В этот период консерватизм трансформировался в неоконсерватизм
ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Минск
ЗАО «Веды»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Минск
ЗАО «Веды»
УДК
ББК
П
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
Международного гуманитарно-экономического института
Автор-составитель:
Кандидат философских наук, профессор МГЭИ Черкасов И.А.
Рецензент:
Доктор философских наук, профессор Румянцева Т.Г.
Научный редактор:
доктор политических наук, академик МКА А.Н. Алпеев.
Основы идеологии Белорусского государства: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. И.А. Черкасов; Рецензент Т.Г.Румянцева; Науч.ред. А.Н.Алпеев. – Мн.: ЗАО «Веды», 2004, – 191 с.
ISBN
В учебно-методическом комплексе представлен примерный тематический план, учебная программа по курсу, раскрываются некоторые аспекты проблемы формирования идеологии белорусской государственности, дается основная и дополнительная литература для изучения курса, нормативно-правовые источники, примерная тематика рефератов, планы семинарских занятий, вопросы к зачету.
В учебно-методическом комплексе приводятся оригинальные научные статьи по проблемам, имеющим непосредственное отношение к проблеме формирования идеологии белорусской государственности доктора политических наук, академика МКА Алпеева А.Н., доктора философских наук, профессора Алпеевой Т.М., кандидата исторических наук, доцента Мазеца В.Г., кандидата философских наук, профессора МГЭИ Черкасова И.А.
УДК
ББК
ISBN
© Черкасов И.А. текст, составление, 2004.
© ЗАО «Веды», 2004.
ВВЕДЕНИЕ
Цель и задачи курса:
Данный курс является логическим продолжением курса политологии, способствует пониманию тесной зависимости политической деятельности государства, человека, партии, организации от системы взглядов, ценностей (идеологии), которыми они руководствуются.
Научный подход к определению государственной идеологии Республики Беларусь требует компетентных представлений людей о взаимозависимости политики и идеологии, известных идеологиях и идеологических течениях, идеологическом измерении основных тенденций социального и политического развития мирового сообщества в начале ХХI века, о диалектике общего и особенного в выборе идеологических приоритетов современного демократического государства.
Целью курса – формирование у студентов жизненно важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться силой государства, всеми его институтами. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач: усвоение теории, истории и методологии идеологических процессов; определение структуры политико-социальной среды центров принятия идеологических решений; определение путей повышения эффективности деятельности институтов государственной власти; определение средств реализации и оценки эффективности основных направлений идеологической политики в Республике Беларусь.
Изучение курса «Основы идеологии белорусского государства» – обязательное условие фундаментальной подготовки будущих специалистов, знаменующее процесс обновления системы идеологической работы в соответствии с требованиями нашего времени.
Учебная программа курса предусматривает 24 аудиторных часа, в том числе: 16 ч. – лекционных и 8 ч. – семинарских занятий.
Учебно-методический комплекс преследует цель оказать помощь студентам при изучении курса «Основы идеологии белорусского государства».
В нем представлена учебная программа курса, составленная на основе типовой учебной программы по курсу «Основы идеологии белорусского государства», разработанной Учебно-образовательным учреждением БГУ РИВШ и Академией управления при Президенте РБ и утвержденной МО РБ; раскрываются некоторые аспекты проблемы формирования идеологии белорусской государственности, дается основная и дополнительная литература для изучения курса, нормативно-правовые источники, примерная тематика рефератов, планы семинарских занятий, вопросы к зачету.
В учебно-методическом комплексе приводятся оригинальные научные статьи по проблемам, имеющим непосредственное отношение к проблеме формирования идеологии белорусской государственности доктора политических наук, академика МКА Алпеева А.Н., доктора философских наук, профессора Алпеевой Т.М., кандидата исторических наук, доцента Мазеца В.Г., кандидата философских наук, профессора МГЭИ Черкасова И.А.
Широко использована новейшая отечественная и зарубежная литература.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПОСОБИЯ
1. Алпеев А.Н. Гуманизм – основа национальной идеи // Гуманiтар.-экан. весн. – 2003. – № 1. – С. 3 – 9.
2. Алпеев А.Н. Политика и экономика – выбор приоритетов // Гуманiтар.-экан. весн. – 2003. – № 3. – С. 3 – 11.
3. Алпеева Т.М. Идеология и социальная мифология // Гуманiтар.-экан. весн. – 2003. – № 3. – С. 64 – 81.
