Федеративная Республика Германия в послевоенный период. Как проходил подъем?
После капитуляции Германии западная зона оккупации возвращалась к нормальной жизни. Оккупационными властями были проведены судебные процессы против военных преступников, проводилась декартелизация, восстановление политических партий, профсоюзов.
Но социально-экономическая политика западных держав в Германии характеризовалась определенной двойственностью. С одной стороны, никто из союзников не хотел возрождения мощного, агрессивного конкурента. С другой стороны, Западу необходима была сильная Германия, которую нужно было активно подключить к борьбе против общего противника - СССР. Эта дилемма и определяла действия западных держав в германском вопросе.
Возрождению нормальной деятельности рыночных механизмов дала старт сепаратная денежная реформа, осуществленная по инициативе США в 1948 г. Хотя эта реформа и обострила кризис и привела к окончательному разделу Германии, для западной зоны оккупации она имела позитивные внутриполитические последствия.
Для превращения новой Германии в типичную западную демократию необходимо было также создать политические структуры, обеспечивающие оптимальные условия для функционирования государства и общества.
В день четырехлетия капитуляции гитлеровской Германии созданный по инициативе западных держав в их зонах оккупации Парламентский совет утвердил Основной закон, на базе которого были проведены выборы в бундестаг - нижнюю палату нового западногерманского парламента. Наиболее количество мест в нем получил блок ХДС/ХСС. Верхняя палата парламента формировалась из немецких земель. После завершения конституциирования парламента, 7 сентября 1949 г. было провозглашено образование ФРГ. Первым канцлером ее стал лидер ХДС К. Аденауэр.
Главной задачей нового правительства стало определение стратегии экономического восстановления страны, ее дальнейшего развития. В противовес сложившейся с начала ХХ в. практике централизованного хозяйства на новом историческом этапе была принята программа перехода к свободному конкурентному рыночному хозяйству. Этот новый порядок получил название "социальное рыночное хозяйство". Согласно ему рыночное развитие должно было дополняться сильной социальной политикой государства, способной смягчать социальные контрасты и социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями.
Эти идеи стали воплощаться в жизнь канцлером ФРГ К. Аденауэром и министром экономики Л. Эрхардом.
Модель социального рыночного хозяйства была успешно претворена в жизнь. В ФРГ были завершена индустриальная модернизация, создан мощный потенциал массового производства предметов длительного пользования, была обеспечена практически полная занятость работоспособного населения, повысился жизненный уровень. То, что произошло в экономике ФРГ в 1950-е гг., не без основания называли чудом: в короткий срок страна, пребывавшая в состоянии разрухи, вышла на передовые рубежи в мировом масштабе. В 1950-е гг. среднегодовые темпы роста производства в ФРГ держались на уровне 9 %, что является даже для высокоразвитой страны чрезвычайно высоким показателем. Это позволило ФРГ к 1962 г. утроить свой национальный доход.
Помимо внутриполитических и экономических задач, правительству К. Аденауэра приходилось заниматься внешнеполитическими вопросами, связанными с определением места ФРГ в биполярной системе, восстановлением ее статуса в международных делах. ФРГ была подключена к военно-политическим структурам Запада, в том числе к НАТО. ФРГ активно участвовала в развитии экономической интеграции западноевропейских стран. Все эти шаги наряду с впечатляющими успехами собственной экономики позволили ФРГ укрепить свое положение: начав в 1949 г. практически с нуля, менее чем за 10 лет ФРГ сумела во многом восстановить свой престиж как ключевой европейской державы.
Но многие факторы, обеспечившие мощный рывок ФРГ в 1950-е гг., к концу десятилетия исчерпали себя. Это вело к падению влияния ХДС/ХСС. Нарастали оппозиционные настроения. Страна все явственнее шла к укреплению консервативных позиций.
25. Теория "государства благоденствия": сущность, причины кризиса?
Концепция "государства благоденствия" наибольший расцвет получила в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Согласно этой концепции в странах Запада осуществлялось такое регулирование экономического развития, которое привело к стабилизации социальных отношений. В результате в странах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. В этом обществе большое внимание стало уделяться развитию образования, здравоохранения, в целом социальной сферы.
Теорию регулирования рыночных отношений разработал английский экономист Д. М. Кейнс еще в 1930-е гг. (теория "эффективного спроса"). Но только после Второй мировой войны правительства стран Запада и Северной Америки сумели применить кейнсианскую теорию. Расширение совокупного спроса создало массового потребителя товаров длительного пользования. Именно благодаря структурным переменам в системе "производство - потребление", произошедшим в 1950-1960-е гг., создалась возможность относительно длительного периода экономического подъема и высоких темпов роста, сокращения безработицы до уровня полной занятости в странах Запада.
Символом этого экономического подъема стал автомобиль, который стал доступным для личного пользования миллионов жителей стран Запада. Широко доступными становились холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, стиральные машины и т. п. С точки зрения длительной перспективы состояние рынка товаров длительного пользования приближалось к середине 1970-х гг. к черте насыщения.
Глубокие перемены произошли и в сельскохозяйственной сфере стран Западной Европы. Мощное развитие биотехнологии, сельскохозяйственного машиностроения позволило завершить в послевоенное десятилетие механизацию и химизацию сельского хозяйства. В результате к середине 1960-х гг. Западная Европа не только полностью стала обеспечивать себя продуктами питания, но и превратилась в крупного экспортера продовольствия. Интенсификация сельскохозяйственного производства приводила к сокращению занятости. Важной сферой поглощения освобождающейся рабочей силы стала сфера услуг, включающая также образование, здравоохранение и систему социального обеспечения.
Пик социального реформаторства в странах Запада пришелся на 1960-е гг. Крупные социальные преобразования, осуществленные в это время, хотя и существенно видоизменили облик западного общества, в то же время обозначили границы возможностей либерального этатизма.
Бурное развитие научно-технической революции, пришедшейся также на 1960- гг., вселяло надежду на устойчивый дальнейший экономический рост. НТР способствовала росту потребностей, вела к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, что накладывало отпечаток на всю сферу производства, диктовало ему свои условия. Все эти факторы воздействовали не только на материальное производство, но и культуру общества. 1960-е гг. были отмечены бурным всплеском "массовой культуры", влиявшей на весь стиль жизни.
Средства на обеспечение стабильного экономического роста получали в основном за счет налогов, государственных займов и денежной эмиссии. Это вело к образованию бюджетного дефицита, но в нем тогда не видели особой опасности. Дефицитное государственное финансирование многочисленных социальных программ должно было расширить спрос, а это повышало деловую активность и, как полагали политики и экономисты, гарантировало социальную стабильность. Но в этих теоретических построениях были и свои изъяны. Дефицитному финансированию неизбежно сопутствовал рост инфляции. Эти негативные моменты стали сказываться позднее, в 1970-е гг., когда началась массированная критика кейнсианства.
К концу 1960-х гг. стало очевидным, что сам по себе экономический рост не избавляет общество от потрясений. К рубежу 1960-1970-х гг. стало очевидным, что проведение социальных реформ не гарантирует устойчивого общественного прогресса. Оказалось, что у них есть немало уязвимых мест, и этим в 1970-е гг. воспользовались консерваторы.