Качества, необходимые энергоменеджеру
Какими качествами и способностями должен обладать менеджер, управляющий энергетическими ресурсами, чтобы добиться успеха? Это прежде всего качества, которыми обладают успешные специалисты различных профессий, люди творчески решающие различные проблемы повседневной работы. Они включают в себя: упорство и целеустремленность, энтузиазм и общительность, личную честность и обаяние, чувство нового и творческую активность, энергичность, умение идти на риск и брать ответственность на себя, доброжелательность и умение выслушивать критику в свой адрес, способность работать в коллективе, требовательность и твердость, заинтересованность и мастерство, стремление к свободе, независимость и неангажированность мышления, патриотизм. Отдельные качества приобретаются учебой, упорным трудом, воспитанием и самодисциплиной, некоторые даются от рождения.
Рассмотрим несколько по подробнее некоторые свойства энергоменеджера, способствующие успешному решению поставленных задач:
· Заинтересованность -наличие материальных и моральных стимулов в работе, которые мотивируют творческое решение поставленных задач с большей самоотдачей.
· Умение проводить анализ и принимать решения. Это способность системно мыслить, анализировать большое количество, порой разрозненных фактов, находить в них закономерности, уметь их обобщать, используя профессиональные знания, интуицию и опыт, научные достижения в изучаемой области, смекалку. На основе анализа уметь принимать решения в условиях не полной информации и информационного шума, неопределенности, в соответствии с выбранными критериями и определенными граничными условиями и ограничениями, то есть при максимальном учете внутренних и внешних причинно-следственных связей.
· Глубокое и конкретное знание своей профессии-професионализм. Это означает умение охватывать профессиональные проблемы и их связи с другими дисциплинами и областями знаний, иметь хорошую базовую и специальную подготовку по специальным, техническим, общественным и естественным наукам, то есть быть грамотным специалистом профессионалом своего дела.
· Глубокое знание технологии производственных процессов и энергетики, для которых необходимо решать задачи повышения эффективности использования энергетических ресурсов и энергосбережения с учетом охраны окружающей среды.
· Умение формализовать задачи с использованием математического аппарата и компьюторов, строить математические модели для получения количественных результатов на этапе принятия решения.
· Умение передавать полученные результаты заинтересованным пользователям в понятной для них форме, четко и грамотно формулировать свои мысли и полученные результаты устно, письменно, в виде графического материала, заносить в компьторные базы данных, с тем расчетом, чтоб их можно было хранить, передавать и использовать.
· Стремление к самосовершенствованию. Это качество перекликается с заинтересованностью. Постоянное недовольство достигнутыми результатами в работе, уровнем собственных знаний, состоянием искусственных, социально-общественных и природных сред, достигнутым уровнем жизни, осознанное стремление к свободе и независимости является мощным стимулами творческого роста энергетического менеджера как личности и специалиста. Оно способствует получению оптимальных творческих результатов при решении задач энергетического менеджмента, полезных обществу, природе, экономике и отдельным гражданам.
9.9. Энергосбережение и роль органа регулирования.
Программа энергосбережения.
Программа энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов представляет из себя обоснованный документ, рассмотренный и утвержденный на соответствующем уровне лицами, принимающими решения, согласованный с заинтересованными энергоснабжающими и надзорными организациями. Программа является рабочим документом для этих лиц по конкретным действия с целью экономии энергетических ресурсов и повышения эффективности их использования. В ней должны найти отражение следующие направления: методы и средства, поощряющие потребителей экономить энергетические ресурсы и повышать эффективность их использования; энергосберегающее взаимодействие поставщиков энергетических ресурсов с потребителями; применение современных технологий для снижения энергоемкости производимых товаров и услуг; формирование инвестиционных ресурсов для финансирования мероприятий, предусмотренных программой по повышению эффективности использования энергии и энергосбережению.
Программа должна включать описание региона, отрасли, предприятия или некого объекта для которого она составлена. Затем приводятся сведения по состоянию энергосбережения и формулируются цели и задачи с перечнем конкретных мероприятий, которые способствуют их достижению с соответствующим технико-экономических обоснованием и источниками инвестиций. Необходимо также в программе предложить механизмы стимулирования сбережения энергии и мероприятия по его правовому и методическому обеспечению. В необходимо предусмотреть реальное снижение энергопотребления и определить куда и в каких объемах капиталовложения направлять: в строительство новых источников энергии или в энергосберегающие мероприятия, чтоб в итоге обеспечить максимум благ для населения. То есть, рассматривая различные варианты инвестиционных программ, определять наиболее эффективное сочетание баланса спроса и предложения энергии с минимизацией общественно необходимых затрат и соблюдением равных условий конкуренции для всех вариантов. Варианты, при которых будет обеспечиваться снижение спроса на энергоресурсы при уменьшении энергопотребления, с сохранением и даже увеличением производства и комфорта населения являются предпочтительными. При этом снижается уровень загрязнения окружающей среды.
