Общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти

Развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно — то самое окно, о котором го­ворят: «Откроешь — шумно, закроешь — душно». «Откры­тое окно» — это прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он осуществ­ляется в различных формах. Это медиаконтроль, т. е. кон­троль со стороны средств массовой информации. Это и пар­тийный контроль, в первую очередь со стороны полити­ческой оппозиции. Своеобразной формой общественного кон­троля является система социального партнерства. Суть ее — в предоставлении широких возможностей общественным объединениям граждан выступать в качестве экспертов, со­ветников, консультантов при разработке того или иного вла­стного решения. Оперативная и адекватная оценка общест­венного мнения, его учет органами власти — важнейший фактор, повышающий эффективность властных институтов.

Новой формой гражданского контроля должна стать рабо­та Общественной палаты. Согласно закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (2005 г.), она формируется из 42 граждан, утвержденных Президентом РФ, 42 представите­лей общероссийских объединений и 42 представителей реги­ональных и межрегиональных общественных объединений.

Одна из контрольных функций палаты — проведение экс­пертизы нормативных документов государственной власти и местного самоуправления. По замыслу авторов, Обществен­ная палата должна работать с законопроектом на этапе его создания и проводить экспертизу ко второму чтению. Реше­ния палаты имеют рекомендательный характер и рассмат­риваются в обязательном порядке соответствующими орга­нами власти.

Другой функцией Общественной палаты является осуще­ствление контроля за деятельностью исполнительных орга­нов власти, прежде всего за расходованием ими бюджетных средств. Особое внимание будет обращаться на то, как ис­пользуются средства, выделенные «силовым» ведомствам и правоохранительным структурам.

Важнейшая задача палаты — поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение. Она при-




общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти - student2.ru общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти - student2.ru звана обобщать все идеи, возникающие на местах, и пред­ставлять их обществу в виде общефедеральных проектов. Иными словами, Общественная палата должна формировать для государственной власти социальный заказ по эффектив­ному управлению обществом и государственному строитель­ству в целом.

Общественная палата должна стать «глазами, ушами и душой» как органов власти, так и общества. -$Ш Основные понятия: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление. ЯК Термины: социальное партнерство, группы интересов.

Проверьте себя

1) Что понимается под правовым государством? 2) Оха­рактеризуйте его признаки. 3) В чем сущность и значимость гражданского общества? 4) Что представляет собой система местного самоуправления в России? 5) В каких формах и как осуществляется общественный контроль над деятельно­стью институтов публичной власти?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В 1974 г. 35 молодых американских юристов собрали
неопровержимые доказательства того, что президент США,
республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в
штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающе­
го устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское
дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона
виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие прин­
ципы правового государства проявились в «уотергейтском
деле»? Свой ответ поясните.

2. Граждане развитых демократических стран создают по
месту жительства так называемые общества «самопомощи»,
которые оказывают медицинские и иные услуги больным,
престарелым, инвалидам. В какой из сфер гражданского об­
щества действуют эти организации? На каком уровне мест­
ного самоуправления они возникают? Ответы поясните.

3. Изобразите в виде схемы подсистемы гражданского об­
щества.

4. В тексте параграфа отмечается, что развитое граждан­
ское общество является следствием интеллектуального и
нравственно-правового развития граждан. Как вы понимае­
те эту мысль? Раскройте ее на примерах.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями русского философа и правоведа Б. А. Кистяковского (1868—1920) о правовом государстве.

В правовом государстве верховная государственная власть, даже когда она всецело принадлежит народу, не аб-

общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти - student2.ru общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти - student2.ru солютна, или не «самодержавна», а ограничена; ей положе­ны известные пределы, которых она не может преступать. Такие пределы или границы создаются, однако, не какой-либо другой государственной или хотя бы негосударственной властью, а известными принципами или правовыми отноше­ниями, которых государственная власть не может нарушать. Государство не имеет право стеснять или нарушать субъек­тивные политические и публичные права своих граждан. Так называемые личные права или свобода личности и все вытекающие из них общественные свободы ненарушимы для государства и неотделимы у отдельных граждан, иначе как по суду. Этот неприкосновенный характер некоторых субъ­ективных прав отмечается и в законодательстве или путем торжественного провозглашения их в декларациях прав че­ловека и гражданина, или путем особой кодификации их в конституциях. Впервые на европейском континенте декла­рация прав была провозглашена французским Националь­ным Собранием в 1789 г., затем она была принята с неко­торыми изменениями и дополнениями почти во все конституции европейских народов.

Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: Философия и социология права / Сост. В. В. Сапова. —

СПб.: РХГИ, 1999.—С. 536.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем выражается право­вой характер государственной власти? 2) Как связаны между собой личные и политические права человека и гражданина? 3) Приве­дите примеры этих прав. Как они закрепляются и защищаются в правовом государстве? 4) Опираясь на ранее изученные знания, на­зовите документ, в котором провозглашенные права человека рас­сматриваются в качестве современных международных стандартов.

Наши рекомендации