Развитие СССР как союзного государства
Целью внешней политики являлось обеспечение внешней безопасности для проведения форсированной модернизации экономики, преобразования социальной и политической структуры общества.
Внешние сношения (представительство СССР в международных отношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами, вопросы войны и мира, принятие в состав СССР новых республик, внешняя торговля на основе государственной монополии, заключение и предоставление займов и т.д.), согласно ст. 14 Конституции СССР, были отнесены к ведению Союза ССР. Самыми высокими полномочиями в области внешних сношений в соответствии со ст. 31 Конституции обладал Верховный Совет СССР. При его обеих палатах были образованы постоянные комиссии по иностранным делам для предварительного рассмотрения важнейших вопросов внешней политики и дачи соответствующих рекомендаций Верховному Совету. В период между сессиями Верховного Совета полномочия в области внешних сношений осуществлял Президиум Верховного Совета СССР. Именно он, согласно п. «н» ст. 49 Конституции, был уполномочен объявлять состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии. Ему было предоставлено право ратификации и денонсации международных договоров, назначения и отзыва полномочных представителей (послов, посланников) СССР в иностранных государствах и право приема верительных или отзывных грамот аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. Общее руководство внешними сношениями возлагалось на правительство — СНК СССР, в состав которого входили органы отраслевого управления: общесоюзный Наркомат иностранных дел и общесоюзный Наркомат внешней торговли. Оба эти наркомата имели своих уполномоченных при правительствах союзных республик и агентства в наиболее важных для осуществления внешних сношений и внешней торговли пунктах страны. В странах, с которыми у СССР были установлены дипломатические отношения, действовали полномочные представительства (посольства), а в их составе — торговые миссии, возглавлявшиеся торгпредами.
Внешняя политика, проводившаяся по государственной линии, была нацелена на обеспечение мирного сосуществования государств с различными социально-политическими системами.
Приход к власти нацистов в Германии резко усилил опасность войны в Европе. В своем интервью английской газете «Дейли Телеграф» 5 мая 1933 г. Гитлер заверял англичан, что он будет искать новое «жизненное пространство» для Германии на Востоке Европы.
Убаюканные подобными заверениями, стремясь направить гитлеровскую агрессию на Восток, правительства западных стран, и в первую очередь Англии и Франции, практически не препятствовали Гитлеру вооружаться и готовиться к войне за мировое господство.
В 1934 году СССР вступает в Лигу Наций. Все попытки создания общеевропейской системы международной безопасности, предпринятые советской дипломатией наталкивались на отказ со стороны стран Запада.
29 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция четырех держав — Англии, Франции, Германии и Италии. 0В Мюнхене главы правительств Англии и Франции — Чемберлен и Даладье, — уступая диктату Гитлера, согласились на отторжение от Чехословакии Судетской области и передачу ее Германии, а затем и на оккупацию страны немецкими войсками. Чехословакия как государство исчезла с политической карты Европы.
В марте 1939 года Гитлер предъявил территориальные претензии Польше.
Теперь уже и в Англии и особенно во Франции начали осознавать реальность. На восточных границах Франции возникла огромная, мощная империя, угрожавшая национальной безопасности и самому существованию Франции. Было резко нарушено равновесие сил в Европе, достижение которого всегда составляло основную цель британской дипломатии.
Весной 1939 года Гитлер расторг договор о ненападении с Польшей. Теперь уже и Англия, а вслед за ней и Франция заявили о своих гарантиях территориальной целостности Польши. Однако они не имели ценности без СССР. В этой ситуации весной 1939 года начались переговоры между Англией, Францией и СССР о взаимопомощи в случае нападения Германии. Переговоры эти проходили с большими трудностями, английская и французская дипломатия стремилась связать СССР односторонними обязательствами оказывать помощь Англии и Франции в случае вступления их в войну с Германией, а самим уклониться от взаимных обязательств в отношении СССР.
Однако советское руководство получило сообщение своей разведки о том, что наряду с переговорами с Москвой английское правительство вело секретные переговоры с немцами в Лондоне. В ходе этих переговоров английская сторона выразила готовность к сотрудничеству с Германией, а также признать Восточную Европу естественным жизненным пространством Германии.
