Предмет курса «История и методолгоия юридической науки». Ее значение
«История и методология юридической науки» – новая для системы отечественного юридического образования дисциплина. Ее появление обусловлено рядом причин.
Одной из главных причин можно считать радикальное, сопоставимое с научной революцией, изменение парадигмальных оснований отечественной науки. Суть этого изменения можно определить как переход от монистической модели науки, в рамках которой исторический и диалектический материализм квалифицировался как единственная подлинно научная теория и методология, а история науки представала как история становления марксистско-ленинской научной парадигмы; к плюралистической модели, базирующейся на идее теоретического и методологического многообразия и представлении о том, что путь к созданию подлинной теории и методологии науки лежит через изучение истории науки.
Другая не менее важная причина возникновения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» связана с введением многоуровневой подготовки студентов – системы бакалавриата и магистратуры. Спецификой магистерской подготовки является ее нацеленность на научно-исследовательскую работу студентов. В отличие от бакалавриата и специалитета, которые ставили своей задачей, по-преимуществу, освоение студентами определенной системы юридических знаний, магистратура выдвигает цель овладения навыками формирования новых знаний, т.е. навыками научно-исследовательской работы. Не случайно выпускной работой в магистратуре становится не дипломная работа, а диссертация – (лат. dissertationрассуждение, исследование) – научное сочинение, публично защищаемое автором для получения ученой степени.
Наконец, третьей причиной введения учебной дисциплины «История и методология юридической науки» в структуру отечественного юридического образования является настоятельная потребностью стимулировать развитие отечественной науки. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что развитие отечественной науки есть важнейшее условие выживания России в глобальном мире. Таким образом, «История и методология юридической науки» рассматривается как дисциплина, призванная стать катализатором роста научного знания.
Появление дисциплины «История и методология юридической науки» влечет целый ряд проблем, выделим важнейшие.
Во-первых, проблема конструирования историографии юридической науки. Очевидно, что история юриспруденции не сводима к истории политических и правовых учений, поскольку помимо научной юридической мысли история политико-правовых учений включает философскую, богословскую и даже мифологическую мысль. Соответственно, существует необходимость отделения собственно научной мысли от религиозной, философской, мифологической, а также выявление ее генезиса, этапов развития, парадигм.
Во-вторых, это проблема систематизации методологии юридической науки. Здесь также есть свои трудности, связанные с отсутствием в отечественной науке о праве традиции такого рода систематизации. В рамках «Истории политико-правовых учений» различные методологические подходы и школы представлялись согласно хронологии их возникновения и национальной принадлежности. Такого рода способ изложения, несомненно, допустим, однако, как представляется, он недостаточно репрезентативен относительно такой области знания, какой является методология юридической науки.
Несомненно, решение названных проблем требует значительных усилий и времени. Однако, как представляется, существует наиболее краткое расстояние между проблемой и ее решением. Как видится, эффективной стратегией преодоления названных проблем может быть обращение к такой достаточно развитой области знания как философия науки. Философия науки рассматривает модели историографии науки в целом, ее основные парадигмы, генезис, методологию. Философия науки - это старшая сестра истории и методологии науки юридической науки, не случайно история и методология науки изучается в магистратуре, а философия науки – в аспирантуре. Именно философия призвана дать познавательные ориентиры для истории и методологии конкретных наук.
Итак, в качестве предмета дисциплины «История и методология юридической науки» выступают сложившиеся исторические типы юридической науки, теория метода.
Главная цель дисциплины «История и методология юридической науки» – мировоззренчески-методологическая подготовка начинающего ученого, воспитание творчески, инновационно мыслящей личности.
Задачи дисциплины «История и методология юридической науки»:
- формирование представлений о научном рационализме, его элементах, исторических типах, путях развития;
- освоение накопленного теоретико-методологического потенциала юридической науки;
- воспитание навыков научной дисциплинированности, методологической конструктивности, критического мышления, творческого отношения к исследовательской работе.
Соответственно основными функциями «Истории и методологии науки» являются: мировоззренческая функция, связанная с реконструкцией мировоззренческих оснований научного творчества; методологическая функция, призванная дисциплинировать и упорядочить научно-исследовательский процесс; прогностическая функция, раздвигающая рамки сложившихся представлений и развивающая гипотетические способности ума; эвристическая функция, способствующая инновационному поиску. При этом разные функции не просто взаимосвязаны, но спаяны в неразрывном единстве. Действительно, научить научному творчеству - нелепая затея. Не существует универсальной логики открытия, как и не существует формулы научного успеха. Творческий процесс всегда в определенной мере иррационален. Поэтому суперцель истории и методологии науки отнюдь не сводится к привитию готовых навыков, ею может быть только воспитание творческой личности.