Что нужно знать при осмотре двигателя
Двигатель (рис. 2.7) — сердце любого автомобиля. Памятуя об этом, продавцы подержанных машин стремятся придать ему максимально товарный вид, причем не только внешне, отмывая и отчищая его до блеска, но и внутренне, заливая всевозможные присадки и масла, которые помогают на какое-то время уменьшить дымность, снизить шумность и т. д., попросту говоря — пустить пыль в глаза доверчивому покупателю.
Перед тем как запускать мотор, следует провести его визуальный осмотр. Двигатель не должен иметь следов потеков, грязи и т. д. Важный нюанс — вид и состояние болтов: если на них имеются сорванные грани либо иные механические повреждения — это может указывать на то, что ремонтом данного мотора занимались далеко не самые опытные специалисты. Отсюда возникает закономерный вопрос о качестве проведенного ремонта и вообще — о состоянии двигателя.
Справедливости ради отметим, что наличие на двигателе масляных пятен далеко не всегда свидетельствует о каких-то серьезных неисправностях. В данном случае нужно разобраться, какова природа этих пятен и почему они появились. Если, например, следы моторного масла имеются в районе маслоналивной горловины — с высокой долей вероятности можно утверждать, что поводов для беспокойства нет: видимо, кто-то просто невнимательно и неаккуратно заливал масло в двигатель.
Помни об этом.
А вот наличие следов бензина на моторе — чрезвычайно тревожный и опасный симптом. Такую машину приобретать категорически не рекомендуется. Учтите: такое состояние мотора в любой момент может привести к возгоранию автомобиля.
После визуальной оценки двигателя рекомендуется еще раз осмотреть его после того, как будет выполнена пробная поездка. Как мы уже отмечали ранее, продавцы перед продажей всеми силами стараются придать автомобилю (в том числе и двигателю) товарный вид, но после пробной поездки на свежевымытом двигателе (особенно если он в плохом состоянии) могут появиться признаки, явно указывающие на его неисправность, например — те же бензиновые или масляные потеки, следы тосола и т. д.
Отметим, что не всегда следы потеков охлаждающей жидкости свидетельствуют о серьезных проблемах с двигателем. Например, если тосол сочится по причине подтекания радиатора либо из-за переполнения емкостей — в этом ничего страшного нет. Но вот наличие следов тосола на соединительном шланге, находящимся между радиатором и расширительным бачком, либо наличие на этом шланге трещин может указывать на почтенный возраст двигателя.
Каждый покупатель должен помнить: об истинном состоянии мотора можно узнать много интересного, посмотрев на залитое в него масло. Однако об этом прекрасно знают и продавцы подержанных авто, поэтому в большинстве случаев перед продажей они меняют масло (само собой, заливая в мотор самое дешевое и низкокачественное масло, почему, кстати, после покупки подержанного автомобиля всегда следует сразу заменить масло и фильтры).
Примечание.
Нередко продавцы подержанных автомобилей, перед тем как отправиться на авторынок, заливают в видавший виды мотор своей машины слишком густое моторное масло. Этот нехитрый прием иногда позволяет немного приглушить слишком шумную работу дышащего на ладан двигателя. Но опытный водитель без проблем сможет определить вязкость моторного масла на ощупь.
Иногда у подержанных автомобилей бывает пробита прокладка головки блока цилиндров. Это приводит к тому, что в моторное масло попадает охлаждающая жидкость. При визуальном осмотре данная неисправность незаметна, а вот ее устранение (замена прокладки головки блока) будет стоить немалых денег, поскольку работа эта довольно трудоемкая. Чтобы проверить исправность прокладки, запустите двигатель и, пока он не успел набрать рабочую температуру, загляните в расширительный бачок охлаждающей жидкости. Если в этом бачке вы увидите поднимающиеся вверх пузыри, возможно, прокладка головки блока цилиндров пробита. Справедливости ради отметим, что стопроцентной гарантии такая проверка не дает, но вероятность неисправности велика. Еще одним тревожным симптомом, указывающим на неисправность прокладки, может являться наличие на радиаторе масляных пятен.
Важный момент при визуальном осмотре мотора — проверка состояния проводов системы зажигания. Если они полностью или частично утратили эластичность, на них присутствуют следы окисления или трещины — это плохо, что особенно актуально в сырую погоду (двигатель запускается с трудом и работает с перебоями).
Если мотор сверкает чистотой, но кое-где на нем имеются следы ржавчины и местами отстает краска — это с высокой степенью достоверности говорит о том, что двигатель был чисто вымыт перед продажей машины. Знайте: если хозяин машины постоянно следит за чистотой мотора — такие признаки на нем, скорее всего, не появятся.