Однако Гитлер в ходе секретных переговоров в Лондоне понял, что Англия и Франция не будут всерьез вести войну из-за Польши и их можно не опасаться. Гитлер стремился немедленно разгромить и завоевать Польшу. В дальнейшем он склонялся к тому, чтобы, используя военное превосходство над англо-французской армией, нанести удар на Запад и, разгромив Францию, принудить Англию к заключению мира на своих условиях, а затем уже готовить агрессию против СССР. А на время войны на Западе безопасность своего тыла на Востоке он хотел обеспечить дипломатическим путем. Однако он не исключал и возможности заключения соглашения с Англией, чтобы вообще удержать ее от вступления в войну.
В ходе начавшихся 12 августа в Москве переговоров с английской и французской военными делегациями, оказалось, что французская делегация имеет полномочия только на ведение переговоров, но не имеет их на подписание договора, а английская делегация вообще не имеет каких-либо письменных полномочий даже на ведение переговоров, не говоря уж о подписании документов.
Одним из важнейших на переговорах стал вопрос о пропуске советских войск (в случае гитлеровской агрессии) через территорию Польши. Ведь СССР в то время не имел общей границы с Германией и советские войска могли войти в соприкосновение с немецкими, только пройдя через территорию Польши. Отказ Польши от пропуска советских войск делал дальнейшие переговоры беспредметными, и 21 августа они были прерваны.
Из донесения разведки из Лондона стало известно, что на 23 августа намечен приезд в Англию Геринга для встречи с премьером Чемберленом, в Москве было решено принять предложение немцев с приезде в Москву Риббентропа, а 19 августа Политбюро ЦК ВКП(б) приняло окончательное решение о подписании пакта о ненападении с Германией и проекта секретного протокола к этому пакту, предложенного немецкой стороной.
Принимая это решение, советское руководство, конечно, понимало, что хотя это и был всего лишь пакт о ненападении, но в действительности его роль была более значительной. Он обеспечивал Гитлеру спокойный тыл в случае войны на Западе.
Советское руководство осознавало, что СССР оказался бы в случае англо-германского сговора перед опасностью войны на два фронта (с Германией на Западе и Японией на Востоке) в полной международной изоляции. Ведь следует учитывать, что как раз в это же время — в августе 1939 года — на Дальнем Востоке развернулись крупномасштабные боевые действия в районе реки Халхин-Гол.
Известие о подписании пакта Риббентропа—Молотова вызвало шок и взрыв ярости в Париже и особенно в Лондоне. Стало ясно, что попытки направить войну в сторону СССР, а самим остаться в стороне провалились.
Пакт от 23 августа 1939 г. вызвал шок и в Токио. Он серьезно ослабил Антикоминтерновский пакт и породил недоверие японских правящих кругов к Германии.
Заключение пакта о ненападении не представляло само по себе ничего необычного. Ведь такие пакты с Германией заключили Англия, Франция, Польша и другие страны. Но ведь органической частью этого пакта был приложенный к нему и также подписанный секретный протокол, в соответствии с которым в «сферу интересов» СССР попадали Финляндия, Эстония, Латвия, восточная часть территории Польши и Бессарабия.
Если сам пакт был правомерным международно-правовым актом и вполне соответствовал международному праву, то секретный протокол нарушал нормы международного права, так как в нем решались судьбы третьих стран и народов без их ведома и за их спиной. Таким образом, это был противоправный документ, хотя, справедливости ради, надо вспомнить хотя бы «мюнхенское» соглашение, решившее судьбу Чехословакии за ее спиной, подписанное Чемберленом и Даладье. Так что обвинения в адрес СССР по поводу секретного протокола со стороны английских, французских и других западных политиков во многом носят лицемерный и ханжеский характер. Пакт имел и другие негативные последствия: он нанес ущерб международному престижу нашей страны, поскольку до августа 1939 года СССР рассматривался международной общественностью как оплот борьбы против фашизма. Он нанес ущерб и международному коммунистическому и рабочему движению, дезориентировал его. Дезориентировал он и народ нашей страны, годами воспитывавшийся в антифашистском духе.
