Вопрос 5. Рыночное равновесие и государство
Реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы ни осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Нужно ли такое вмешательство рынку? И если да, то зачем, и в каких пределах?
Государственный контроль над ценами
Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен. Такие фиксированные цены могут быть двух типов:
1) когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены);
2) когда равновесная цена представляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или нижний уровень цены).
Последствия фиксации цен
Решая с той или иной степенью успешности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия:
· если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара;
· если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара.
И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.
Так, к установлению максимальной цены (потолка цены ¾ РA) государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена (Р0) столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т. п.
Рис.6.17. Установление фиксированной цены
Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит (QA - QB). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов, людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. В обоих случаях вину возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.
Черный рынок
Другое негативное последствие установления потолка цены ¾ черный рынок, который является спутником дефицита. Причины его существования понятны ¾ часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства ¾ от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу «время ¾ деньги», до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.
А дальше возникает неизбежная цепочка последствий. Допустим, что контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену РА, но тогда они ограничат объем производства уровнем QB, соответствующим кривой предложения S. Именно этот фиксированный объем продукции попадет в руки теневиков, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара. Соответственно на смену кривой предложения S придет новая вертикальная кривая предложения S1, которая отражает поведение посредников. А ее пересечение с кривой спроса задаст цену и количество, характеризующие равновесие на «черном» рынке. Хорошо видно, что итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при значительно большей цене, чем равновесная цена свободного рынка (Р2 > Р0). А ведь целью государственного вмешательства была именно завышенность равновесной цены. Черный рынок ¾ это верный признак провала государственной политики ограничения цен.