Предпринимательство и его роль в социальной сфере

Предпринимательство можно охарактеризовать как инициативную самостоятельную деятельность собственника, направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность. Оно может осуществляться в разных сферах экономики как с привлечением, так и без привлечения лиц наемного труда. Для развития предпринимательской деятельности важное значение имеет предпринимательская среда – это совокупность общественных институтов и условий, правовых норм, систем государственной поддержки, специальная инфраструктура для предпринимательства, т.е. все то, что обеспечивает дальнейшее становление и развитие предпринимательства.

Одним из направлений предпринимательской деятельности является малое предпринимательство, или малый бизнес. Он наиболее характерен для социальной сферы.

Понятие малого предпринимательства связано, прежде всего, с критерием величины предприятия. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке объема прибыли, по объему товарооборота, по числу занятых. В действующем законодательстве Российской Федерации наиболее значимым критерием принят учет численности.

В законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предлагается относить к малым предприятиям те, которые имеют численность занятых:

• в промышленности - до 200 чел.;

• в строительстве - до 100 чел.;

• в оптовой торговле - до 50 чел.;

• в сельском хозяйстве - до 50 чел.;

• в науке и непроизводственной сфере - до 25 чел.;

• в розничной торговле - до 15 чел.

К настоящему времени малое предпринимательство заняло довольно существенное место в экономике России. Наибольшее распространение оно получило в таких отраслях, как розничная торговля и сфера услуг. Заметное место малое предпринимательство занимает в строительстве, сфере аудита, страховании. Значительное количество малых фирм и отдельных предпринимателей участвуют в городском хозяйстве, здравоохранении, науке.

Предпринимательство выполняет важные социально-экономические функции в обществе, в отдельных его подсистемах. Прежде всего, нужно выделить роль малого предпринимательства как гибкой быстрореагирующей сферы экономики в удовлетворении изменчивого потребительского спроса и установлении определенного равновесия на потребительском рынке. Малое предпринимательство с успехом решает проблему быстрой доставки к конкретному потребителю малых и средних партий товаров и предоставления услуг, исходя из самых разнообразных потребностей. Оно весьма успешно осуществляет поиск необходимого товара как на отечественном, так и на мировом рынке.

Малое предпринимательство в принципе по своей природе наиболее эффективно в использовании малого ресурсного потенциала - незанятые и устаревшие основные фонды, вторичные ресурсы, отходы, специфические ресурсы городской среды (которые ранее практически не использовались), мелкие незанятые земельные участки.

Исключительно важна роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. Здесь оно в значительной мере компенсирует сокращение занятости на крупных государственных и просто убыточных предприятий всех категорий. Рабочее место в малом предприятии не требует больших затрат, может быть организовано везде, в том числе на дому. В связи с этим значительна его роль в обеспечении занятости инвалидов, женщин, пожилых людей. Малое предпринимательство, как показывает практика ряда стран, играет очень важную роль в производстве ряда общественно необходимых товаров и услуг. Это производство многих предметов домашнего обихода, одежды, определенных продуктов питания, различные виды ремонтных работ, строительные услуги, оказание самых разных видов услуг в рамках социальной помощи населению, организация спортивного и культурного досуга граждан.

Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

· правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;

· изменение отношений собственности смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;

· резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;

· появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.

Кого же можно назвать предпринимателем? Предприниматель - это хозяйствующий субъект, организующий деятельность по производству продукции или оказанию услуг за счет собственных и (или) привлеченных средств с целью получения прибыли.

Отличительными признаками предпринимателя являются:

· участие в формировании первоначального капитала;

· участие в управлении предприятием;

· материальная ответственность за результаты деятельности;

· право принимать решения при выборе стратегии развития;

· право распределения и использования прибыли;

В социальной сфере предпринимательство развивается по следующим направлениям:

· дополнительные услуги в рамках основной деятельности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей компьютеров, организация групп иностранных языков, использование спортивных сооружений в коммерческих целях);

· услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им пособия);

· услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования).

Наши рекомендации