4. Конфликтология / под ред. А.С.Кармина. Спб: изд-во «Лань». – 1999.
5. Мацкевич В.В. Белорусская демократия: вопреки очевидности. Мн., 1996.
6. Мельник В.А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции. Мн.: Тесей, 2002.
7. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие для политологических факультетов и гуманитарных вузов. – М.: Новая школа, 1996.
8. Политическая социология. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
9. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М.: Гардарики, 2001.
10. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М.: – Юристъ, 2001.
11. Политология: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А.Радугин. 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр. – 2001.
12. Политология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.П.Денисюк, Т.Г.Соловей, Л.В.Старовойтова и др. / Гуманитар.-экономич. негос. ин-т. Респ. Беларусь. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1997.
13. Черкасов И.А. Беларусь на перекрестке путей системной трансформации // Гуманiтар.-экан. весн. – 1998. – № 3. – С. 54 – 61.
14. Черкасов И.А. Геополитические аспекты системной трансформации Республики Беларусь // Гуманiтар.-экан. весн. – 2001. – № 2. – С. 6 – 11.
15. Черкасов И.А. Проблемы общественно-политического сознания в контексте политического развития Республики Беларусь // 8-я межвуз. науч.-теорет. конф.: Тезисы докл.: Минск, 18 апреля 2003 / Ред. совет: Алпеев А.Н. и др. – Мн.: ЗАО «Веды», 2003. С. 3 – 10.
16. Черкасов И.А. Фактор глобализации в контексте системной трансформации Республики Беларусь // Гуманiтар.-экан. весн. – 2000. – № 2. – С. 5 – 13.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Лекционного курса
№ п/п | Наименование лекционных тем | Кол-во часов |
1. | Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства | |
2. | Современные идеологические концепции и доктрины | |
3. | Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства | |
4. | Политическая культура и идеологические процессы | |
5. | Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства | |
6. | Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства | |
7. | Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства | |
8. | Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства | |
ИТОГО: | 16 часов |
Семинарских занятий
№ п/п | Тема семинара | Кол–во часов |
1. | Теория и методология идеологических процессов | |
2. | Динамика идеологических процессов | |
3. | Государственные институты и идеологические процессы | |
4. | Государственная политика в идеологической сфере | |
ИТОГО: | 8 часов |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ТЕМА I.
Предмет, теория и методология изучения
идеологии белорусского государства
Предыстория возникновения термина «идеология» и специфика его понимания в зависимости от социально-исторического контекста и в различных социально-философских школах и теориях (К.Маркс, Ф.Энгельс, К.Манхейм, М.Шелер, Ю.Хабермас и др.). Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей. Идеология как инструмент власти и политических действий. Современные воззрения на идеологию. Идеология – систематизирующий и интегративный феномен, имманентно присущий социуму. Функционирование идеологии в историческом, политическом, аксиологическом аспектах проявления общественного бытия.
Власть идеологии. Манипулятивная и социализирующая функции идеологии. Приемы и способы обработки массового и индивидуального сознания. Идеология и пропаганда. Идеология и язык. Идеология и образование.
Идеология государства – специфический тип идеологии. Составные элементы и уровни идеологии государства. Механизм влияния идеологии государства. Идейный плюрализм и государственная идеология. Идеология государства и другие социально-политические феномены.
Истоки идеологии белорусской государственности
Становление и развитие белорусской государственности. Общественный строй на белорусских землях в X–XII вв. Создание Великого княжества Литовского. Общественный строй на белорусских землях в период существования Речи Посполитой. Общественный строй на белорусских землях в период капитализма. Октябрьская революция 1917 г. и национально-государственное самоопределение Беларуси. Образование БССР. Советский период белорусской государственности.
Становление идеологии белорусского государства
Белорусская государственность на современном этапе. Провозглашение и становление суверенной Республики Беларусь. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь.
1994г. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (1996 г.). Договор о Союзе Беларуси и России (1997 г.). Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по вопросу о выработке и принятии Устава Союза Беларуси и России (1997 г.). Договор о создании Союзного государства (1999 г.). Геополитический аспект объединительного процесса России и Беларуси. Движущие силы объединительного процесса России и Беларуси. Основные направления российско-белорусской интеграции.
