Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге 4 страница

ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания на них органов ТОС. Как правило, избранные в органы ТОС лица осуществляют возложенные на них полномочия на общественных началах. Но по решению собрания (конференции) они могут содержаться за счет добровольных взносов участников ТОС.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения устава ТОС, в котором устанавливаются:

• территория, на которой оно осуществляется;

• цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

• порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

• порядок принятия решений;

• порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

• порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Частью 10 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления запрещено устанавливать дополнительные требования к уставу ТОС.

Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, а конференция граждан – считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Необходимо отметить, что в ст. 27 Федерального закона 131-ФЗ, регулирующей территориальное общественное самоуправление, достаточно важные полномочия закреплены и за органами ТОС, что создает благоприятные условия для их активного участия в решении вопросов местного значения. Они:

• представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

• обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

• могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

• вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Таким образом, ТОС в результате закрепления в его уставе статуса юридического лица и избрания органов становится участником формирования и исполнения местного бюджета. Необходимые условия для этого обеспечиваются, как установлено ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ, тем, что в качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями и сформировавшими органы ТОС. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

На договорной основе органам ТОС может передаваться осуществление тех полномочий, в реализации которых наиболее заинтересовано население данной территории (ремонтные работы, строительство детских и спортивных площадок, уборка территории, ее озеленение, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и проведении публичных слушаний и др.). В этом случае достигается не только заинтересованное участие населения в решении части вопросов местного значения, но и более высокий уровень общественного контроля за качеством осуществляемых работ и предоставляемых услуг. Это позволяет добиваться большей эффективности местного бюджета и в целом повышает результативность деятельности органов местного самоуправления.

Кроме того, органы ТОС могут добиваться софинансирования расходов, привлекая с этой целью физических и юридических лиц. Это могут быть коммерческие и некоммерческие (общественные, благотворительные, религиозные и др.) организации, которые заинтересованы в экономическом и социокультурном развитии данной территории для расширения своей деятельности.

Важной частью работы по развитию ТОС является осуществление постоянного мониторинга реализуемых проектов, обобщение практического опыта и его распространение на других территориях поселения.

Публичные слушания

Публичные слушания – это сравнительно новая форма участия населения в местном самоуправлении, установленная ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ. Она используется представительным органом муниципального образования и его главой для обсуждения проектов наиболее важных муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. В обязательном порядке на публичные слушания должны выноситься:

• проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, за исключением случаев, когда изменения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с законодательством;

• проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

• проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

• вопросы о преобразовании муниципального образования.

Особенно большое значение имеет привлечение населения к публичным слушаниям по бюджетным вопросам. Это повышает эффективность управления муниципальными финансами за счет большей открытости и подконтрольности действий органов местного самоуправления. Тем более, что в настоящее время деятельность органов местного самоуправления характеризуется недостаточной открытостью мероприятий по реализации бюджетного процесса. Населению бывает достаточно сложно составить целостную картину того, каким образом реализуются основные этапы бюджетного процесса (планирование, утверждение и исполнение бюджета), кто вовлечен в бюджетный процесс, кто ответственен за те или иные действия, в какие сроки происходят основные события в бюджетном процессе. Серьезной проблемой является недостаточная доступность бюджетной информации, а также трудный для восприятия формат ее представления.

Для совершенствования бюджетных процедур в направлении большей открытости, прозрачности и подконтрольности необходимо осуществить следующие действия:

1) подготовить детальное описание основных этапов бюджетного процесса (процедуры, сроки, участники и т.д.) и закрепить нормативно-правовым актом;

2) разработать и утвердить комплекс мероприятий организации публичных слушаний;

3) обучить муниципальных служащих различным формам участия населения в публичных слушаниях;

4) разработать формат публичного распространения информации о бюджете в доступном для понимания населением виде;

5) закрепить нормативно-правовым актом публичное раскрытие бюджетной информации (перечень информации, содержание, формат, сроки и методы распространения).

Важное значение имеет также проведение публичных слушаний по вопросам градостроительства. Это позволяет оптимизировать соотношение общественных и частных интересов в развитии города. Ибо осуществление проектов строительства в городах демонстрирует большое количество примеров противодействия населения фактам строительства того или иного здания или сооружения. Это выражается в различных формах: жалобы граждан в администрацию, прямое воздействие на строителей в формах угроз, пикетирования на подступах к постройкам, а также умышленного повреждения объектов строительства. Чаще всего такие факты имеют место в отношении объектов, строящихся в границах сложившихся жилых образований, либо поблизости от жилья. Это становится одной из наиболее трудноразрешимых проблем градорегулирования в современной России.

