Принципы - это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов
Такими принципами могут выступать:
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
принципа федерализма - учет интересов регионов (в федеративных государствах);
принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности гос. аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов гос. жизни в интересах населения страны;
принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в гос. аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.
Лекция Бондарева: (не будет лишним)
Механизм государства – техническая машина, это сложное явление состоящее из многих частей, предназначенное для выполнения определенной работы, только будучи во единстве механизм государства может регулировать отношение в обществе. Законотворчество, исполнение их, и судебная система должны быть сильными и функционировать, иначе их неотраженная деятельность может повлечь общество к кризису.
Еще одна точка зрения: Механизм гос-ва и гос. аппарат – это разные явления. аппарат представляет только совокупность органов управления, в этом случае гос. аппарат выступает частью механизма государства. Гос. аппарат - это часть государственного механизма (Копечников). Гос. аппарат – это совокупность органов гос. вл.: правительство, судебные, контрольные органы. Управляемая подсистема механизма государства – совокупность гос. учреждений, предприятий (театры, библиотеки, образование). Механизм государства состоит из аппарата управления (имеющие властные полномочия) и из системы управляемой. Сапун: «Механизм гос-ва – есть система гос. органов (гос. аппарат) и материальных средств гос. принуждения, направленная на реализацию функций государства. Гос. аппарат – совокупность органов гос. вл., гос. управления, органов контроля и надзора, органы правосудия. Другая часть – материально принудительные средства: армия, полиция, тюрьмы, колонии, разведка, контрразведка».
Другая точка зрения, что гос. аппарат и механизм гос-ва – это синонимы. Элементарная частица механизма государства – орган государства, как первичный структурный элемент гос-ва. Орган государства - это организационно обособленная часть механизма гос-ва, состоящая из профессионально подготовленных людей, наделенных властным полномочиями, определенной компетенции и необходимыми финансовыми и материальными ресурсами для осуществления гос. функций в определенных пределах. Признаки органа: 1) обособленность органа – не любой служащий составляет, образует этот орган. 2) соответствующая компетенция: определенная совокупность предметов ведения, прав и обязанностей для осуществления своих полномочий, компетенция органа образует его правовой статус, реализация его полномочий – это не только право его, но и обязанность; 3) носитель властных полномочий, т.е. его акты обязательны к исполнению, имеют возможность принуждать субъектов к тому или иному поведению; 4) орган гос-ва наделяется определенными материальными, финансовыми средствами для осуществления своих полномочий, средства должны быть достаточными.
Эти четыре признаки позволяют говорить о том, что перед нами орган государства, нужны быть все черты, они обеспечивают его функционирование.
Органов государства много и их делят на виды, прибегают к их классификации по следующим критериям:
1. по происхождению и роли в механизме гос-ва: первичные и производные органы гос-ва. Первичные составляют основу механизма гос-ва, от них черпают свою властную силу производные органы гос-ва. Они возникают на основе баланса политических сил в обществе. Они формируются в порядке выборов, наследования и т. д. Первичные органы гос-ва свои полномочии яяне получаю от каких-либо органов. В механизме гос-ва в основном производные органы. первичных органов меньше (в монархии первичен монарх, в республике - парламент и т.д.);
2. по содержанию деятельности органов: органы законадательной власти, исполнительные органы, судебные органы, контрольно-надзорные, органы исполнения наказания и т. д.
3. по полномочиям: центральные местные;
4. по способу принятия решения: коллегиальные и единоличные органы.
Структура механизма государства в зависимости от типа государства
Механизм каждого государства не повторим. Но им присущи и общие черты, присущеи любому механизму государства, 2 основные части: аппарат управления и апппарт принуждения.
Аппарат управленияделится на органы гос. вл., управления, правосудия, контрольно надзорные. Устанавливает нормы и следит за их исполнением.
Аппарат принуждения призвана применять принуждение в самых острых формах, он подчинен аппарату управления. Включает в себя спец. органы для принудительной деятельность: полиция, армия, исполнение наказания, тюрьмы, колонии и т. д.
Структура механизма зависит от типа государства. рабовладельческое гос-во отличается от современных государств своей структурой. У него мало органов, много функций, на главном месте аппарат принуждения, расти он начинает в Древнем Риме, мало дифференцирован до этого. Позднее органы государства приобретают более сложное строение. Механизм феодального гос-ва имеет свои особенности, которые меняются со временем. Механизм раннефеодального государства в начале состоит из мини государств. Централизуется механизм государства в период сословно-представительной монархии. Происходит централизации всего общества. Складывалось разделение трда при промышленном производстве. Абсолютный монарх, используя централизованнее силу – механизм.
Основные модели гос-ва и права на современном этапе:
1. моноцефальная модель: единовлстие, единство гос. вл и по верткали и по горизонтальные, он единственный орган, которому подинены другие, второстепенные же органы имеют свою иерархию. Власть персонифицирована. Его решения единственно властные, остальные лишь поддакивают. (ПР: Фашизм).Система гос. органов строго централизована. Эта мдель может концентрировать всю экономическую мощь общества, сильно влияет на развитие общества. Но в наличие бесправие народа.
2. монотеократическая модель: она распространена во многих странах, где религия является гос. религией (Саудовская Аравия, Иран и т. д.). В структуре такого государства всевластие одного лица базируется на религиозных догматах и общинных порядков, на обычаях (сохраняется налог на имущих в пользу бедных). В такой модели обледенены в одном лице пос главы государства и высшее религиозное лицо. Этот глава обладает всей полнотой и светской и духовной власти. Вся власть исходит от монарха, а не народа. Король формирует ответственное правительство. Сохраняется эта модель благодаря материальному обеспечению (ПР: на нефти). Порядки неыблемы.
3. цивилизованно сегментраная модель: она присуща современным, более развитым государствам. Эта модель базируется на принципе разделения, но в то же время единения власти. Власть делиться на сегменты, на части между органами гос. вл., а единение власти обеспечивается принципом сдержек и противовесов. Разделение властей – это условно, т. к. власти в гос-ве не может быть две, три и т. д. разделение властей без сдержек и противовесов невозможно. Разделение властей - идея появилась давно, но не могла была бать реализована в связи с экономическими, политическими, социальными условиями. Эта идея, как теория, была выработана Монтескье и Локком. Разделение вл. – это деление вл. между органами для того, чтобы ее нельзя было узурпировать. Исторически впервые и классически принцип разделения властей был применен при строительстве гос. механизма США и закреплен в конституции. Обособленно три ветви власти: законодательная (конгресс), исполнительная (правительственная вл.: президент – он и глава гос-ва и глава правительства в США), судебная власть. Но деятельность они ведут совместно, они взаимодействуют. Это происходит с соблюдением системы сдержек и противовесов. Механизм властей един.