Тема 6. Государство, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права
Лекция – 2 ч.
Семинарское занятие – 2 ч.
Практическое занятие – 2 ч.
План
1. Российская Федерация как субъект гражданского права.
2. Особенности гражданской правосубъектности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. Порядок участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.
4. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Литература:
[8-10, 12, 52, 117, 141, 154, 171, 172, 220, 236, 245, 262]
Контрольные вопросы:
1. Каким образом Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут принимать участие в гражданском обороте?
2. Какими нормативными актами регулируется деятельность государства, государственных и муниципальных образования как субъектов гражданских прав?
3. Какие особенности положения государства как собственника?
4. Приведите примеры сделок с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
5. Каким образом происходит участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в гражданском обороте?
Тема 7. Объекты гражданских правоотношений.
Лекция – 4 ч.
Семинарское занятие – 2 ч.
Практическое занятие – 2 ч.
План
1. Понятие и виды объектов гражданских прав.
2. Имущество как основной объект имущественного (гражданского) оборота. Понятие имущественного права.
3. Вещи как объекты гражданских прав. Гражданско-правовая классификация вещей.
4. Понятие и виды недвижимых вещей. Особенности правового режима недвижимости.
5. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских прав.
6. Действия (работы и услуги), их гражданско-правовая характеристика.
7. Результаты творческой деятельности и личные неимущественные блага как нематериальные объекты гражданских прав.
8. Осуществление и защита личных неимущественных прав лицами, осужденными к лишению свободы.
Задачи для практического занятия
Задача 1.
В связи с расторжением брака между супругами Корниловыми возник спор о разделе совместно нажитого имущества. Андрей Корнилов настаивал на том, чтобы все имущество, состоящее из гарнитура мебели, столового и чайного сервизов, художественной библиотеки и другого имущества, было поделено поровну с учетом их стоимости. Елена Корнилова возражала против такого раздела, указывая, что а результате произойдет обесценение вещей, и предложила Корнилову взять мебельный гарнитур, а ей передать чайный и столовый сервизы. Что касается книг, то она согласна их поделить по собраниям сочинений авторов. При этом она просила лишь из Полного собрания сочинений А.С. Пушкина передать ей последний том, в котором опубликована его переписка.
Какую классификацию вещей необходимо учитывать при решении возникшего спора, и как должно быть распределено указанное имущество, если дело поступит в суд?
Задача 2.
Борисов заключил с АО «Электрон» договор на оказание услуг, согласно которому АО обязалось взять телевизор Борисова на абонементное обслуживание, производить необходимый текущий ремонт телевизора в сроки, установленные Правилами бытового обслуживания населения. Через некоторое время после заключения договора вышел из строя кинескоп. Борисов обратился к АО с требованием произвести ремонт телевизора с заменой кинескопа. На это обращение АО не реагировало: на письменные заявления Борисова не отвечало, а на телефонные звонки работники АО отвечали что-то неопределенное и в грубой форме.
Борисов обратился в суд с иском о защите своих прав потребителя. Он просил суд обязать АО отремонтировать телевизор, возместить ему материальный ущерб и моральный вред. Представитель АО в суде пояснил, что задержка с ремонтом телевизора произошла из-за болезни мастера, нарушение сроков ремонта телевизоров — обычное дело, граждане к этому привыкли, морального вреда это никому не наносит.
Будет ли удовлетворен иск Борисова?
Задача 3.
При отчуждении предприятия между продавцом и покупателем возникли разногласия по определению состава имущества, которое должно быть передано покупателю. Продавец настаивал на том, чтобы в его распоряжении осталась полученная и еще не реализованная продукция, а также на том, чтобы за ним остались неимущественные права: право на фирменное наименование, право на товарный знак.
Покупатель, в свою очередь, требовал исключения из состава передаваемого предприятия его долгов, полагая, что он приобретает только наличное имущество с его активами.
Кто прав в этом споре?
Задача 4.
Гражданин Белоусов пришел в Сбербанк, чтобы положить на год свои сбережения. Ознакомившись с правилами, он убедился, что наибольший процент он получит при покупке предъявительских сертификатов Сберегательного банка. Желая получить наибольшие проценты, Белоусов приобрел сертификаты стоимостью 1000 руб. - всего на 10 000 руб.
Когда подошел срок погашения сертификатов, Белоусов обнаружил, что они у него пропали. Он обратился в Сбербанк с заявлением об их возобновлении. В Сбербанке было выяснено, что данные сертификаты уже погашены неизвестным лицом. Белоусов потребовал выплатить ему все суммы, ссылаясь на то, что работники Сбербанка должны его знать, как частого посетителя, и без его доверенности не должны были оплачивать предъявленные сертификаты.
Какое решение должно быть принято по этим вопросам?
Задача 5.
Общество с ограниченной ответственностью обратилось с иском в суд о взыскании с Гаврилова убытка. Гаврилов в данное время работает на другом предприятии и использует в работе методы и технологию, которые общество с ограниченной ответственностью считает своей коммерческой тайной. Гаврилов, возражая против требований общества, заявил, что его никогда не предупреждали о сохранении в тайне соответствующих приемов и методов работы. Более того, сама администрация общества время от времени демонстрирует свои достижения перед отдельными делегациями, посещающими предприятие.
Подлежит ли иск общества удовлетворению?
Литература:
[8-10, 12, 30, 39, 52, 61, 176, 208, 262]
Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся объекты прав и объекты правоотношений.
2. Как социальное благо становится объектом субъективного гражданского права?
3. Как соотносятся понятия «вещь» и «имущество»?
4. Определите понятие «имущественный комплекс». Какие виды имущественных комплексов Вам известны?
5. Какие виды сложных вещей Вы знаете? Чем сложная вещь отличается от совокупности главной вещи и ее принадлежности?
6. Дайте понятие плодов, продукции и доходов. Какова их гражданско-правовая судьба?
7. Как различить работы и услуги в их качестве объектов гражданских прав?
8. Назовите основной отличительный признак имущественного права.
9. Как Вы понимаете выражение «движение имущественных прав в гражданском обороте»?
10. В чем заключается признак неотчуждаемости нематериальных благ?
11. Какие признаки делают документ ценной бумагой?
Тема 8. Сделки.
Лекция – 4 ч.
Семинарское занятие – 2 ч.
Практическое занятие – 2 ч.
План
1. Понятие, признаки и значение сделки.
2. Виды сделок и основания их классификации.
3. Условия действительности сделок.
4. Форма сделок. Последствия несоблюдение формы.
5. Понятие и значение недействительности сделки. Недействительность части сделки.
6. Правовые последствия недействительности сделки и порядок их применения. Сроки исковой давности по недействительным сделкам.
7. Основания недействительности ничтожной сделки. Виды ничтожных сделок.
8. Оспоримые сделки: основания недействительности и порядок их применения.