Структура идеологии белорусского государства и ее компоненты. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии государства. Белорусская экономическая модель – экономическая основа идеологии государства. Белорусская политическая модель – политическая основа идеологии государства. Белорусская идеологическая доктрина – национальная идея – мировоззренческая основа идеологии государства.
ТЕМА II.
Современные идеологические концепции и доктрины
Определение идеологии. Возникновение термина «идеология». Идеология как политико-социальное мировоззрение. Зарождение идеологии. Функции идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегративная и др. Основные свойства идеологии.
Основные типы идеологии. Либерализм. Определение либерализма. Основные принципы и цели либерализма. Неолиберализм.
Консерватизм. Определение консерватизма. Главные принципы и цели консерватизма. Неоконсерватизм.
Социал-демократизм. Определение социал-демократизма. Характерные черты и идеи социал-демократизма. Социал-демократизм и марксизм.
Коммунизм в теории и практике. Определение коммунизма. Основные положения коммунистической идеологии. Идеи коммунизма после Октябрьской революции.
Анархизм. Определение анархизма. Главные черты и идеи анархизма.
Технократизм. Идеи «революции инженеров». Теория «единого индустриального общества». Теория «технотронного, постиндустриального общества».
Другие политические идеологии. Этнополитические идеологии. Религиозно-политические идеологии. Экстремистские идеологии.
Политические идеологии в постсоветской Беларуси. Кристаллизация идеологических предпочтений.
Белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи. Общечеловеческие ценности, национально-государственное самосознание, патриотизм. Концепция государственной идеологической политики.
ТЕМА III.
Конституция Республики Беларусь –
правовая основа идеологии белорусского государства
Основы конституционного строя. Принципы народного суверенитета и народовластия. Взаимная ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации – высшая ценность и цель общества и государства.
Ответственность государства за развитие демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Деятельность политических партий и общественных объединений. Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями. Предоставление равных прав перед законом всем религиям и вероисповеданиям. Сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси.
Гарантии существования равноправных видов собственности. Равная защита и равные условия для развития всех форм собственности.
ТЕМА IV.
Политическая культура и идеологические процессы
Определение политической культуры. Функции политической культуры: познавательная, интегративная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная. Структура и типы политической культуры. Культура политического поведения. Культура функционирования политических институтов. Особенности политической культуры в современной Беларуси. Факторы, влияющие на формирование политической культуры.
Сущность и содержание современного идеологического процесса и его классификация. Основные закономерности, тенденции, особенности идеологического процесса в белорусском обществе в современных условиях. Роль, место идеологии в обществе, характер ее связи с государством. Специфика проявления современного духовно-идеологического процесса в массовом, групповом и индивидуальном сознании жителей Республики Беларусь. Возможности и основные пути воздействия на развитие идеологического процесса со стороны государственных органов управления. Обоснование необходимости создания идеологии государства как социального интегратора в условиях трансформации белорусского общества.
Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития. Информационная политика в Беларуси: сущность и механизмы реализации. Направления деятельности масс-медиа, содержание, конкретные формы, приемы и способы осуществления работы средств массовой информации.
Общественные функции СМИ. Информирование общества. Политическая социализация и мобилизация граждан. Агитация и пропаганда. Осуществление критики и контроля за деятельностью властей.
Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь. Средства массовой информации как институт политической системы белорусского общества. Политическое просвещение масс.
Взаимодействие печати со структурами власти. Телевидение как инструмент формирования информационного пространства современной Беларуси.
Профсоюзы как институт политической системы общества. Политико-правовые основы деятельности профсоюзов. Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период.
Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе. Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь. Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода.
Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе. Социальное партнерство как цивилизованная форма компромисса в сфере трудовых отношений на государственном уровне.
Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем. Избирательная система в современной Беларуси.
Взаимодействие общественных объединений и избирательных комиссий как фактор идеологического обеспечения избирательных кампаний. Политико-правовые основы взаимодействия общественных объединений и избирательных комиссий. Сущность и содержание деятельности общественных объединений и избирательных комиссий как субъектов избирательного процесса и общественно-политической жизни.
Направления и формы взаимодействия общественных объединений и Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Содействие общественным объединениям в реализации их избирательных прав в период избирательных кампаний. Методическая помощь политическим партиям и другим общественным объединениям в разработке положений их уставов, касающихся функций избирательных объединений.
Практика и тенденции взаимодействия общественных объединений и избирательных комиссий на региональном уровне. Взаимодействие на этапе выдвижения и регистрации кандидатов, сбора и представления на проверку подписей избирателей, назначения доверенных лиц, предвыборной агитации.