Основные причины возникновения конфликтов с жителями связаны, как правило, с отсутствием открытой информации о разрешенном использовании недвижимости, в том числе земельных участков, в различных зонах города. Устранить указанные причины возможно посредством проведения публичного слушания. Как результат, возможные конфликты с жителями разрешаются заблаговременно, «на берегу», снижаются риски инвесторов-застройщиков, не происходит затягивание процесса строительства, снижается возможность ущемления прав жителей, которые получают возможность отстаивать свои интересы, участвуя в публичных слушаниях по поводу намечаемого строительства или изменения первоначально принятого плана.

По результатам таких слушаний принимаются рекомендации, включающие предложения об определенном порядке дальнейшего градостроительства, урегулирования споров, касающихся вопросов землепользования и застройки.

Собрания граждан. Конференции граждан (собрание делегатов)

Собрания граждан. Конференции граждан (собрание делегатов) – это формы участия населения в местном самоуправлении, используемые для организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Форма конференции граждан используется в тех случаях, когда территориальное общественное самоуправление осуществляется на территории, численность жителей которой не позволяет проведения собрания с непосредственным участием большинства из них, а также в иных случаях, если это предусмотрено уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан

Опрос граждан- это одна из форм выявления мнения населения по вопросам осуществления местного самоуправления. Опрос граждан может проводиться с целью, например, выявления их мнения по вопросам местного значения, а также его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления.

Его результаты носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Обращения граждан

Могут иметь как индивидуальный, так и коллективный характер. Такие обращения подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данный порядок включает следующие правила:

а) обращениями граждан в органы местного самоуправления или к их должностным лицам являются:

предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

б) орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган власти или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения;

в) запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;

г) в случае, если невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд;

д) обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению;

е) орган местного самоуправления или должностное лицо по запросу другого органа или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять необходимые документы и материалы, за исключением тех из них, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления;

ж) письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом;

з) органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан;

и) г ражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ могут быть не только предусмотрены законодательством, но и инициированы населением. Такие формы не должны только противоречить законодательству, а также основываться на принципе добровольности. В частности, они установлены, например, Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Названные в данном законе формы осуществляются с учетом следующих требований: они не должны проводиться в запрещенных местах; должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти; не должны преследовать запрещенные законом цели; должны проводиться без участия детей.

В организации местного самоуправления население может использовать возможности общественных, религиозных и политических организаций, деятельность которых регулируется другими правовыми актами. В частности, Федеральными законами – от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Органы местного самоуправления и их должностные лица, также как органы государственной власти и их должностные лица, обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления. И это не только требование законодательства. Очевидно, что во многом успех местного самоуправления связан именно с активностью населения, с тем, удастся или нет вовлечь наиболее инициативную его часть в решение вопросов местного значения.

№48. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к органам местного самоуправления относятся:

выборные органы местного самоуправления муниципальных образований, наличие которых является обязательным. В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - в соответствии суставами и законами соответствующих субъектов РФ могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований - в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

Система органов местного самоуправления включает в себя следующие элементы:

глава муниципального образования;

представительный орган местного самоуправления;

исполнительный орган местного самоуправления и иные органы.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления либо должностные лица местного самоуправления. Существует и иной подход к определению структуры органов местного самоуправления, в соответствии с которым к органам местного самоуправления относятся собрания, сходы граждан, выборный глава муниципального образования и собрания представителей (дума, иной представительный орган местного самоуправления). Работники органов местного самоуправления на территории РФ подразделяются на две основные категории:

выборные должностные лица (представители населения муниципального образования) - к их числу относятся депутаты представительного органа местного самоуправления, мэр (глава администрации) муниципального образования. Известны и иные наименования выборных должностных лиц органов местного самоуправления;

назначаемые должностные лица (работники органов местного самоуправления, заключившие трудовой договор) - к ним относятся муниципальные служащие и обслуживающий персонал.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должностное лицо местного самоуправления - это выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо; выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления - это должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Закрепляя местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция РФ гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, предполагает установление децентрализованной системы управления, демократических основ взаимоотношений федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные органы - это одна из форм опосредованного участия населения в решении вопросов местного значения. Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ установление общих принципов организации местного самоуправления в РФ. Органы государственной власти вправе принимать законы о местном самоуправлении, о муниципальных выборах и референдуме, а также по иным вопросам, предусмотренным ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

На конституционном уровне закрепляются два различных уровня власти:

власть органов государственной власти РФ и субъектов РФ;

власть органов местного самоуправления.

В рамках Конституции РФ также закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Установлено, что каждая ветвь власти самостоятельна в пределах собственной компетенции, но это не исключает их взаимодействия и сотрудничества. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Целесообразность применения и соблюдения принципа разделения властей на местном уровне определяется самим населением муниципального образования и закрепляется в уставе. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» допускает возможность совмещения в одном муниципальном органе одним должностным лицом муниципального органа представительных, контрольных, исполнительно-распорядительных и иных функций.

Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах предоставленных законом полномочий, являются общеобязательными и подлежат исполнению на всей территории муниципального образования. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения указанных решений к нарушителям применяются меры юридической ответственности. Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть отменены лишь самими муниципальными органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными в судебном порядке.

Официальные предложения органов местного самоуправления, направленные в адрес органов государственной власти РФ или субъектов РФ, подлежат обязательному рассмотрению в срок, установленный законом. О результатах такого рассмотрения местные органы уведомляются в письменном виде. Орган местного самоуправления вправе получить полный и мотивированный ответ на поставленный вопрос либо мотивированный отказ на выдвинутое предложение.

№49. Компетенция органов местного самоуправления

1. В компетенцию органов местного самоуправления входит решение вопросов местного значения и отдельных вопросов государственного значения, делегированных или переданных органам местного самоуправления.

2. Исключен. - Закон РМ от 27.11.2003 N 53-З.

3. К вопросам государственного значения, в решении которых принимают участие органы местного самоуправления, относятся:

защита прав и свобод человека и гражданина;

охрана природной среды;

организация здравоохранения, образования, социальной защиты населения;

развитие культуры, физкультуры и спорта.

Органы местного самоуправления с их согласия могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных программ с передачей им необходимых материальных и финансовых средств. Реализация ими указанных полномочий подконтрольна органам государственной власти.

Должностные лица местной администрации, указанные в статье 13 настоящего закона, слагают свои полномочия перед вновь избранным главой муниципального образования, продолжая выполнять свои обязанности до утверждения представительным органом местного самоуправления соответствующих должностных лиц местной администрации.

Полномочия должностных лиц местной администрации определяются уставами муниципальных образований.

Советы депутатов

1. Исключен. - Закон РМ от 12.11.2001 N 43-З.

2. Каждый гражданин может быть депутатом только одного Совета депутатов местного самоуправления.

Часть вторая исключена. - Закон РМ от 27.11.2003 N 53-З.

Депутат Совета при осуществлении своих полномочий руководствуется законодательством Республики Мордовия и Российской Федерации.

3. Исключен. - Закон РМ от 29.05.2001 N 26-З.

4. В поселениях с населением до 500 человек представительные органы по решению схода граждан могут не образовываться.

В этих случаях полномочия Совета депутатов осуществляются непосредственно населением через сходы (собрания), конференции жителей.

Статья 9. Исключена. - Закон РМ от 12.11.2001 N 43-З.

Статья 9(1). Государственное Собрание Республики Мордовия и Совет Государственного Собрания Республики Мордовия взаимодействуют с Советами депутатов местного самоуправления Республики Мордовия по вопросам обеспечения неукоснительного соблюдения Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Мордовия, законов Российской Федерации и законов Республики Мордовия, оказывают им организационную и методическую помощь по вопросам деятельности Советов депутатов местного самоуправления.

В указанных целях Государственное Собрание Республики Мордовия и его Совет организуют и проводят по согласованию с соответствующими представительными органами местного самоуправления республиканские и зональные совещания депутатов, а также ежеквартальные Дни депутата, проводимые в Государственном Собрании Республики Мордовия с приглашением руководителей органов исполнительной власти Республики Мордовия.

№50. СТАТЬЯ 35

№51.

Основной формой деятельности представительного органа муниципального образования являются его заседания.

( Сроки созыва сессий (их периодичность) регламентируется Уставом муниципального Образования. Они созываются председателем представительного органа, как правило, не реже одного раза в 2 месяца, по утвержденному

графику. Внеочередные заседания созываются по инициативе главы

муниципального образования, председателя представительного органа

либо по требованию определенного числа депутатов.

Заседания представительного органа являются открытыми.

Открытость заседаний гарантирует возможность присутствия на них

заинтересованных лиц. В случаях, предусмотренных муниципальными

актами, представительный орган муниципального образования,

в праве проводить закрытые заседания. Продолжительность и порядок

проведения заседаний представительного органа определяются

регламентом данного органа. Первое заседание представительного

органа муниципального образования, как правило, открывает старейший

по возрасту депутат, который ведет заседание до избрания председателя данного органа.

На заседаниях представительного органа муниципального образования каждый депутат имеет один голос. На заседаниях представительного органа муниципального образования решения по рассматриваемым вопросам принимаются в основном открытым голосованием. Открытое голосование может быть поименным (если это определено Регламентом .) Голосование может осуществляется также с использованием электронной системы подсчета голосов (в случае наличия такой технической возможности)

Выносимые на сессию вопросы и проекты решений по ним должны строго соответствовать компетенции представительного органа муниципального образования .

Порядок подготовки и проведения сессии представитель представительного

органа муниципального образования можно разделить на несколько этапов.

№52. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Среди таких полномочий можно назвать следующие:

Наши рекомендации