Если же визуальная проверка состояния мотора не вызвала у вас никаких подозрений — пусть продавец заведет его. Кстати, полностью исправный двигатель даже в холодном состоянии должен запускаться без проблем и работать стабильно.
Помни об этом.
Если мотор автомобиля находится в исправном состоянии, то плохой запуск может быть обусловлен почтенным возрастом и недостаточной мощностью аккумуляторной батареи. Также возможными причинами могут являться проблемы с зажиганием или неисправность свечей. Кстати, одна из наиболее характерных и распространенных уловок продавцов заключается в том, что на продаваемый автомобиль они преднамеренно ставят старый, отживший свой век аккумулятор. Однако если в остальном машина не вызывает нареканий — это не повод отказываться от ее приобретения. То же самое касается и свечей. А вот если у автомобиля плохо работает система зажигания — лучше с ним не связываться.
Поэтому продавцы часто пытаются пустить пыль в глаза покупателям, утверждая, что мотор плохо запускается именно из-за плохого аккумулятора. Проверить правдивость таких утверждений просто: для этого достаточно завести двигатель от другого аккумулятора (например, «прикурив» от соседней машины).
Если вы намереваетесь приобрести машину с дизельным мотором, то помните, что появление сразу после запуска двигателя густого черного дыма из выхлопной трубы не является доказательством наличия каких-то серьезных проблем. Более того — для оснащенных дизельным мотором автомобилей это типичное явление.
Этим известным фактом часто пользуются недобросовестные продавцы дизельных машин. Дело в том, что густой черный дым после запуска мотора должен быстро исчезнуть, а если этого не происходит — значит, с машиной что-то не в порядке. Продавцы же нередко пытаются убедить покупателя, что «все в порядке, это же дизель, нормальное явление». Между прочим, такой симптом может указывать на наличие серьезных проблем в системе впрыска. Если же из глушителя выходит густой черный дым, а мотор при этом издает характерный громкий стук — по всей вероятности, неисправны форсунки.
Если вы проверяете работу бензинового двигателя, после запуска дайте ему несколько минут поработать и набрать рабочую температуру. После этого откройте капот и прислушайтесь: не «троит» ли мотор, не доносятся ли из него посторонние звуки и шумы, не стучит ли он. Затем посмотрите на выхлопные газы: выходящий из глушителя дым не должен быть слишком густым, а также черным или синим.
Если вы заметили, что машина «дымит» (выхлопной газ имеет ярко голубой или синий цвет) — с высокой степенью вероятности можно говорить о неисправности двигателя. Чаще всего данный симптом указывает на износ поршневых колец: при этом моторное масло попадает в камеру сгорания, что и приводит к появлению синевы. Помимо повышенного содержания СО в выхлопных газах (такой автомобиль не пройдет государственный технический осмотр), это приводит к повышенному расходу моторного масла. Здесь ситуация однозначна: мотору необходим капитальный ремонт, а это дорогое удовольствие. От покупки такого автомобиля лучше всего отказаться, как бы продавец не пытался убедить вас в обратном.
Что касается автомобилей, оснащенных дизельными двигателями, то многие и не подозревают о том, что выхлопные газы исправного двигателя практически бесцветны. Если же выхлопной газ имеет сероватый или белый цвет — видимо, в цилиндры проникает охлаждающая жидкость. Как мы уже отмечали ранее, это может происходить по причине повреждения прокладки головки блока. Продавцы дизельных машин зачастую пытаются объяснить такой цвет выхлопных газов спецификой дизельного мотора, но эти аргументы не выдерживают никакой критики. Кстати, сероватый или белый цвет выхлопных газов может быть следствием неправильного распыления форсунки либо неполного сгорания солярки из-за неправильного впрыска, а также других серьезных неисправностей.
Если продавец с пеной у рта утверждает, что дизельный мотор его машины «почти новый» — проведите небольшой тест. Пусть продавец запустит двигатель, а вы откройте капот и отсоедините вентиляционный шланг (его нетрудно найти — он толстый), который идет от масляного картера или от блока цилиндров к воздушному фильтру или впускному коллектору. Посмотрите, не выходит ли из него густой дым (наподобие тумана). Если выходит — нужно посмотреть, не проникло ли моторное масло в воздушный фильтр и впускной коллектор. Если это так — значит, вас пытаются обмануть: мотор автомобиля сильно изношен.