Структура аппарата Совета Безопасности Российской
Федерации
В состав Совета Безопасности кроме Президента РФ входят пять постоянных членов и 18 членов Совета Безопасности.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента в пределах соответствующего федерального округа, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему. Полномочные представители в федеральных округах входят в состав Совета Безопасности РФ.
Аппараты полномочных представителей Президента в федеральных округах структурно входят в Администрацию Президента РФ.
Деятельность полномочных представителей Президента в федеральных округах координируется территориальным управлением Администрации Президента РФ.
Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа и осуществляет следующие функции:
• обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе;
• анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;
• организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
• разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
• организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
• принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
• организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа;
• вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
• взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Президенту РФ представляются доклады об обеспечении национальной безопасности, о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе с соответствующими предложениями. Полномочные представители решают экономические проблемы, контролируют использование федерального имущества и средств федерального бюджета в округе, применяют санкции к нерадивым чиновникам.
Свои подразделения в федеральных округах создают прокуратура и органы внутренних дел.
Полномочным представителям Президент РФ передает часть функций и полномочий президентской власти, как бы продлевая федеральную вертикаль. Они не заменяют губернаторов, не управляют федеральными органами на местах, не берут на себя полномочия местного самоуправления. Не ставится перед ними и задача быть публичными политиками. Поскольку в настоящее время наиболее важны функции управления, координации в интересах укрепления единства страны, их задачи заключаются в том, чтобы разграничить полномочия между Центром и регионами, обеспечить антикризисное управление, где это необходимо, создать единое правовое и информационное пространство в рамках округа, осуществлять кадровую политику Президента на местах, наводить порядок во всех звеньях без нарушения демократических процедур.Полномочными представителями контролируется исполнение решений федеральных органов власти, законодательство регионов рассматривается с точки зрения его соответствия федеральным актам.
Государственный совет
Государственный совет (Госсовет) является совещательным органом при Президенте Российской Федерации. Под председательством последнего рассматривает насущные вопросы жизни страны. Не является органом государственной власти, поскольку не обладает властными полномочиями.
Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета из семи членов, персональный состав определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода. На одного из заместителей руководителя Администрации Президента РФ возлагаются обязанности секретаря Государственного совета (на общественных началах и без вхождения в состав Госсовета).
Государственный совет и его президиум могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Государственного совета. Заседания Государственного совета проводятся не реже одного раза в три месяца. Решения принимаются путем обсуждения, оформляются протоколом, который подписывает секретарь. При необходимости решения оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ. Решения по вопросам законодательства в виде проекта соответствующего акта вносятся в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.
Государственный совет обсуждает имеющие особое значение проблемы государственного строительства, укрепления основ федерализма, вопросы, касающиеся соблюдения органами власти и должностными лицами законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и вносит необходимые предложения Президенту РФ.
По предложению Президента РФ Государственный совет обсуждает вопросы формирования и исполнения федерального бюджета, социально-экономической и кадровой политики, рассматривает проекты федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение.
Обеспечение деятельности Государственного совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
Комиссия по правам человека при Президенте РФ
Для содействия реализации главой государства полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина образована Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач анализирует информацию, рассматривает обращения лиц и организаций о фактах нарушений прав и свобод, проверяет информацию об ущемлении прав, представляющем особую общественную опасность. Комиссия имеет право запрашивать необходимые документы и материалы у органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, организаций, должностных лиц; заслушивать на заседаниях информацию соответствующих должностных лиц по вопросам, связанным с защитой прав и свобод граждан.
Рекомендации и заключения Комиссии, принятые в пределах ее полномочий, направляются соответствующему органу государственной власти, в компетенцию которого входит решение данного вопроса. Орган государственной власти, его должностные лица, получившие рекомендации и заключения Комиссии, обязаны их рассмотреть и уведомить ее о принятом решении. В необходимых случаях информация об этом доводится до сведения Президента РФ.
Председатель Комиссии и ее состав утверждаются Указом Президента РФ. Члены Комиссии, кроме председателя, работают в ней на общественных началах. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет отдел Администрации Президента РФ.