Нормативное регулирование общественных отношений
В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы. Регулировать (в социальной жизни) - значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, развития, вводить его в определенные рамки, упорядочивать.
Общество - это развивающаяся на своей собственной социальной и исторической основе система. Не географическая среда, не климат, не природные условия жизни человека, а достигнутая людьми научная и культурная степень общественного развития определяют переход общества к новой, более высокой, цивилизованной ступени. Общество всегда было, и будет заинтересовано в создании и соблюдении такого порядка общественных отношений, который обеспечивает его нормальное существование. Однако в обществе всегда имели место негативные социальные явления, имеющие социальную характеристику, поскольку они представляют собой поступки людей, противоречащие действующим социальным нормам.
Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующей крупные изменения, качественный скачок в его развитии. При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями социальной жизни.
Нормативное регулирование общественных отношений осуществляется посредством социальных норм, которые выступают как единая система социального регулирования, направленная на обеспечение интересов личности и общества. Норма - это определенное правило, установленное с целью закрепления необходимых общественных отношений, достижения целесообразных отношений между людьми. С учетом источников формирования социальных норм и мер, претворяющих эти нормы в жизнь, классифицируют их по четырем группам: правовые нормы, нравственные (моральные) нормы, нормы общественных организаций и обычаи. Вообще, термин «право» многозначен: под ним понимается ряд различных, порой разноплоскостных явлений (право как система общеобязательных юридических (правовых) норм; субъективное юридическое право, моральное право, права человека и т.д.). Право является одним из регуляторов общественных отношений. В наиболее абстрактном виде оно обозначает социально оправданную свободу поведения - то, что людям «можно», т.е. допустимо делать, и что обществом принимается и поддерживается.
Общество - вот несомненная основа возникновения права. Только будучи социальным, человек нуждается в законах. Частная жизнь индивида соприкасается с правом лишь постольку, поскольку его причастность к другому индивиду грозит обернутся произволом. Право существует лишь для человека, стремящегося преодолеть рамки самодостаточного собственного существования. Но человек и не может быть иным, ему имманентно присуще собственное отрицание и усилие к изменению собственного бытия. Человек сам творит мир социальных отношения, и, как всякий творец, он обречен на «разлуку» с тем, что выходит из его рук. Таким образом, право нельзя понимать как нечто, предшествующее или же навязанное человеческому бытию, - в этом суть философского понимания права.
Право в практической жизни людей - это явление, относящиеся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и других источниках.
Праву, как особому институту общества присущи следующие основные свойства: нормативность, формальная определенность, системность, правообязывающее действие и государственная обеспеченность. Право выступает в качестве нормативно-государственной основы или критерия правомерного (юридически дозволенного, а также запрещенного и предписанного) поведения.
Для того чтобы быть эффективным регулятором общественных отношений, право должно внести в этот процесс необходимую определенность, устойчивость и принудительность: точно установить круг объектов, регулируемых или охраняемых конкретным нормативно-правовым актом; полно и точно определить границы дозволяемого и запрещаемого поведения субъектов права, их права и обязанности; установить меры правовой ответственности, которые должны быть применены в случае совершения правонарушения.
Разумеется, если все члены общества добровольно исполняют предписания правовой нормы, то нет необходимости в правовом, а следовательно, и в принудительном регулировании. Вместе с тем с помощью законов невозможно решить все проблемы, отменить общественные отношения. Закон лишь создает условия для развития общественных отношений в нужном направлении. Законодательство должно основыватся на идеях справедливости, гуманизма и демократии, а от законов, не закрепляющих эти идеалы, нужно вообще отказаться. Успех закона определяется тем, насколько он соответствует общественным отношениям. Но на качество закона оказывают влияние механизм (процессуальный порядок) достижения целей, преследуемых законом, а также система правовой ответственности за неисполнение предписаний, содержащихся в законе. Сущность права, как сложной динамической системы, нельзя усмотреть в чем-то едином. Различные состояния духовной жизни человека определяют множественную природу права.
Современная человеческая деятельность больше, чем когда-либо ранее, основывается на взаимопроникновении наук, на объединении знаний из различных областей, как показывает естествознание XX века, позволяет увидеть новые функциональные связи. Следовательно, синтез знаний на основе интегративных понятий, позволяющий обнаружить новую сущность, раскрыть макродинамику процессов организации, можно рассматривать как новую грань диалектического метода, новый вклад естествознания XX века в теорию познания.