Проблемы соотношения теории права и философии права
Проблемы соотношения теории права и философии права.
По вопросу о соотношении теории права и философии права нет единого мнения.
1. Одни говорят о том, что философия права – часть теории государства и права.
2. Другие настаивают на том, что философия права отлична от теории государства и права, от истории политических и правовых учений.
Франк – выделял два типа философско-правовых построений. Один – в духе политических учений. Здесь философия права построена как взгляды ученых мыслителей. Другой – это произведения, где общественный идеал философии обосновывается.
По мнению Гегеля, философией права должна заниматься философия. С ним соглашается Шершеневич, говоря, что только сапожник знает, как сделать так, чтобы сапоги были в пору.
Керимов, говорил, что философия права должна заниматься изучением идеального права, сущностью права, природой права.
Можно сделать вывод о том, что философия права ориентирована на ценностный подход, на изучение идеального права, а теория государства и права занимается изучением реальности .
Следует заметить, что теория государства и права и философия права органически сочетаются друг с другом взаимно дополняют друг друга, но не взаимозаменяют.
Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права.
Философия же права занимается познанием, объяснением сути правовой материи, изучением правового бытия.
Ершов предлагает рассматривать философию права как науку о познавательных, ценностных и социальных основах права.
По мнению Алексеева философия права призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и назначения, обосновать право под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в ней системы ценностей.
Единство или дуализм предмета ТГиП.
2 точки зрения:
1.Бабаев: гос-во и право следует изучать в рамках разных юридических наук: выделят теорию права и теорию гос-ва.
2.Нерсесянц, Матузов, Малько государство и право следует изучать в рамках единой юридической науки ТГиП.
Нерсесянц: несмотря на то, что юридическая наука изучает 2 объекта она изучает и может изучать лишь 1 предмет. Объектом юр. науки является гос-во и право, а предметом – их основные сущностные свойства. Понятие гос-ва и понятие права принципиально едины и совместимы. Признание юр. науки как единой науки о праве и государстве предполагент преодоление дуализма ее объектов.
Матузов, Малько гос-во и право не может изучаться обособленно, т.к. они тесно взаимосвязаны:
1. так, гос-во и право возникают вследсвии одинаковых причин
2. гос-во осуществляет управление обществом в тот числе с помощью права
3. гос-во связано правом
4. право же, регулируя общественные отношения наделены силой государственного принуждения
5. право закрепляет основы государственного строя , форму правления, права и свободы человека
6. право определяет статус гос. органов
Проблемы соотношения теории права и философии права.
По вопросу о соотношении теории права и философии права нет единого мнения.
1. Одни говорят о том, что философия права – часть теории государства и права.
2. Другие настаивают на том, что философия права отлична от теории государства и права, от истории политических и правовых учений.
Франк – выделял два типа философско-правовых построений. Один – в духе политических учений. Здесь философия права построена как взгляды ученых мыслителей. Другой – это произведения, где общественный идеал философии обосновывается.
По мнению Гегеля, философией права должна заниматься философия. С ним соглашается Шершеневич, говоря, что только сапожник знает, как сделать так, чтобы сапоги были в пору.
Керимов, говорил, что философия права должна заниматься изучением идеального права, сущностью права, природой права.
Можно сделать вывод о том, что философия права ориентирована на ценностный подход, на изучение идеального права, а теория государства и права занимается изучением реальности .
Следует заметить, что теория государства и права и философия права органически сочетаются друг с другом взаимно дополняют друг друга, но не взаимозаменяют.
Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права.
Философия же права занимается познанием, объяснением сути правовой материи, изучением правового бытия.
Ершов предлагает рассматривать философию права как науку о познавательных, ценностных и социальных основах права.
По мнению Алексеева философия права призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и назначения, обосновать право под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в ней системы ценностей.
5 в. Проблемы соотношения закономерного и случайного в гос. правовых явлениях.
Поляков-доминанты, тенденции; Честков- парадигмы.
Предметом ТгиП являются закономерности и случайности возникновения, функционирования, развитии ГиП, а также некоторые общественные явления. (Венгеров).
Изучение закономерностей необходимо. Каждая наука должна представлять об0ву систематизированные знания о явлениях и процессах, о причинно-следственных связях, а также свои соображения по вопросам возможного использования добытых знаний в прикладных целях.
Правда, всегда существовал вопрос о том, реально ли существуют эти закономерности или же они являются порождением разуме или полит. процессов. На этот вопрос следует ответить следующим образом: закономерности действительно существуют и каждая наука стремится их отыскать, а затем найти им практическое применение.
Познанные закономерности ТгиП находят свое отражение в понятиях, категориях, юридических конструкциях. В рамках ТгиП происходит обсуждение того или иного понятия, определения его содержания, его практическое значение, варианты дальнейшего использования в законодательных актах, судебной практике. Это касается таких понятий, как правовое гос-во, гражданское об-во, презумпция невиновности.
Необходимость изучения случайности была признана под влиянием синергетики (науки о самоорганизующихся, случайностных процессах). ТгиП должна изучать не только объективное (закономерное), но и случайное (субъективное).
В советском праве утверждали, что законы общественного развития познаны. Этим исключалось изучение случайного, оно не признавалось научной ценностью. Это не удивительно, т.к. случайное могло бы нести иное знание, которое не соответствовало господствующей идеологии.
С другой стороны, ряд негуманных, противоестественных действий советского руководства (законы об ускоренной процедуре рассмотрения дел в отношении «троцкистов», «врагов народа», репрессии, фактическая ликвидация адвокатуры в 30-е г.) могли бы рассматриваться как случайное, ошибочное. Это следовало оценить как произвольное, субъективное, несоответствующее общечеловеческим принципам и нормам. Тогда бы деятельность Сталина подверглась резкому осуждению. Но к сожалению, такие моменты расценивались как нормальное, закономерное явление, необходимое для строительства социализма. Закономерность насилия, произвола, подавление индивидуальности предопределили судьбы советского гос-ва.
Этим объясняется необходимость выделения в гос-правовых явлениях и закономерностей, и случайностей.
Пример с Наполеоном: он проиграл сражение из-за насморка (это случайность или закономерность?).
Поцелуев Е.Л.: мы должны изучать не столько случайное, сколько нетипичное.+ догмы права, принципы.
Противники изучения случайностей аргументируют свою позицию тем, что предметом ТгиП являются закономерности - - случайное, нетипичное не является предметом ТгиП, в лучшем случае находится на переферии.
Ветютнев - Случайность отлична от закономерности:
непредсказуемый характер (которая не м.б. спрогнозирована заранее)
нечто необычное, нетипичное, уникальное
Случайность- непредвиденное, нетипичное стечение обстоятельств, происходящее с малой степенью вероятности и не вытекающее из сущности права.