Участие средств массовой информации в избирательных процессах. Законодательное регулирование информационных процессов в рамках избирательных кампаний. Категории средств массовой информации, участвующих в освещении выборных кампаний, опубликовании программ кандидатов. Условия доступа кандидатов на масс-медиа. Порядок взаимодействия руководителей редакций с избирательными комиссиями.
Средства массовой информации как инструмент манипуляции общественным мнением, Манипулятивные технологии. Механизм возникновения информационных войн. Политическая реклама.
Масс-медиа в процессе информационного обеспечения избирательных кампаний. Особенности использования кандидатами информационных ресурсов средств массовой информации.
ТЕМА V.
Президент Республики Беларусь
и формирование идеологии белорусского государства
Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь – глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Президент Республики Беларусь – гарант формирования и реализации идеологической политики государства. Идеологическая политика в системе полномочий Президента Республики Беларусь. Правовые и организационные аспекты идеологической политики Президента Республики Беларусь.
Основные направления и механизм реализации идеологической политики Президентом Республики Беларусь. Формы и методы осуществления идеологической политики Президентом Республики Беларусь: экономические, правовые, моральные.
Политико-правовые основы организации деятельности Парламента – Национального собрания Республики Беларусь. Место и роль Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в формировании белорусского правосознания, его идеологических и социально-психологических компонентов.
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь как субъект осуществления идеологической политики государства.
Специфика деятельности Парламента – Национального собрания Республики Беларусь как субъекта формирования идеологической политики.
Правовые и организационные аспекты идеологической политики Парламента – Национального собрания Республики Беларусь. Основные направления и механизм реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь. Правовые формы и методы осуществления идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
Политико-правовые основы организации деятельности Правительства Республики Беларусь. Место и роль Правительства в контексте задач формирования идеологической политики. Правовые, организационные основы и основные направления идеологической политики Правительства – Совета Министров Республики Беларусь. Правовые формы и методы осуществления идеологической политики Правительством.
Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Правительства.
Местное управление и самоуправление в политической системе Республики Беларусь. Политическое управление как целостный институционно-функциональный базис местного самоуправления. Местное самоуправление как субъект системы политического управления.
Место и роль института местного народовластия в политической системе. Демократизация местного самоуправления как основное направление дальнейшего развития белорусской государственности.
Социально-политические условия развития местного самоуправления в Беларуси к началу XXI века. Идеологическое обеспечение разрешения проблем местного самоуправления в современном белорусском обществе.
Специфика и эволюция взаимоотношений государства, самоуправления и гражданского общества. Политико-правовые особенности развития самоуправленческих начал в современной Беларуси.
ТЕМА VI.
Белорусская экономическая модель –
компонент идеологии белорусского государства
Концептуальные основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества. Понятие экономической политики. Цели и средства экономической политики. Механизмы реализации экономической политики. Особенности функционирования политики и идеологии в экономической системе переходного периода.
Влияние политико-идеологических отношений на реформирование экономики Республики Беларусь. Особенности проведения экономических реформ в Беларуси. Отражение цели и средств экономических реформ в политико-идеологических отношениях. Пути оптимизации политико-организационного и идеологического воздействия на проведение экономических реформ.
ТЕМА VII.
Белорусская политическая система
в контексте идеологии белорусского государства
Система ценностей, формирующих базу гражданского согласия в обществе и демократической политической культуры. Потребности, интересы, ценности и их регулятивный потенциал в структурах социально-группового сознания. Система норм и ценностей, регулирующих экономическое поведение различных социальных групп. Система норм и ценностей, регулирующих политическое поведение различных социальных групп общества.
Нормы демократического политического участия граждан в общественных процессах Республики Беларусь. Общественное мнение как социальный регулятор политических процессов. Общественные объединения Республики Беларусь. Политические партии Беларуси в структуре представительства интересов. Гражданско-политические права и утверждение их в массовом сознании белорусского общества.
Условия эффективного функционирования системы институтов государственной власти в Республике Беларусь. Формирование и реализация важнейших направлений государственной политики в Республике Беларусь.
ТЕМА VIII.
Мировоззренческая основа идеологии
белорусского государства
Содержание и структура мировоззренческого компонента идеологии белорусского государства.