Однако, с точки зрения практически понимаемых государственных интересов пакт и протокол давали СССР ряд стратегических выгод. Во-первых, пакт воспрепятствовал готовившемуся англо-германскому сговору за счет интересов нашей страны и предотвратил возможность войны на два фронта в международной изоляции, о реальной опасности которой говорилось выше. Во-вторых, он позволил сохранить нейтралитет и получить отсрочку от войны, которая могла быть использована для перевооружения и реорганизации вооруженных сил, завершения создания военно-промышленного комплекса. Кроме того, Сталин и советское руководство считали, что война на Западе примет затяжной характер (по образцу первой мировой войны) и настолько серьезно ослабит обе воюющие группировки, что они вряд ли будут способны к вторжению в пределы СССР. Никто не ожидал, что Франция капитулирует через полтора месяца осле вторжения немцев. В-третьих, секретный протокол позволял остановить продвижение немецких войск в 200—250 км от границ нашей страны.
Сталин, стремясь закрепить мирные отношения с Германией и оттянуть как можно дольше неизбежную войну с Германией (ибо время работало на СССР), шел на любые уступки, в том числе поставки Германии нефти, металлов, особенно цветных и других стратегических товаров, а также продовольствия (зерно, мясо, жиры и т.д.). Но Германия тоже продавала нашей стране продукцию своей машиностроительной и приборостроительной промышленности и предоставила СССР кредит в 200 млн. золотых марок. Гитлер распорядился даже продать образцы новейшей военной техники. СССР купил у Германии ряд боевых кораблей, в том числе тяжелый крейсер «Лютцов», который был переименован в «Таллин. Продали немцы советской стороне и новейшие технологии по производству военной техники. Гитлер разрешил эту продажу, считая, что русские все равно не успеют их внедрить в производство.
Молниеносный разгром Польши создал условия для реализации договоренностей между Германией и СССР по секретному протоколу от 23 августа 1939 г. 17 сентября, когда польская армия перестала существовать как организованная сила, а польское правительство и верховное командование бежали из страны, бросив свой народ и остатки еще сопротивлявшихся войск на произвол судьбы, советским войскам был отдан приказ о переходе границы. Советские войска остановились на так называемой «линии Керзона». Она была предложена еще в 1919 году британским министром иностранных дел Керзоном в качестве границы между Польшей и Советской Россией.
Это была этническая граница (граница расселения украинцев, белорусов и поляков). Таким образом, советские войска в 1939 году заняли только ту территорию, которая была заселена западными украинцами (Галиция) и белорусами, воздержавшись от оккупации территорий, населенных поляками.
Однако при этом не надо забывать, что сама территория к востоку от «линии Керзона» (т.е. западные регионы Украины и Белоруссии) была захвачена Польшей в ходе советско-польской войны 1920 года.
На территории Западной Украины и Западной Белоруссии, занятой советскими войсками, в октябре 1939 г. были проведены выборы, которые были прямыми всеобщими и равными как для мужчин, так и для женщин, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, социальной принадлежности, имущественного положения и прошлой деятельности, при тайном голосовании.
Избранные народные собрания обсудили вопрос о государственной власти и приняли решения, во-первых, о провозглашении советской власти, а во-вторых, о вхождении Западной Украины и Западной Белоруссии соответственно в состав Украинской ССР и Белорусской ССР.
Конечно, далеко не все приветствовали вступление советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. Это были прежде всего помещики, крупная и средняя буржуазия, верхи интеллигенции (связанные с прежней властью), католическое духовенство, офицеры и подофицеры старой польской армии, служащие старой полиции, судов, прокуратуры, часть мелкой буржуазии, а также члены организаций украинских националистов, уже давно связанные с немецкими спецслужбами, и т.д. Таким образом, в обществе вновь присоединенных к СССР регионов возникло серьезное противостояние. Оно не выливалось в открытые вооруженные столкновения только из-за присутствия советских войск и советской военной администрации. И акции органов НКВД СССР были направлены именно против этих социальных групп в ходе «чисток» новых территорий от враждебных устанавливавшемуся новому строю элементов, а также против иностранной агентуры, точно так же, как карательные органы довоенной Польши арестовывали и изолировали в знаменитом концлагере в Березе Картузской всех, кто выступал против социальной, национальной и религиозной дискриминации украинцев и белорусов.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что территория Западной Украины (Галиция) длительное время (еще с конца XVIII в.) находилась в составе Австрийской империи Габсбургов и население Галиции почти полтора века воспитывалось в антирусском духе, а мужчины, отбывавшие воинскую обязанность в австрийской, а затем и в польской армии, воевали против России и в первой мировой войне, и в советско-польской войне 1919—1920 годов.
