Специфический инструмент нации-государства
В демократическом обществе народ является источником государственной власти и носителем суверенитета. Это общеизвестное положение означает, что все институты власти в таком обществе существуют не по воле отдельных лиц или групп людей, а по воле самого народа как единого целого. В конечном счете, народ является и источником всех других структур и учреждений, которые создаются институтами власти в соответствии с установленным законом порядком с целью обеспечения общих интересов. Это относится и к такому сложному в структурном отношении образованию, как механизм функционирования идеологии государства.
Напомним, что идеологический механизм государства представляет собой комплекс лиц, институтов и учреждений, призванных заниматься формированием, нормативно-правовым закреплением, теоретико-концептуальной интерпретацией, воспроизводством и доведением до сознания членов политического сообщества идеологии государства, а также материализованных средств ее проявления. В то же время, согласно приведенному выше определению государственной идеологии, субъектом ее формирования является образующая данное государство общность людей, т.е. народ. В таком случае закономерно встает вопрос: не подменяется ли народ как субъект формирования и носитель национально-государственной идеологии отдельными лицами и учреждениями, должностной обязанностью которых является производство идей общенациональной значимости и обеспечение их функционирования?
Нет, не подменяется. Однако, ответ этот не вполне очевиден и потому требует определенной аргументации.
Мы уже знаем, что группа или общность людей становится социальным субъектом лишь с обретением самосознания и самоорганизации для коллективного действия с целью обеспечения своих интересов. Во всякой самоорганизованной группе есть ведущие и ведомые ими члены, без чего попросту невозможно коллективное действие. Мы знаем также, что в ходе своего развития коллективный социальный субъект — особенно это относится к такой общности, как нация — обретает устойчивые предрасположенности мыслить, чувствовать, воспринимать окружающую действительность и действовать определенным образом. Такие предрасположенности, если речь идет о нации, принято называть национальным менталитетом или национальным характером. Ментальность генерирует определенной направленности импульсы коллективного действия, которые задают специфику истории данной общности. Причем ментальность изменяется гораздо медленнее, чем материальное и социальное бытие людей [1]. Развивая данную теорию, уже упоминавшийся американский философ, социолог и психолог Э. Фромм выдвинул положение, согласно которому все социально-экономические и политико-идеологические мотивы активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их «резонанса» с социально-психологическим настроением того субъекта, к которому обращены данные мотивы [2]. Таким образом, каждый народ — белорусский не составляет исключения — воспринимает и аккумулирует в своем сознании лишь такие социальные идеи, нормы и ценности, которые соответствуют общему строю его мышления и мировосприятия, его историческому опыту и его жизненным интересам и устремлениям. Данное положение проясняет вопрос о том, почему в ходе исторического развития определенного народа одни идеи и ценности были им восприняты как свои собственные и реализованы в политических, социально-экономических и духовно-культурных структурах его бытия, а другие — кто бы их не предлагал — были отвергнуты и стали лишь свидетельством противоречивости самого процесса становления и развития национально-государственной идеологии.
Закономерным является также вопрос и о том, в каком соотношении находятся идеология государства и политика правящего в данный момент класса или группы людей, которые объективно являются носителями и частных интересов. Ответ на него не может быть однозначным. В теоретическом плане поставленный вопрос рассмотрен при выяснении соотношения между идеологией и политикой, а также между частными и государственной идеологиями в гражданском обществе. Нормальным является положение, когда проводимый властями политический курс основывается на положениях национально-государственной идеологии, что означает направленность государственной политики на реализацию интересов народа, на сохранение и развитие национальных ценностей. При этом институты власти не только вправе, но и обязаны выявлять, теоретически интерпретировать насущные потребности и интересы нации, отражать их в программных документах и реализовывать в своей практической деятельности. В демократическом обществе власть призвана защищать, отстаивать прежде всего общие интересы, а не сосредоточиваться только на реализации частных интересов, т.е. интересов меньшинства.
На уровне обыденных разговоров оценки действий властей могут быть самыми различными, вплоть до диаметрально противоположных. Они зависят от идейно-политических пристрастий собеседников. Однако в демократическом обществе показателем степени соответствия или несоответствия проводимой властями политики идеалам, ценностям, интересам и устремлениям большинства граждан, являются итоги выборов в институты власти. Необходимо отдавать отчет в том, что нет в мире такого демократического государства, граждане которого на все 100% поддерживали бы политику действующего правительства. Не исключается также положение, когда политика правящей группы вступает в противоречие с национальными ценностями, образом мышления народа и его насущными интересами. В таком случае не исключены попытки поставить идеологический механизм государства на службу преимущественно или исключительно интересам правящей группы. В демократическом обществе такие устремления раньше или позже блокируются народом во время выборов. Так было, к примеру, в Беларуси в начале 1990-х гг., когда была предпринята мощнейшая попытка радикальным образом изменить систему ценностей, идейно-политических и геополитических приоритетов нации. Как известно, белорусы в абсолютном большинстве своем отвергли данные поползновения в ходе первых в истории страны президентских выборов 1994 г.
Изложение положения теории национального менталитета и реальный опыт социально-политической жизни подводят к выводу: как политики, так и те, кто в той или иной мере участвует в обеспечении функционирования идеологического механизма государства должны понимать, что новационные идеи и проекты какими бы прекрасными они ни казались, могут быть плодотворными лишь при условии их соответствия особенностям глубинных пластов сознания общности, его исторически сложившимся ценностям и идеалам, его реальным жизненным интересам и устремлениям. Это позволит избежать грубых ошибок при развитии, воспроизводстве и реализации положений национально-государственной идеологии.