Государство рассматривается не как застывшая фикси-
Рованная структура, а в движении, как изменчивое состояние,
Зависящее от динамики противоборства различных сил.
Источником развития общества является борьба на-
Рода и аристократии.
Формы государства Макиавелли рассматривает в зави-
Симости от числа правящих лиц, цели и качества функциони-
Рования данных форм. В этой связи он выделяет правильные
Формы – монархия, аристократия, демократия и неправиль-
Ные – тирания, олигархия и «распущенность».
Наиболее предпочтительным Макиавелли считает еди-
Новластие. Монарх должен быть справедливым, мудрым; за-
Ботиться о благе своих подданных. Однако при достижении
Политических целей Макиавелли советует руководствоваться
Не этическими принципами, а целесообразностью. Цель оп-
Равдывает средства, поскольку правитель, руководствующий-
Ся одними благими принципами, обречен на гибель.
В то же время будущее Макиавелли видит за республи-
Кой. Монархия, диктатура необходимы в начале становления
Конфликтология
И развития общества и в исключительных кризисных услови-
Ях. Но «массы умнее и постояннее, чем князь». При республикан-
Ской форме правления государство становится прочным и
Стабильным. И только такое свободное государство может
Достичь величия и могущества, так как основывается на об-
Щем благе, а не на частной выгоде правителя или привилеги-
Рованного сословия.
В первой половине XVI века в Западной и Центральной
Европе развернулось широкое антикатолическое, по своей
Идеологической форме, движение. Крупнейшим идеологом
Его бюргерского крыла стал Мартин Лютер (1483–1546 гг.), че-
Ловек, чье неповиновение Римской католической церкви при-
Вело к началу Протестантской Реформации. 31 октября
Года на дверях церкви в Виттенберге Лютер вывесил свои
Знаменитые 95 тезисов, в которых резко осудил продажность
Церкви и практику торговли индульгенциями. Вскоре Лютер
Пришел к отрицанию власти папы, заявив, что будет руково-
Дствоваться только Библией и здравым смыслом.
Естественно, церковные официальные лица назвали его
Еретиком, поставили его с помощью рейхстага вне закона, а
Теологические работы Лютера запретили. Однако его взгляды
Нашли широкую поддержку в Германии, в том числе у немец-
Ких принцев.
М. Лютер был талантливым писателем. Одной из самых
Значительных его работ был перевод Библии на немецкий
Язык, что дало возможность каждому образованному человеку
Самостоятельно изучать Священное писание, минуя церковь.
Ключевой идеей Лютера было спасение посредством ве-
Ры, эта идея была почерпнута им из Посланий апостола Пав-
Ла. Он подверг сомнению традиционное представление о том,
Что церковь является необходимым посредником между хри-
Стианами и Богом. Лютер также выступил с протестом про-
Тив существующих церковных верований, отрицал сущест-
Вование чистилища и необходимость обета безбрачия. Сам
Лютер в 1525 году женился на бывшей монашке и имел от
Брака с ней шестерых детей.
История конфликтологии
К видным идеологам и практическим деятелям Рефор-
Мации принадлежит Жан Кальвин (1509–1564 гг.). Его теоло-
Гия, личная мораль и политическая деятельность оказали
Влияние на жизнь сотен миллионов людей и после его смерти.
В 1536 году в двадцатисемилетнем возрасте он издал
Свою самую известную работу «Наставление в христианской
Вере». В этой книге были собраны в систематизированной
Форме основные протестантские убеждения.
Позже Кальвин стал не только религиозным, но и поли-
Тическим лидером Женевы. Под его управлением Женева стала
Ведущим протестантским центром Европы. Здесь он написал
Много влиятельных религиозных трактатов и продолжал дора-
Батывать «Наставление в христианской вере» (другая трактовка
Названия книги «Институты христианской религии»).
Он был нетерпим к тем, кого считал еретиками, судил их
И жестоко наказывал. Несколько человек, заподозренных в
Черной магии, были сожжены в период правления Кальвина.
Основное влияние Ж. Кальвина состоит в провозгла-
Шенной им идеологии, где подчеркивается авторитет Библии
И отказано в доверии римской католической церкви.
Как Лютер, Блаженный Августин и Святой Павел, Каль-
Вин придерживался взгляда, что все люди грешники и что
Спасение приходит не через прилежную работу, а через одну
Веру. Важными были его идеи предопределенности и осужде-
Ния. По Кальвину, Бог уже решил, кого следует спасти, а кого
Проклясть. Все должны вести нравственный образ жизни, в
Том числе и «избранные». Но избранные будут спасены Богом
Не потому, что делают добро, а делают добро потому, что
Выбраны для спасения. Теологические доктрины Кальвина
Имели даже больше приверженцев, чем у Лютера. Хотя Се-
Верная Германия и Скандинавия стали в основном лютеран-
Скими, Швейцария и Нидерланды приняли кальвинизм. Пре-
Свитерианцы в Шотландии были кальвинистами, так же как
Гугеноты во Франции и пуритане в Англии.
Хотя правление Кальвина в Женеве было больше тео-
Кратическим, в конечном итоге оно поспособствовало укреп-
Конфликтология
Лению демократии во всей Швейцарии, а также в Голландии и
Великобритании.