В сентябре — октябре 1939 года между СССР и республиками Прибалтики были заключены договоры о взаимопомощи, на основании которых предусматривалось создание на территории Прибалтийских республик ряда военных баз и размещение на них ограниченных контингентов советских войск.
В качестве жеста доброй воли советское правительство еще в 1939 году передало Литве город Вильнюс и весь Вильнюсский край, захваченные Польшей в 1920 году.
Блокада морских торговых путей, и в частности Балтийского моря, привела к параличу морских портов (Рижского, Таллинского и др.), резкому сокращению экспорта сельскохозяйственной продукции. Все это привело к падению производства, увеличению безработицы, усилению социальной напряженности. И если господствовавшая элита видела выход из кризиса в сближении с Германией, то левая интеллигенция и довольно широкие слои трудового населения ориентировались на СССР. Пришедшие к власти 17— 21 июня 1940 г. новые правительства были сформированы из известных ученых, писателей, общественных деятелей. Их возглавляли И. Варес (Эстония), проф. А. Кирхенштейн (Латвия), Ю. Палецкис (Литва). 14, 15 июля 1940 г. состоялись выборы новых составов народных сеймов Литвы и Латвии, а также Государственной думы Эстонии, которые провозгласили советскую власть и обратились с просьбой о принятии Прибалтийских республик в состав СССР.
7-я сессия Верховного Совета СССР постановила принять новые советские республики в состав СССР. 25 августа 1940 г. парламенты Латвии, Литвы и Эстонии приняли новые конституции республик.
Присоединение Прибалтики имело для СССР не только военно-стратегическое, но и важное экономическое и геополитическое значение.
Как уже говорилось выше, в соответствии с протоколом от 23 августа 1939 г. к «сфере интересов» СССР была отнесена Финляндия.Советско-финская граница на Карельском перешейке проходила в 32 км.от Ленинграда, который находился в зоне досягаемости тяжелой полевой артиллерии с сопредельной стороны. Советское руководство считало такое положение слишком опасным и предлагало Финляндии отодвинуть границу на несколько десятков километров от Ленинграда и от некоторых участков мурманской железной дороги, передать СССР несколько островов в Финском заливе и часть территории полуострова Рыбачий и Средний в Баренцевом море, что отодвинуло бы границу от Мурманска, а также передать в аренду полуостров Ханко для строительства военно-морской базы, прикрывшей бы морские подступы к Кронштадту и Ленинграду. В обмен СССР предлагал Финляндии вдвое большую территорию советской Карелии. Финская делегация отказалась вести переговоры.
В руководстве обеих сторон возобладали силы, решившиеся на силовое решение проблемы. На переговорах, которые 12 марта 1940 г. привели к завершению войны, И. В. Сталин ограничился передвижкой границы и арендой Ханко, а также обязательством финского правительства не вступать ни в какие коалиции против СССР, которое в 1941 году было нарушено.
Советское руководство не пошло на оккупацию Финляндии (такая возможность была после взятия Выборга), но в качестве средства политического давления 3 марта 1940 г., как раз непосредственно перед подписанием мирного договора с Финляндией, последовало преобразование Карельской автономной республики (в составе РСФСР) в Карело-Финскую союзную республику — новый субъект Союза ССР. Хотя это политический акт, призванный оказать определенное сдерживающее воздействие на Финляндию, напомнить ей о выполнении еще одного условия советско-финляндского мирного договора от 12 марта 1940 г., а именно: неучастии Финляндии в любых группировках или союзах государств, прямо или косвенно направленных против СССР.
Карело-Финская союзная республика просуществовала до 1956 года, когда после повторного военного разгрома в Финляндии 1944г. возобладала политика здравого смысла, победила внешнеполитическая линия, ставшего президентом Финляндии, видного государственного деятеля Паасикиви и премьер-министра (в дальнейшем президента) Урхо Кекконена дружбы и добрососедства с СССР и был заключен Договор 1948 года о дружбе и взаимопомощи.
