Возможность более широкого применения
Важно отметить, что не существует никаких фундаментальных различий между стратегией разрешения конфликтных ситуаций (приведенной выше) и методом разрешения проблем, которые явно не считаются конфликтами. Одним из объяснений этого является отсутствие единого мнения относительно того, что, собственно, должно называться конфликтом. Наиболее распространено определение Van de Vliert (1989): «Два индивида, индивид и группа, или две группы находятся в состоянии конфликта, если по крайней мере одна из двух сторон чувствует, что другая сторона расстраивает, мешает и раздражает ее.» После проведения не имеющего себе равных обширного обзора всех определений конфликта Fink (1968) предложил самое широкое из них, включающее, так же, как и определение Van de Vliert, все виды раздражений и разладов, которые в общепринятом значении не заслуживали бы того, чтобы называться конфликтами. Многие люди начинают называть какую-либо ситуацию конфликтом только лишь при слишком явном и открытом ее обострении, имеющем вид определенной борьбы. Даже если какое-либо дело заходит в тупик, даже если имеются постоянные расхождения во мнениях, люди неохотно называют такие ситуации конфликтом, считая, что «определенные проблемы должны сглаживаться». «Конфликт» — это «нагруженный» термин, и это, несомненно, играет роль в нежелании людей признавать ситуацию таковой.
Рассмотренный нами подход к конфликту рассчитан на широкий диапазон отношений — от наличия незначительных недовольств до развившихся и обострившихся конфронтации. Общим знаменателем является сеть организационных субъединиц, создающих проблемы в своих отношениях. (195:)
При возрастании интенсивности конфликта могут быть обнаружены определенные позитивные сдвиги; это означает, что стороны прилагают усилия для изменения данной ситуации. Иногда консультант использует вмешательства, чтобы достичь этой стадии (Robbins, 1974; Van deVliert, 1981,а). При не слишком высокой интенсивности конфликта можно не придавать особого значения третьему постулату («Поддержание определенного равновесия сторон»). Это означает, что применимы вмешательства, предназначенные для более асимметричных ситуаций (типа «высший против низшего», «высший против среднего и против низшего»), рассмотренные в главе 4.
Очень высокая интенсивность конфликта характеризуется проявлением обеими сторонами «боевого» поведения. Стороны расходятся во мнениях во всем, но превыше всего желание каждой из них подчинить себе другую сторону. В таком случае консультант вынужден ограничиваться вмешательствами, регулирующими отношения силы и зависимости (разделять стороны, добиваться выхода на более высокое звено, навязывать объединяющее стороны решение). Если ситуация не слишком обострена, иногда можно применять комбинации вмешательств, нацеленных на ведение переговоров: осуществление посредничества или разработка «предложения-платформы». Определенные трудности возникают в тех случаях, когда у сторон наступает своего рода «вооруженное перемирие», затишье, передышка. Они избегают контактов и руководствуются стереотипными представлениями друг о друге. Такая ситуация, которой Glasl (1980) уделил огромное внимание, назвав ее «холодным конфликтом», становится привычной для обеих сторон.
Теория организации
Рассмотренная нами стратегия основана на теории организации (см. главу 2), согласно которой консультант старается локализовать стратегические позиции в сети взаимозависимых организационных единиц. Его внимание сконцентрировано в основном на взаимоотношениях силы и зависимости. Именно на таких отношениях основываются первые три постулата эффективного управления конфликтом. Их более видоизмененная с учетом отношений силы и зависимости формулировка будет иметь следующий вид. (196:)
1. Консультант, который не имеет авторитета у обеих сторон, обладает неадекватным силовым базисом. Каким образом он сможет добиться, чтобы стороны учитывали его предложения относительно решения проблем?
2. Стороны должны обладать внутренней силовой структурой для того, чтобы оказывать влияние друг на друга. Если представители сторон или их лидеры не могут оказывать влияние на лиц, которые их избрали, действия консультанта будут каждый раз затруднены.
Кроме того, наличие силового центра важно также для гарантированного выполнения правил и для побуждения сторон идти на компромисс.
3. Консультант должен поддерживать равновесие в балансе силы между сторонами, выявлять нарушения этого баланса и их причины, даже если, по его мнению, уже получен определенный и устойчивый результат.
Эти факторы регулирующего характера детерминируют возможности успеха и неудачи. Если напряженность конфликта очень высока, то только вмешательства, связанные с аспектом силы и зависимости, могут оказать какую-либо помощь. Вообще, наличие постоянных хронических проблем вполне закономерно будет связано со стремлением консультанта применять этот тип вмешательств. Он будет склоняться к тому, чтобы переструктурировать отношения, определять и развивать явно выраженный силовой центр.
Кроме силовых отношений между организационными единицами могут существовать три других типа отношений, с учетом которых надо оценивать природу конфликта и предлагать соответствующие вмешательства. Концептуальными категориями теории организации являются средства воздействия для осуществления вмешательств.