Действия, предпринятые в 1997 г
В соответствии с указом Президента России о реформе естественных монополий, в сфере железнодорожного транспорта перед правительством ставились следующие конкретные задачи на 1997 г.:
· совершенствование действующей системы тарифов и введение нового порядка государственного регулирования грузовых тарифов и сборов;
· снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки;
· сокращение перекрестного субсидирования пользователей услуг грузового железнодорожного транспорта;
· создание конкурентной среды на рынке фрахта железнодорожных перевозок;
· выделение из системы федерального железнодорожного транспорта неиспользуемых мощностей (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий), их приватизация;
· включение в проект федерального бюджета на 1998 г. средств на компенсацию убытков от пассажирских перевозок;
· завершение формирования федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте;
· принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по возмещению убытков железным дорогам от перевозок пассажиров поездами пригородного сообщения;
· применение раздельного финансового учета затрат предприятий железнодорожного транспорта на грузовые и пассажирские перевозки;
· создание условий для развития конкуренции на рынке железнодорожных транспортных услуг, обеспечивающих равный доступ к инфраструктуре и ремонтной базе железнодорожного транспорта различных владельцев подвижного состава;
· разработка программы реформирования системы управления железнодорожным транспортом.
Правительству многое удалось реализовать из поставленных задач. Сформирована Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте. За счет выделения из состава железных дорог подразделений рефрижераторного хозяйства создано единое государственное унитарное предприятие «Рефсервис». Правительство создает нормативную базу для расширения участия в перевозочном процессе собственников подвижного состава.
В соответствии с президентским Указом о совершенствовании структуры железнодорожного транспорта определен перечень ремонтных и обслуживающих предприятий и подразделений, непосредственно не связанных с перевозочным процессом, и подлежащих выведению из системы МПС с дальнейшей их приватизацией.
Значительно увеличилось число конкурсных торгов (тендеров) на закупки материально-технических ресурсов и проведение научных разработок в области железнодорожного транспорта. В течение года проводилась жесткая ценовая политика по отношению как к внешним поставщикам продукции для нужд железнодорожного транспорта, так и к предприятиям отрасли. В IV кв. 1997 г. на 30% снижены цены на ремонт подвижного состава.
Численность занятых в основной деятельности федерального железнодорожного транспорта за 1997 г. уменьшилась на 148 тысяч человек, или на 10%. Соответственно возросла на 5% производительность труда (впервые за годы реформ). Тем не менее, она продолжает оставаться на достаточно низком уровне и составляет в настоящее время около 40% от аналогичного показателя железных дорог США для сопоставимых расчетных условий. По оценкам же Всемирного Банка производительность труда российских железнодорожников еще до падения объемов перевозок была более чем в два раза ниже производительности американских.
В октябре 1997 г. под давлением правительства на 5% снижен общий уровень грузовых железнодорожных тарифов. Снижение тарифов на перевозки минерально-строительных материалов, каменного угля, лесоматериалов, сельскохозяйственной продукции, энергетических сжиженных газов, нефтяных грузов составило от 25 до 50%. Также снижены тарифы на перевозки в порожнем состоянии.
Вместе с тем продолжал действовать прежний механизм индексации общего уровня грузовых тарифов, в целом за год они повышались шесть раз. Годовой индекс грузовых железнодорожных тарифов, несмотря на все предпринятые меры по их снижению, составил 101,4%. Правда, следует отметить, что статистика учитывает лишь изменения общего уровня тарифов и не отражает отдельные скидки и льготы, снижений тарифов по отдельным родам грузов. По экспертным оценкам, проведенное летом 1997 г. дифференцированное снижение тарифов по отдельным родам перевозимых грузов равноценно снижению общего уровня тарифов на 4,7%.
С 1 апреля 1997 г. установлен новый порядок предоставления скидок с тарифов экспедиторам, исключающий дискриминацию в сфере транспортно-экспедиционной деятельности; с 1 июля 1997 г. введена в действие единая система скидок с тарифов в зависимости от прироста объемов отправления грузов и сроков предварительной оплаты за перевозки.
Разработаны и введены в действие с 1 января 1998 г. тарифы за пользование производственной инфраструктурой федерального железнодорожного транспорта, обеспечивающей перевозочный процесс. Впервые сформулировано само понятие «производственная инфраструктура». Теперь собственник подвижного состава четко знает, сколько стоит пробег его локомотива или вагона по железным дорогам. Тем самым сделан первый шаг по созданию условий для равного доступа к пути независимых перевозчиков.
К концу 1997 г. улучшено положение с платежами в федеральный бюджет. В целом за год платежи в бюджетную систему России по основной деятельности железных дорог превысили 19 трлн руб., в том числе в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты — более 9 трлн.