Новообразования в ученическом коллективе
1. Рождаются отношения творческого сотрудничества между учащимися, семьей и школой.
2. Зарождается общественное мнение.
3. Появляются традиции, законы и заповеди жизни ученического коллектива.
4. Идет развитие самоуправления и самореализации учащихся.
Таким образом, самоуправление в начальной школе может развиваться в различных структурах. Приведенные выше формы далеко не исчерпывают все варианты структур органов самоуправления в школе. Важно только, что представленная работа создает условия для проявления детьми активности в деятельности коллектива своей школы и способствует самореализации, самосознанию, самоуважению, самостоятельности учащихся I ступени, развивая их интересы, убеждения, взгляды, социальные установки, формируя ценностные ориентации и мировоззрение.
Ценностно-ориентационное единство— один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем ценностно-ориентационного единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Ценностно-ориентационное единство не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей. Ценностно-ориентационное единство в коллективе как группе высокого уровня развития – это сближение подходов к целям и задачам совместной деятельности, ориентированное на нравственно оправданные ценности.
В ЦО № 1601 исследование проводилось среди обучающихся средней и старшей школы (13 классов). Психодиагностическим инструментарием являлась методика «Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
Результаты, полученные в ходе исследования, выявили, что восемь диагностируемых классов имеют средний уровень ценностно-ориентационного единства и пять – высокий уровень. Низкого уровня сплоченности классных групп не выявлено.
Высокая степень ценностно-ориентационного единства выступает важным источником интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности.
Для повышения степени ценностно-ориентационного единства рекомендуется проведение развивающих занятий, вовлечение обучающихся в активную совместную деятельность, проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий.
С обучающимися 10-11 классов была проведена групповая психодиагностика с целью оценки психологической атмосферы в классных группах.
Психодиагностическим инструментарием являлась «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (по А.Ф.Фидлеру).
В исследовании принимали участие 56 обучающихся.
Психологическая атмосфера в коллективе – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятной психологической атмосферы – доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной вовлеченности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и др.
В целом по трем классам результаты были следующими: из 56-ти опрошенных 25 обучающихся считают атмосферу в классных группах благоприятной (44,6%); 24 обучающихся – скорее благоприятной, чем неблагоприятной (42,9%); 4 – скорее неблагоприятной, чем благоприятной (7,1%); 3 считают атмосферу неблагоприятной (5,4%).
Результаты проведенного исследования выявили преобладание благоприятной атмосферы в классных группах (49 из 56-ти обучающихся). Однако есть и те обучающиеся, которые считают атмосферу в своем классе неблагоприятной (7 человек из 56-ти).
В деятельности по оптимизации психологической атмосферы старшим воспитателям необходимо опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.
Необходимо проведение занятий, направленных на межличностное общение, своеобразные игры, помогающие коллективу стать одним целым; распределение ролей в коллективе.
С участниками креативных групп Центра образования № 1601 было проведено групповое исследование с целью выявления уровня способности к самоуправлению. Психодиагностическим инструментарием являлась методика «Способность к самоуправлению».
В современных условиях значительно возрастают потребности каждого человека самостоятельно принимать решения, вырабатывать формы поведения, регулировать отношения с другими людьми. Одной из наиболее актуальных проблем является изучение способности самоуправления личности, особенно в учебных коллективах: школах, колледжах, высших учебных заведениях. Именно в этот период жизни человека в основном формируется его нравственный облик, стиль поведения в системе социальных отношений, формируются его моральные и деловые качества. Для современной молодежи требуются такие качества как активность, мобильность, самостоятельность, умение ориентироваться в условиях социальных перемен и т.п. Исходя из этого, возникает необходимость формирования способности личности к самоуправлению.
Самоуправление – целенаправленное изменение, где цель ставит себе сам человек, который в данном случае выступает уже как субъект самоуправления, объектами которого становятся другие нормы активности личности: общение, поведение, деятельность и переживания.
Результаты, полученные в ходе исследования, были разделены на две категории: интерпретация для мальчиков и интерпретация для девочек.
Уровни способности к самоуправлению у мальчиков распределились следующим образом:
· Низкий – 0
· Ниже среднего – 3
· Средний – 9
· Выше среднего – 6
· Высокий – 1
Изобразим это наглядно:
Уровни способности к самоуправлению у девочек:
· Низкий – 0
· Ниже среднего – 5
· Средний – 18
· Выше среднего – 10
· Высокий – 0
Изобразим это наглядно:
Этапы способности к самоуправлению отражают уровень данной способности, который индивид достиг на момент исследования. На гистограмме эти уровни приведены в порядке возрастания: от низшего к высшему. Таким образом, если обучающийся по результатам диагностики находится на уровне «Критерии оценки качеств», значит все приведенные ранее уровни он уже прошел.
Далее приведена гистограмма этапов способности самоуправления, выявленных у мальчиков:
Далее приведена гистограмма этапов способности самоуправления, выявленных у девочек:
По результатам диагностики мы имеем возможность сравнить способность к самоуправлению у мальчиков и девочек диагностируемой группы. Ниже приведена сравнительная гистограмма между результатами девочек и мальчиков, где количество учащихся приведено в процентном соотношении.
Анализ результатов методики «Способность к самоуправлению» позволил составить характеристику диагностируемой группы по данному параметру. В диагностируемой группе как мальчики, так и девочки в основном имеют средний (55% и 47%) и выше среднего (32% и 30%) уровни способности к самоуправлению.
Таким образом, совершенно понятно, что, своевременно проводя психологические исследования личности ребенка, т.е. действуя на опережение, школьный психолог может не только скорректировать его деятельность, но – что гораздо важнее! – заранее распознать его склонности и потенциальные возможности и направить в нужное русло.