Следующей на очереди была Бессарабия.Еще в начале 1918 года, пользуясь временным ослаблением России в связи с начавшейся в ней революцией и гражданской войной, Румыния захватила территорию Бессарабии (которая с 1812 г. находилась в составе России) и объявила о ее присоединении к Румынии. В 1924 году на левобережье Днестра, в районах Украины, где проживало компактно молдавское население, была образована Молдавская автономная республика в составе Украинской ССР со столицей в городе Тирасполе.
26 июня 1940 г. последовала советская нота правительству Румынии, в которой предлагалось «приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии Советскому Союзу». 28 июня 1940 г. советские войска вступили на территорию Бессарабии и Северной Буковины. 2 августа 1940 г. 7-я сессия Верховного Совета СССР по ходатайству Верховного Совета и правительства Молдавской АССР преобразовала Молдавскую автономную республику в Молдавскую союзную республику в составе Союза ССР. В нее вошли как территория бывшей автономии, так и вновь присоединенная Бессарабия.
В результате состав Союза ССР к 22 июня 1941 г. расширился до 16 союзных республик — субъектов федерации. Таким образом СССР возвратил часть утраченных в 1917—1920 годах территорий бывшей Российской империи.
Развитие права
Ранее (до 1936 г.) четкого определения закона как главного источника права не было, законами СССР считались: постановления Всесоюзных съездов Советов, постановления ЦИК СССР и его Президиума и постановления Правительства (СНК СССР). Аналогичная картина была и в субъектах федерации — союзных и автономных республиках, где республиканскими законами считались также постановления съездов Советов, ЦИКов, их президиумов и совнаркомов соответствующих республик.
По Конституции СССР 1936 года и конституциям союзных и автономных республик, принятым в 1937 году, в том числе и Конституции Российской Федерации, четко определялось понятие закона. Закон — это нормативный акт, изданный высшим законодательным органом — Верховным Советом СССР, а в субъектах федерации — верховными советами соответствующих республик. Все остальные акты, в том числе и указы Президиума Верховного Совета СССР, и Постановления Правительства СССР, и, соответственно президиумов верховных советов, и правительств субъектов федерации, рассматривались как подзаконные акты. Высшей юридической силой наделялась Конституция СССР, ей должны были соответствовать законы, принимаемые Верховным Советом СССР. Если принимались законы, выходившие за рамки Конституции, то вносились соответствующие изменения и дополнения в Конституцию.
С середины 30-х годов получил распространение и такой своеобразный источник права, как совместные постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Иногда, когда это касалось трудовых отношений, были совместные постановления ЦК ВКП(б), СНК СССР и ВЦСПС (т.е. высшего профсоюзного органа). Хотя с формальной стороны такие постановления должны рассматриваться как подзаконные акты, однако в реальной жизни им придавалась, пожалуй, наивысшая юридическая сила. В таких постановлениях сила правительственного постановления сочеталась с авторитетом правящей партии. Такого рода совместные постановления являлись не только актами, в которых устанавливались общеобязательные нормы поведения, но и политическими директивами правящей партии, в развитие которых нередко принимались дополнительные нормативные акты.
Принятие Конституции СССР 1936 года потребовало пересмотра теоретических представлений о праве, общепринятых в марксистском правоведении того времени.
Новое определение права гласило, что социалистическое право — это система (совокупность) общеобязательных правил поведения (норм), установленных социалистическим государством и выражающих материально обусловленную и направляемую Коммунистической партией волю трудящихся масс во главе с рабочим классом и охраняемых от нарушения принудительной силой государства.
Из этого определения можно сделать ряд выводов: во-первых, советское право теперь понималось как особый исторический тип права; во-вторых, право отождествлялось с законами; в-третьих, сами законы рассматривались как орудие в руках государства, а точнее, правящей большевистской партии.
Таким образом, в самом определении права содержалось теоретическое обоснование и оправдание использования права (точнее, законодательства) как орудия утверждения планово-распорядительной экономики и административно-командных методов управления ею и социальными процессами.