Установление реальных справедливых цен на энергоносители и ликвидация перекрестного субсидирования является мощным фактором, влияющим на энергосбережение и снижение спроса. В настоящее время, когда выше указанное на федеральном и региональном уровне продолжает существовать, удовлетворение спроса на электроэнергию и природный газ становится сложной задачей. Отметим, что серьезной помехой развитию энергетики, в особенности при строительстве гидравлических и атомных электростанций, угольных разрезов, освоении газовых месторождений является порой недостаточно обоснованная, эмоциональная позиция различных природоохранных организаций. Вместо того, чтоб основную работу проводить в сфере снижения затрат ресурсов, повышения эффективности их использования, воспитания у населения антизатратного мышления, они все свои усилия направляют против всякого нового строительства, которое иногда действительного бывает недостаточно обоснованно. При этом члены этих организаций с одной стороны не желают отказаться от благ, которые несут с собой электрическая энергия и природный газ, с другой исповедуют принцип « только не на моем дворе». Хочется при этом спросить: а на чьем? Поэтому в программе необходим раздел экологического обоснования всех мероприятий.
Так как рост производства и увеличение благосостояния народа будет инициировать рост потребления энергии в программе необходимо предусмотреть набор различных мероприятий поощряющих энергосбережение, применение энергоэффективных технологий, приборов и оборудования. Нужно также предложить административные меры по повышению заинтересованности потребителей в экономии ресурсов и снижении спроса, усовершенствованию технологий учета и применению нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
Таким образом программа должна включать:
· Описание объекта, для которого она составлена.
· Состояние энергетики и энергоемкость продукции и услуг.
· Цели и задачи энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов на краткосрочный и долгосрочный период.
· План действий с программой мероприятий по разработке и использованию энергосберегающих энергоэффективных технологий, оборудования, приборов и устройств с применением современных методов управления и учета энергоресурсов для всех подразделений с установленными сроками и ответственными лицами.
· Технико-экономическое обоснование.
· Требуемые ресурсы: материальные, финансовые, трудовые, информационные.
· Распределение компетенции и ответственности руководства.
· Процедуры контроля.
· Мероприятия по обучению персонала и развития у него энергосберегающего отношения к работе и жизни.
· Нормативно-правовое обеспечение.
· Данные о потенциале энергосбережения.
Какова же позиция энергоснабжающей организации по отношению к энергосбережению? Необходимо отметить, что в процессе энергосбережения поставщик энергоресурсов вынужден сокращать поставки. Это приводит к уменьшению дохода и увеличению издержек на поставку единицы энергии из-за увеличения постоянной составляющей затрат и, как следствие, к потере прибыли. То есть непосредственно для энергоснабжающей организации энергосбережение не выгодно, а это значит, что нужно разработать механизм, с помощью которого стимулировать этот процесс. Одно из решений этой проблемы является привлечение новых потребителей и обеспечение их энергоресурсами за счет сэкономленных, то есть за счет ресурса энергосбережения. Эта дополнительная энергия требует меньше затрат, чем покупка аналогичных количеств на рынке энергоносителей или же строительство новых источников. Возможно, также принять решение регулятора о том, что в случае снижения объема продаж сохранить неизменной величину получаемой энергоснабжающей организацией прибыли на заданный период путем изменения установленной при определении тарифов рентабельности. В невыгодном положении оказывается также потребители, не участвующие в процессе энергосбережения, т.к. они могут получить повышение тарифов, компенсирующих снижение доходов энергоснабжающей организации. Тарифная политика, проводимая органом регулирования, должна учитывать то, что от снижения потребления энергии выигрывает все общество в целом.
При формировании тарифов на энергоносители на федеральном и региональном уровне необходимо отказаться от затратной методологии определения цен снизу вверх. Основой тарифной политики должна быть минимизация общественно- необходимых затрат на получение и использование энергии на единицу ВВП, то есть максимизация энергетического к. п. д. ВВП при минимуме затрат на энергоносители. При этом можно использовать, как временную меру, нормативный метод определения издержек на производство, передачу и распределение энергии до разработки рыночных методов и методик установления тарифов на услуги компаний общего пользования - энергетических естественных монополий.