Севера на Ирландскую республику — все это привело к тому, что в целом ирландская политика обеих правящих партий в ольстерских делах была весьма сдержанной. Главное, на что претендовала и чего добилась Ирландская республика, — это признание Англией ее права участвовать в обсуждении североирландской проблемы и выработке позитивных решений. В качестве основной цели ирландские политики добивались осуществления в Шести графствах «разделения власти» между католиками и протестантами, ликвидации дискриминации. Объединение Ирландии вырисовывалось в необозримом далеком будущем в качестве конечной, ныне недостижимой цели. Апогеем этой политики явилось подписанное в конце 1973 г. соглашение в Саннингдейле. Крах Саннингдейла нанес по этой политике сильный удар. Отношения с Великобританией заметно обострились в связи с разбирательством в феврале 1978 г. в Европейском суде в Страсбурге жалобы ирландского правительства на грубое попрание прав человека в Шести графствах, на бесчеловечное обращение британских войск с североирландскими борцами за гражданские права.

Наши рекомендации