Характеризуя основные тенденции в развитии права на протяжении 30-х годов, следует отметить следующее:
Во-первых,в качестве источников права утвердились нормативные акты, то есть законы и подзаконные акты. Однако в силу закрепления в конституционном порядке руководящего положения правящей партии — ВКП(б) — не только совместные постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР (которые формально были подзаконными актами) рассматривались как источники права, но и постановления ЦК ВКП(б), хотя формально это были акты общественно-политической организации, имели общеобязательную силу для всех государственных органов и учреждений и общественных организаций. Все иные источники права, еще применявшиеся в 20-е годы, потеряли свое значение и больше не использовались.
Во-вторых,существенно возросла роль общесоюзных актов и соответственно сокращалось поле применения законодательства субъектов федерации. Это было связано прежде всего с предельной централизацией и бюрократизацией всего партийно-государственного управленческого аппарата.
Это обстоятельство получило отражение и в Конституции, где правовое регулирование экономики, социальных процессов было передано в руки союзных органов и осуществлялось главным образом указами Президиума Верховного Совета СССР с последующим автоматическим внесением поправок и дополнений в соответствующие республиканские кодексы. Даже издание уголовного и гражданского кодексов по Конституции СССР 1936 года было отнесено к компетенции Союза ССР, хотя такие кодексы так и не были подготовлены и приняты.
В-третьих,существенные изменения происходили в системе права, формировались новые отрасли права. Утверждение колхозного строя в сельском хозяйстве повлекло за собой формирование такой отрасли права, как колхозное право. Юридической базой его формирования послужили закрепление в Конституции 1936 года кооперативно-колхозной собственности как особого вида обобществленной собственности и утвержденный в 1935 году Примерный устав колхоза.
Началось формирование и такой отрасли права, как хозяйственное право, о чем уже говорилось выше.
В-четвертых,хотя формально Конституция подчеркивала роль закона как основного источника права и Верховного Совета СССР, и верховных советов субъектов федерации как органов законодательной власти, в действительности усиливалась и расширялась практика нормотворчества управленческого аппарата.
В административном законодательствепроисходило существенное расширение применения репрессий во внесудебном, то есть административном, порядке (создание «троек» ОГПУ, а затем НКВД на местах, образование милицейских «троек», Особого совещания при НКВД).
В 1932 году взамен республиканских паспортов (где они были) и удостоверений личности вводится единая общесоюзная паспортная система и паспорта единого общесоюзного образца для граждан СССР с обязательной их пропиской в территориальных органах милиции. Новые советские паспорта радикально отличались от дореволюционных российских паспортов. Они были едиными, независимо от пола, национальной принадлежности и социального происхождения. Хотя и в советских паспортах указывались национальность и социальное происхождение.
Однако паспортная система вводилась только в городах, в первую очередь в крупных и портовых. В 1940 году было завершено введение паспортов во всех городах и поселках городского типа.
Паспортная система главной своей целью имела прикрепление крестьян к деревне, к земле. Введение этой системы, безусловно, лишало значительную часть граждан права на свободу передвижения и свободу выбора места жительства и, более того, способствовало установлению жесткого административного надзора за гражданами. Но нельзя не видеть и некоторых иных аспектов введения паспортной системы.
В частности, она давала возможность регулировать демографические процессы и миграцию населения, предотвратить чрезмерное скопление в крупных городах большого числа озлобленных мигрантов из села — людей, как правило, без профессии, без жилья и средств к существованию, что представляло собой одну из главных причин всплеска преступности в начале 30-х годов и создавало опасность социальных взрывов и массовых беспорядков в больших городах. В принципе возможны два способа регулирования численности городского населения: административный (через паспортную систему) и экономический (через цену жилья и стоимость жизни). Регулирование путем чрезмерного завышения стоимости жилья и стоимости жизни в больших городах для социалистического общества в принципе неприемлемо. Следовательно, остается лишь административный метод.
Наконец, в условиях плановой экономики точный учет населения не только в целом в стране, но и в каждом регионе, каждом городе и поселке способствовал рациональному распределению средств для обеспечения социально-экономических прав граждан.
Уголовное и уголовно-процессуальное право.Резкое усиление государственного принуждения с отказом от НЭПа и переходом к форсированной реконструкции экономики, применение в массовом масштабе внесудебных репрессий привели к широкому проникновению как в правящую партию, так и в народные массы настроений, характерных для гражданской войны.