Общечеловеческое как духовный феномен. Общечеловеческое как ценность. Общечеловеческие ценности как мировоззренческие идеалы, нравственные установки. Общечеловеческое и национальное. Специфика традиций белорусской культуры и белорусская национальная идея: культурологические основания и философское осмысление.
Права человека как общечеловеческая ценность. Основные типы прав человека (гражданские, политические, социально-экономические, коллективные, новые права).
Духовный потенциал христианских традиций и ценностей. Культурно-формирующая роль христианства. Православная духовность: основания и специфика. Роль духовных традиций и ценностей славянства в становлении белорусской государственности.
Национально-государственное самосознание – важный компонент духовной жизни белорусского народа. Особенности структуры национально-государственного самосознания. Осознание национальной принадлежности и культурной самоидентификации белорусов. Приверженность национальным ценностям. Осознание социально-экономической и государственной общности. Общность национальных интересов и особенности менталитета белорусов. Политические условия и тенденции развития национально-государственного самосознания в контексте глобальных процессов. Влияние социально-экономической политики на формирование национально-государственного самосознания. Политические факторы формирования национально-государственного самосознания.
Сущность и понятие патриотизма. Исторические типы патриотизма. Место патриотизма в системе общественного сознания. Патриотизм и национализм. Сущность и структура патриотического сознания. Политико-идеологические и духовно-нравственные основания патриотизма. Патриотическое поведение: единство и многообразие.
Комплексный подход к патриотическому воспитанию. Сущность комплексного подхода к формированию патриотического сознания. Организационно-управленческие принципы комплексного подхода к патриотическому воспитанию.
Конституция Республики Беларусь о социальном государстве. Социальная политика как общественная теория и практика. Сущность, содержание и цели социальной политики. Предмет, объект и субъекты социальной политики. Роль государства в социальной политике. Особенности белорусского государства как субъекта социальной политики.
Стратегия и приоритеты социальной политики в Республике Беларусь на современном этапе. Государственная политика в сфере образования. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения. Перспективные пути реформирования социальной защиты населения. Современная культурная политика в Республике Беларусь. Государственная политика и стратегия реформирования физической культуры, спорта. Реформирование и развитие индустрии современного туризма. Стратегия государственной жилищной политики.
Религия и ее институты в Республике Беларусь. Конфессиональная структура Республики Беларусь: особенности и тенденции. Состояние, организация, динамика религии и ее институтов в современном белорусском обществе.
Состояние и особенности религиозности населения Республики Беларусь. Уровень и динамика религиозности населения Республики Беларусь.
Характер и особенности государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь. Свобода совести как принцип взаимоотношений конфессий и государства. Динамика и тенденции государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.
Развитие государственно-правового регулирования свободы совести в Республике Беларусь. Законодательство Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях. Концептуальные основы государственно-конфессиональной политики в Республике Беларусь. Механизм реализации государственной политики в отношении религиозных организаций.
Молодежь как социальная группа, ее специфика. Политическая социализация молодежи и концептуальные основы молодежной политики. Государственная молодежная политика как важнейшее направление идеологической деятельности государства.
Формирование государственной молодежной политики: опыт и проблемы. Основные принципы государственной молодежной политики. Механизм реализации государственной политики в молодежной среде. Необходимость активизации молодежной политики. Самореализация молодого поколения – необходимое условие политической и экономической модернизации Республики Беларусь. Пути активизации общественно-политического потенциала молодежи. Процесс демократизации общественной жизни молодежи. Особенности политической деятельности молодежи в условиях плюрализма мнений.
Политико-идеологические основы социальной защиты молодежи в условиях реформ.
Внешняя политика как важная часть идеологии белорусского государства. Проблема соотношения внутренней и внешней политики. Цели внешней политики. Обеспечение надежной безопасности Беларуси. Сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе.
Приоритеты внешней политики Республики Беларусь. Участие в решении европейских и международных проблем. Содействие развитию национальной экономики. Обеспечение прав человека и основных свобод. Обеспечение международной поддержки в преодолении последствий чернобыльской катастрофы. Информирование международной общественности о сути происходящих в стране процессов, внутренней и внешней политики белорусского государства.
Национальные интересы Беларуси. Геополитические. Экономические. Военно-политические. Региональные.
Содержание и принципы информационно-идеологического обеспечения внешней политики. Многовекторность. Прагматизм. Защита национальных интересов.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ
БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Гуманизм – основа национальной идеи
(Алпеев А.Н.)
