Революционно-демократическое направление в русском общественном движении
Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических позиций. Его лидерами были В.Г. Белинский и А.И. Герцен.
В.Г. Белинский
После изгнания из университета Белинский полностью отдался работе литературного критика. 30-е гг. в России характеризовались ростом влияния литературных журналов. Это объяснялось тем, что в обществе, жившем под гнетом цензуры, литература и литературная критика взяли на себя роль общественно-политической публицистики. Говоря о литературе, критика поднимала проблемы, волновавшие общество.
Главным противником, на которого обрушивался Белинский в своих статьях, были "теория официальной народности" и официозные литераторы: Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.
Журнал "Отечественные записки", в котором публиковались критические статьи Белинского, обрел такую популярность, что очереди за ним занимали у киосков с ночи, а студенты брали его с бою.
В 1837-1839 гг. Белинский пережил период "примирения с действительностью", приняв буквально формулу Гегеля "все действительное разумно" . Однако в 1840 г. он уже писал: "Проклинаю мое гнусное примирение с гнусной действительностью".
В 1847 г., незадолго до смерти, Белинский, находясь на лечении за границей, опубликовал открытое письмо к Н.В. Гоголю, в котором резко (но далеко не во всем справедливо) упрекал писателя за восхваление самодержавия и крепостничества в книге "Выбранные места из переписки с друзьями". В этом письме Белинский обрушился на порядки николаевской России, "страны, где люди торгуют людьми, ... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже полицейского порядка".
А.И. Герцен
С 1834 г. А.И. Герцен находился в ссылке в Перми, позднее в Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но в 1841 г. вновь был сослан - в Нижний Новгород. В краткий период между ссылками Герцен активно участвовал в противостоянии со славянофилами, сблизился с Белинским. Единственной формой участия в общественной жизни могла для него быть литература. В 40-х гг. Герцен опубликовал имевшие успех повести "Сорока-воровка", "Доктор Крупов", роман "Кто виноват?".
В 1847 г. Герцен уехал в эмиграцию. В Россию он уже никогда больше не вернулся. События 1848 г. во Франции потрясли Герцена. Кровавое подавление рабочего восстания в Париже заставило его усомниться в приемлемости европейского пути и отказаться от западничества. Герцен пришел к выводу о том, что путь России к социалистическому будущему должен основываться на "ячейке социализма" - крестьянской общине, сохранившей значительные черты коллективизма. Россия, по мнению Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение Герцена принято именовать "крестьянским социализмом".
В 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал "Вольную русскую типографию". В 1855 г. началось издание альманаха "Полярная звезда", в 1857 г. - журнала "Колокол".
Петрашевцы
В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера - М.В. Буташевича-Петрашевского. В кружок входили литераторы, чиновники, преподаватели гимназий, офицеры. Среди членов кружка были Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков.
Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Несмотря на значительную численность, общество петрашевцев оставалось именно кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось. Сам Петрашевский и его единомышленники исповедовали социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона, мечтали о ликвидации крепостного права и самодержавия, об утверждении республики. Более радикально настроены были некоторые члены общества во главе с Н.А. Спешневым, считавшие, что к социализму можно прийти только путем крестьянской революции.
Несмотря на то, что общество петрашевцев не предпринимало никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой. В 1849 г. 21 петрашевец был приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой лишь в последнюю минуту, когда осужденные уже стояли под виселицей.
На что следует обратить внимание при ответе:
Следует подчеркнуть, что развитие общественного движения и распространение новых идей происходило вопреки всем цензурным и идеологическим усилиям режима, доказывая тем самым их бесплодность и невозможность воспрепятствовать идейному развитию общества.
Говоря о западниках и славянофилах, следует иметь в виду актуальность этого спора в настоящее время.
Говоря о крестьянском социализме, необходимо отметить, что надежды на общину как "ячейку социализма" оказались несостоятельными, так как постепенно общинное равенство и коллективизм разрушались под влиянием товарно-денежных отношений, в которые неуклонно втягивалась русская деревня.
1 Крепостное право, по мнению славянофилов, также было введено Петром, установившим подушную подать.
2 Слова Гегеля "все действительное разумно" означали причинную обусловленность всякого явления.