Немалую роль играл и весьма низкий уровень общей, и особенно политической и правовой, культуры и правящей партии, и народных масс. Настроение нетерпимости, требования немедленной расправы с «врагами народа» особенно ярко отразились в уголовном и в уголовно-процессуальном праве. В уголовно-процессуальном праве это выразилось в предложениях об «упрощении» уголовного процесса (без участия сторон: прокурора и адвоката).
Так, закон от 1 декабря 1934 г. ввел упрощенный порядок судопроизводства по делам о террористических актах, закон от 14 сентября 1937 г. распространил этот упрощенный порядок на дела о вредительстве и диверсиях. Хотя в отличие от закона от 1 декабря 1934 г. суду разрешалось по его усмотрению допускать в судебный процесс стороны (т.е. прокурора и адвоката) и даже допускать подачу ходатайства о помиловании.
Отразились подобные идеи и в законе «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных) и особо опасных для Союза ССР преступлениях против порядка управления статьями об измене Родине» от 8 июня 1934 г. Этим законом вводилось наказание для совершеннолетних членов семьи изменника не только в том случае, если они способствовали измене, но и если знали о готовящейся измене, но не донесли. Таким образом, закон предписывал доносить друг на друга мужьям и женам, родителям и детям, братьям и сестрам. Более того, если члены семьи не знали о готовящейся измене, они все равно подлежали ссылке в отдаленные районы Сибири сроком на 5 лет. Тем самым каждый, кто мог задумать измену, должен был знать, что его близкие, его семья превратятся в заложников.
Усилены были уголовные наказания и за общеуголовные преступления, особенно за хулиганство (до 5 лет лишения свободы). В связи с тем что преступность «помолодела», в 1935 году был снижен до 12 лет возраст для привлечения к уголовной ответственности за кражи, насилия, причинения телесных повреждений и убийства. В 1940 году в этот перечень были включены действия, могущие вызвать крушение поезда (отвинчивание рельсов, подкладывание на рельсы различных предметов). За остальные преступления ответственность наступала с 14 лет. В законе говорилось, что с этого возраста (т.е. с 14 до 16 лет) могут применяться «все меры уголовного наказания». Но в циркуляре Прокуратуры СССР, разъяснявшем порядок применения закона, подчеркивалось запрещение применения к несовершеннолетним смертной казни. Одновременно усилена была уголовная ответственность за привлечение несовершеннолетних к занятиям нищенством, проституцией, спекуляцией, к участию в иных уголовных преступлениях. Усилена уголовная ответственность за использование опеки в корыстных целях и оставление опекаемых детей без надзора и материальной помощи. Но борьба с преступностью несовершеннолетних велась не только путем ужесточения уголовных наказаний. В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» был намечен ряд социально-экономических мер, направленных на своевременное устройство детей-сирот в детские учреждения, усиление ответственности местных властей за воспитание подрастающего поколения, а также меры борьбы с бродяжничеством несовершеннолетних, а главное — увеличивались ассигнования из госбюджета и местных бюджетов на все эти мероприятия в 1940 году.
В 30-е годы уголовное законодательство вводит ряд новых составов преступлений. В предшествующих главах уже говорилось об установлении уголовной ответственности для женщин за аборты по немедицинским показаниям, за нарушение паспортного режима, за самовольный уход с работы и побег из ремесленного училища, запорчу государственного и колхозного имущества, за брак и некомплектные поставки оборудования и т.д.
Но наряду с этим следует отметить, что и в 30-е годы регулярно проводились амнистии. Так, 29 июля 1935 г. постановлением ЦЙК и СНК СССР снималась судимость с колхозников, осужденных на сроки до 5 лет лишения свободы. 11 августа того же года амнистировались должностные лица, осужденные за саботаж хлебозаготовок в начале 30-х годов, то есть проявившие недостаточную (по мнению властей) твердость при изъятии хлеба из деревни. В 1938 году была проведена амнистия в честь 20-летия Красной армии для военнослужащих по делам, влекущим наказания не свыше 3 лет лишения свободы. Снята была судимость с заключенных, отличившихся при строительстве каналов Беломоро-Балтийского и Москва—Волга.