Конфликты Российской Федерации
Распад мировой системы социализма, исчезновение с политической карты мира советского союза привели к появлению на мировой арене новых центров силы борьба между которыми за сферы экономического и политического влияния получила новый импульс. Зоной соперничества между этими центрами становится пространство бывшего СССР, где по периметру границ российского государства складывается дуга кризисов, а также стран восточной Европы и "третьего мира".
Почему возникают конфликты в отношениях между государствами? до недавнего времени в отечественной конфликтологии главною причиной межгосударственных конфликтов считался фактор "внешнего вмешательства империализма". Это означало, что любую локальную войну или международный конфликт надлежало рассматривать только как звено в единой цепи агрессивной политики империализма, выражающего свои классовые интересы на мировой арене. Именно -политика западных держав, направленная против СССР и его союзников, объявлялась основным источником международной напряженности и нестабильности.
Зеркальным отражением "наших" взглядов на природу народных конфликтов являлась официальная западная наука, которая рассматривала эти явления как следствие вмешательства СССР, как "руку Москвы", эксплуатирующую нестабильность обстановки в "третьем мире" с целью установления своего влияния в освободившихся странах, навязывания им просоветской модели под флагом "антиимпериалистической борьбы"" -все это, то есть классово антагонистическое миропонимание природы между народных отношений, с одной стороны, ссылки на "угрозы Москвы"- с другой, приводило к весьма упрощенному толкованию причин межгосударственных конфликтов, сужало картину бытия, препятствовало постижению специфики и самобытности процессов, происходивших в странах "третьего мира". В результате практически весь "третий мир" о его социальными потрясениями и международными конфликтами рассматривался главным образом в контексте соперничества между, Востоком и Западом.
Разумеется, причин, ведущих к конфликтам между государствами, в том числе и в "третьем мире", значительно больше. Так, до конца второй мировой войны многие вооруженные конфликты происходит на почве нерешенных территориальных проблем. После 1945 г. к традиционным причинам конфликтов добавились новые, связанные с экономической стагнацией, задолженностью, наркобизнесом, ухудшением состояния окружающей среды, ростом народонаселения и расширением миграции, с тех пор вооруженные конфронтации на региональном уровне стали постоянным элементом между народной жизни, согласно исследованиям, проведенным в Мюнхенском университете, за период с 1945 по 1985 г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, 151 из которых приходился на развивающиеся страны. Свыше половины государств, составлявших мировое сообщество, были за этот период, по меньшей мере, один раз вовлечены в конфликт, и только 26 дней в мире все было относительно спокойно. При этом налицо эскалация уровня международной конфликтности: с 15 зарегистрированных конфликтов в 1955 г. до 24 в 1965 году и 33 в 1985 году. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 до 35 млн. человек.
Анализируя эти конфликты, следует проводить различие между ограниченными операциями или пограничными стычками и продолжительными конфликтами, приводившими к большим человеческим потерям. Кроме того, не следует упускать из виду - национального, регионального и глобального уровней политической деятельности развивающихся стран на мировой арене, каждый из которых играет собственную роль в формировании между народной ситуации. Это позволяет построить трехъярусную типологическую модель конфликтов в "третьем мире":
-имеющие глобальное измерение, региональные и внутригосударственные. К конфликтах, происходившим в странах "третьего мира" и
-имевшим глобальное измерение, относились конфликты, вызванные процессом деколонизации, соперничеством двух сверхдержав (так называемое Акное измерение конфликта между востоком и Западом), а также интервенциями ведущих держав в "третьем мире".
Деколонизационные конфликты в "третьем мире" играли большую роль в течение первых 30 лет послевоенного развития, то есть с 1945 по 1975г. Хотя деколонизация была относительно мирным процессом, в некоторых случаях колониальные державы стремились любой ценой, в том числе и с помощью оружия, сохранить свои позиции. Такие конфликты либо имели ограниченные масштабы (как, например, интервенция Голландии в Индонезию в 1947-1948 гг.), либо представляли собой полномасштабные войны, сопровождавшиеся огромными людскими и материальными потерями (война в Индокитае з 1946-1954 гг., в Алжире в 1954- 1962 гг. и др.).
Что касается так называемого южного измерения конфликтов между Востоком я Западом, то этот тип конфликтов явился результатом примерного ядерного паритета, установившегося между двумя сверхдержавами в 70 - 80-Х гг. Будучи фактором ядерного сдерживания, он имел своим естественным следствием перенесение соперничества сверхдержав на периферию международной системы, в "третий мир". Именно позиция развивающихся стран, которую они занимали в отношении противостоящих друг другу блоков, играла определяющую роль в получении ими оружия, материально-технической помощи, политической и дипломатической поддержки со стороны той или иной сверхдержавы. Правда, в отдельных случаях простое оказание ими поддержки своим союзникам считалось недостаточным и великие державы прямо вмешивались в конфликт (в качестве примера можно упомянуть участие США в войне в Корее в 1950-1953 гг. и во Вьетнаме в 1960-1970 гг., а СССР в Афганистане в 1930-1989 гг.).
Следует, однако, подчеркнуть, что прямое вооруженное вмешательство западных держав (США, Великобритания, Франции и др.) или СССР в дела стран "третьего мира" не всегда происходило в рамках конфликта между Востоком и Западом" Нередко оно вызывалось другими соображениями, например геостратегического характера" Так, США всегда считали стабильность Центральной Америки жизненно важной для своей национальной безопасности и неоднократно вмешивались в дела этого региона (Гватемала, 1954; Доминиканская республика, 1965; Гренада, 1933; Панама, 1989; Гаити, 1994) с целью либо предотвратить перемены, противоречащие их интересам, либо свергнуть неугодные им правительства. То же самое можно сказать о Франции, связанной многочисленными соглашениями об обороне и военной помощи с рядом африканских государств - бывших колоний, в частности, ей пришлось провести ряд "внешних операций" в Мавритании, Джибути, Заире, ЦАР, Чаде, Габоне, Руанде и др. вооруженное вмешательство в Венгрию, Чехословакию и Афганистан в 50-80-х гг. осуществил СССР.