Не только из учения марксизма, но и из жизни известна великая сила идей в развитии общества. Они могут как содействовать, так и препятствовать его совершенствованию, могут как тормозить, замедлять темпы движения, так и ускорять. Особенно велика роль таких идей, которые способны увлечь за собой широкие народные слои, сплотить их и направить действия на реализацию общей цели.
Поэтому проблема духовной основы общества, его идейного единства никогда не утрачивала своей актуальности. Но в переходные периоды развития общества она приобретает первостепенную значимость, ибо требует идейного обоснования избираемого страной политического и социально-экономического пути. Хочу высказать некоторые суждения по проблеме разработки государственной идеи и идеологии.
Начну с вопроса о том, что такое идеология.
Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики. (См.: Идеология. Новейший философский словарь. Минск, 1999, с.256). Как следует из данного определения, сущность идеологии и ее назначение состоит в поддержании и защите существующего порядка или, наоборот, в противодействии ему. В этом плане государственная идеология – это прежде всего политическая идеология, защищающая и обосновывающая действия политической власти.
С момента возникновения государства идеология стала необходимым элементом его функционирования. Хотя сам термин «идеология» появился гораздо позже. Его автором был деятель позднего французского просвещения Дестют де Траси, который понятие «идеология» употребил для обозначения науки о законах правильного мышления. Но вскоре оно стало использоваться в ином смысле, а именно, как специальная область деятельности государства, включающая разработку теоретических обоснований государственной политики и выработку технологических методов и способов воздействия на сознание людей. В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. И такое положение не вызывает удивления. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Оно не мыслимо без идеологического обеспечения. Политическая власть нуждается в обосновании и защите существующего политического режима проводимого им курса. То есть основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.
В этом сущность и назначение государственной идеологии. Хотя в любом социально стратифицированном обществе есть и оппозиционная идеология, которая явно или скрыто, легально или нелегально реализует противоположные функции. Но разумеется, что приоритетную роль играет официальная или государственная идеология.
Таким образом, первое требование, которое предъявляется к идеологии, состоит в том, что она должна представить теоретически оформленную концепцию, указывающую преимущество, достоинство осуществляемого политического курса и перспективные возможности политической власти в реализации надежд и ожиданий населения страны. Не могу согласиться с мнением о том, что «поднять экономику проще, чем наладить систему идеологической работы, выстроить ее и получить от нее эффект». Ведь функционирование общества осуществляется на основе экономики. Чем успешнее она развивается, чем значительнее ее достижения, тем больше возможностей она представляет людям в реализации их способностей, стремлений, желаний, тем больше расширяется пространство удовлетворения потребностей в социальной, политической, духовной сферах жизни общества. Чем экономически богаче страна, тем большую роль она играет в международных отношениях. Ведь это прописные истины. К такому роду истин относится и тот факт, что нет дела более сложного, чем эффективная организация деятельности общества как целостной системы, а она обеспечивается в конечном итоге экономикой. Как показывает исторический опыт, в странах, в которых отлажен экономический механизм, где его функционирование в общем не дает сбоев, государственная идеология незримо, «не ощущаемо» присутствует. Нет необходимости никому доказывать, что государство проводит правильную политику. Люди на собственном жизненном опыте ощущают эту «правильность» через достойную заработную плату и пенсионное обеспечение, через предоставленные государством гарантии и т.д. Кстати, государственная идеология США, сформированная в идеях – концепциях «общества всеобщего благоденствия», «общества равных возможностей», базируется на экономической основе. И, наоборот, в периоды кризисов, экономической нестабильности (конечно, и политической) роль идеологии неизмеримо возрастает. Кстати, прежде всего экономическими причинами объяснялось то, что в Советском Союзе столь большое внимание уделялось проблемам идеологии. Если бы в нашей сегодняшней стране экономика развивалась успешно и эффективно, нам не было бы необходимости обсуждать вопросы идеологии и думать над проблемой государственной идеи. И тогда интеллектуальные усилия страны мы бы сосредоточили на проблемах духовного развития. Но имеем то, что имеем. «Поднять экономику», особенно из руин – дело чрезвычайно сложное, но не совершив этого, не поможет выжить никакая, даже самая тщательно разработанная идеологическая доктрина. Она лишь на некоторое время может стабилизировать состояние общества, но рано или поздно вал экономических проблем прорвет эту плотину. Явным примером этого был Советский Союз.