Составьте 5 предложений, в которых следующая пропозиция (диктум) получала различные модусы: Варвара пропускает занятия по английскому языку
№ 100.
Составьте 3 предложения, в которых один и тот же диктум получал бы различные модальные воплощения, и предложите соседу (соседке) сформулировать этот диктум или пропозициональное содержание.
№ 101.
Распределите следующие предложения по трём колонкам в соответствии с типом модальности (алетическая, эпистемическая, деонтическая):
Ему жизненно необходимо поступить в институт, иначе он пойдёт в армию; Или он бросает курить, или через несколько месяцев ему обеспечена больничная койка; Достоверно известно, что в этой квартире проживают 5 человек; Возможно, ему недостаёт внутренней культуры, но, на мой взгляд, это перспективный молодой человек; По окончании курса обучения студент должен владеть комплексом знаний и умений; Купание запрещено!; Я не верю в это, это невозможно; Скажите, а сколько времён есть в системе английского глагола?
Сами подберите по 2 примера на каждый вид модальности.
№ 102.
Какое значение для актуального членения предложений Петров написал новую книгу; Написал новую книгу Петров; Новую книгу написал Петров имеет порядок слов (Грехова 2003)?
№ 103.
Распределите глаголы на группы — одновалентные, двухвалентные и трехвалентные: бегать, брать, вести, гибнуть, дрожать, искать, кричать, ловить, мыть, мыться, носить, отдыхать, писать, стучать, толкать, учить, франтить, хватать, хохотать; tomber, sortir, dire, parler, annoncer(франц.); to see, to fall, to know, to bring, to ask.
№ 104.
Определите тема-рематическую структуру следующих предложений-высказываний:
Я очень счастлив за неё.
Они думают, что мне заняться нечем!
Окажутся ли эти девушки на олимпийском пьедестале?
Экзамен по французскому будет завтра.
Проход закрыт. Обход через улицу Урицкого.
Я живу в этом доме уже двадцать лет, а такого не видела.
Вчера же было холодно, вот я и взяла с собой куртку.
C'est avec un grand plaisir que je prépare activement mon voyage !
I am delighted that you are interested in the project and look forward to receiving a draft of the manuscript.
I suspect that when you write to him you may have to choose between English and Danish!
№ 105.
Какие максимы Грайса нарушены в следующих диалогах (из: Норман 2006):
"Насчёт этих лекций...Анна Афанасьевна просила передать...
Директор махнул рукой.
- Толку-то от этих лекций! Приезжайте, поговорите. Вот картину какую-нибудь интересную привезут, я позвоню - приезжайте.
- Зачем? - не понял Солодовников.
- Ну, лекцию-то читать.
- А при чём тут картина?
- А как людей собрать? Перед картиной и прочтёте. Иначе же их не соберёшь..." (В.Шукшин. "Шире шаг, маэстро!").
"Сапоги у меня были яловые, - откликнулся Замараев, - деверем пошиты.
- Как это - деревом? - не понял Ероха.
- Дикий ты парень. Русского языка не понимаешь" (С.Довлатов. "Зона").
"- Если ты мне врешь и это всё ментовские штучки, я тебя...
- О Господи, ну не начинай ты снова. Делай со мной что хочешь, только не бросай в терновый куст.
- Что?
- Ничего. У тебя дети есть?
- Нет.
- Оно и видно" (Т.Полякова. "Тонкая штучка").
№ 106.
Посмотрите следующий видеофрагмент. С чем связан юмористический эффект в данном диалоге? Какую роль здесь играет пресуппозиция?
№ 107.
Просмотрите следующий видеофрагмент без звука. Какие дейктические слова говорящие употребляют совместно с жестами? Имели бы дейктические слова значение, если бы употреблялись без жестового сопровождения?
№ 108.
приведённые ниже примеры пиктографического письма. Первый рисунок - письмо юкагирской девушки. Второй рисунок рассказывает о неком судебном разбирательстве.
Расскажите подробнее о содержании каждого из писем. Сравните Вашу версию с версией одногруппников. А теперь прочитайте ниже какое содержание на самом деле имели данные рисунки.
Образцы условно-символических пиктограмм: а - пиктографическое письмо юкагирской девушки: девушка (1) живет в своем доме, но ее мысли витают над домом другого человека (2), хотя у него жена и двое детей (3) и хотя вокруг дома девушки бродит юноша (4), мысли которого над ее домом; б - пиктографическая запись (племя Нсибиди, Нигерия) судебного разбирательства: под деревом (1) внутри круга представители сторон (2) и вождь (3) со свитой (4), над кругом сторонники выигравших дело (5); двое обнимаются (7); ниже сторонники проигравших дело (6); один протестует (9); в связи с сложностью дела посылали за свидетелями в соседние деревни (10); перекрещивающиеся линии (11) указывают, что дело шло о нарушении брака ('Народы Африки'. М., 1954).