Политическая наука и идеология
Политическая наука и политическая идеология, несомненно, соотносимые явления и понятия. Между ними прослеживают единство, различия и многостороннее взаимодействие.
Единство между политической наукой и идеологией состоит в том, что наука и идеология связаны с интересами. Как уже отмечалось, идеи без интереса бесплодны, абстрактны. Но и политическая Наука будет чужда жизни, если в ее тайниках найдется места личному интересу исследователя. Кроме того, идеология может в той или иной мере быть научной, а значит, она в такой же мере может совпадать с политической наукой. Поэтому бывает трудно провести грань между политической наукой и идеологией. Эта грань смещается то в сторону науки, то в сторону идеологии, иногда наличествует подмена одного другим.
Политическая наука как самостоятельная отрасль гуманитарного знания имеет идеологическое измерение. Любой исследователь подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий. Подход исследователя к уяснению и Трактовке любого сколько-нибудь значительного политического Явления в значительной степени определяется его идеологическими установкам и ориентациями. Тут вопрос состоит только в масштабе этой тенденциозности.
Сказанное подтверждается и тем фактом, что большинство западных политологов по своим подходам, установкам, симпатиям и антипатиям характеризуются как либералы, консерваторы, социал-демократы, марксисты и др. В основе такой классификации, несомненно, лежит момент идеологической оценки. Поэтому речь должна идти не о деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществовании, терпимости друг к другу и открытости в отношениях.
Вместе с тем наука и идеология далеко не одно и то же. Политическая наука может выполнять идеологическую функцию, для нее главное — поиск истины, открытие объективных закономерностей. Если конкретные факты не соответствуют положением науки, то последняя пересматривается, изменяется. Идеология чаще всего ориентируется только на те факты, которые ее подтверждают, и игнорирует факты, которые ей противоречат. Она ее пристрастна, чем наука, нередко бывает лживой и апологетичной. Поэтому идеология — весьма удобное средство воздействия на умы людей.
Развитие политического сознания и политической
Идеологии в России
Истоки политических идей следует искать в процессе становления и развития Киевской Руси — первого древнерусского государства, возникшего в результате объединения славянских племен. Идейным стержнем русской государственности стало христианство, а точнее, одна из его ветвей — православие. Основные каноны православия: не убий, не укради, не блуди и другие, предопределили основные черты характера народа: его духовность, трудолюбие, коллективность, терпимость, миролюбие, державность. Согласно православным представлениям люди на Земле лишь готовятся к вечной жизни на том свете. Соблюдая христианские заповеди, они служат Богу, который все видит и знает. Наместником Бога на Земле является царь-государь. Поэтому начавшийся добровольно процесс распространения и внедрения православных религиозных идей в народные массы затем активно поддерживался власть имущими. Отсюда патернализм политической власти и толерантность народа по отношению к ней.
Однако сказанное выше вовсе не означает, что такой путь развития для России был абсолютно однозначным. Следует отметить, что еще на ранних стадиях развития русской государственности появились политические идеи и реалии демократического толка. Ярким примером был Новгород — вечевая феодальная республика (XII —XV вв.). Вече — собрание свободного мужского населения города решало все наиболее важные вопросы жизни Новгородской земли. Решения принимались большинством голосов. Хотя и здесь определенное влияние оказывали религиозные политические идеи. Руководитель новгородской церкви принимал участие в государственной деятельности, имел свой суд, собственную бюрократию и воинские формирования.
Одной из особенностей процесса развития российской политической идеологии являлся ее интернациональный характер. Огромная территория, многонациональный состав народов требовали от государственной власти бережного отношения к социально-экономическим укладам и нравственно-религиозным устоям различных наций и народностей. Разумеется, в истории Российского государства взаимоотношения власти и отдельных народов не всегда были патерналистскими. Политическое сознание и идеология испытывали на себе и воздействие таких факторов, как насильственное присоединение, подавление восстаний, депортация.
Важными вехами на пути формирования политических идеи в России стали: отмена крепостного права, судебная и земская реформы, которые дали новый импульс развитию самобытной российской демократии. Самобытность заключалась в сочетании светских и православных идей, возвышении коллективного, общественного над личным, индивидуальным, в смешении монархических и республиканских идей, народности и державности. Глубокий исторический след оставили конституционные проекты декабристов, учитывавшие труды А. Н. Радищева и М. М. Сперанского, американских и европейских исследователей демократии, революционно-демократические идеи А. И. Герцена, В. Г. Белинского. В это же время зародились идеи правового ограничения монархии, построения правового государства, которые в дальнейшем развивались, в рамках российского конституционализма. Важный вклад в развитие правовой и политической идеологии XIX —XX вв. внесли русские правоведы либерального направления Б. Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, В. Гессен и др.
Накануне революции 1905 года в России существовало многоцветье политических течений. Оппозицию самодержавию составляли либеральные демократы и революционеры (социал-демократы,эсеры, анархисты). Первая русская революция выявила весь своеобразный смешанный тип политического сознания, в котором стихийный радикализм вполне совмещался с монархизмом. Рабочий класс в значительной мере избавился от этой двойственности в ходе революции, крестьянская же масса должна была пройти более длительный путь. Февральская, Октябрьская революции привели в конечном итоге к становлению моноидеологии — коммунистической.
Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благоприятную почву православия, коллективности и державности. По существу ее постулаты были сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-политической и сугубо светской форме. С приходом к власти большевиков религия была заменена идеологией марксизма-ленинизма, бог — социалистическим государством, рай — светлым будущим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длительное время и с массовым эффектом. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеологической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историческом отрезке времени,
Сегодня Россия переживает мировоззренческий кризис, который по своим корням и последствиям, может быть, является более сложным и трудноразрешимым, чем социально-экономические и политические неурядицы. На нынешнем этапе общественного развития, с нашей точки зрения, предпочтительнее отдать дань идеологическому плюрализму. Нельзя исключать возникновение новых, реанимации в откорректированном виде "старых" идей и течений. Все чаще и аргументированнее звучит тезис о русской национальной идее, которая могла бы сплотить державнообразующую нацию и все остальные нации и народности, проживающие на территории государства.
Пророческими считаются слова выдающегося русского мыслителя И. Ильина: "Будущее скрыто от человеческого взора. Мы не знаем, как сложится государственная власть в России после большевиков. Но знаем, что если она будет антинациональной и противогосударственной, угодливой по отношению к иностранцам, расчленяющей страну и патриотически безыдейной, то революция не прекратится, а вступит в фазу новой гибели; и тогда все предполагаемое нами будет отсрочено. Но придет час, когда русская национальная власть вступит ради спасения России на указываемые нами пути"'.
Нет сомнения в том, что Россия обретет идеологическую уверенность на путях реализации общегуманистических и демократических идеалов, сочетающихся с российским патриотизмом, державностью и народностью, борьбы за подлинные и непосредственно действующие права и свободы человека, формирования правового гражданского общества.