Крестьянская классовая партия
Наряду с идеей организации кр[естьянского] союза, который обычно мыслится как массовая организация, охватывающая все социальные про-
слойки крестьянства, мы встречаем также и организационные попытки создания своей, крестьянской классовой партии. Как и по КС впереди здесь идет городская антисоветская «крестьянская» интеллигенция и быв. члены старых антисоветских партий. Надо отметить, что чрезвычайную активность в этом направлении проявляет крестьянская учащаяся молодежь, которая дает наибольшее количество возникающих крестьянских политических организаций. Почти все организации и группы, выдвигающие необходимость существования самостоятельной крестьянской партии, исходят из того, что крестьянство является самостоятельным классом, составляющим большинство населения Советского Союза, что крестьянство угнетено и подпадает под влияние других, чуждых ему политических партий только потому, что не имело и не имеет до сих пор своей самостоятельной классовой партии. Основной политической установкой является: буржуазно-демократический строй, буржуазно-капиталистические начала экономики, идея частной собственности на землю и враждебность к социализму. Эти характерные черты несомненно доказывают, что в лице таких групп мы имеем попытки организации доподлинной кулацкой буржуазной партии. Некоторым стимулом, толкающим антисоветский элемент на организацию крестьянской партии, является переживаемый ныне кризис и идейное банкротство старых политических партий.
Для характеристики этого движения приведем некоторые наиболее серьезные примеры.
«Крестьянская Россия». Трудовая крестьянская партия
«Крестьянская Россия», существующая за границей, но имеющая также связи в СССР, является наиболее серьезной попыткой организовать широкую массовую кулацкую партию.
История возникновения
История возникновения этой партии такова. В конце 1920 г. в Москве собралась маленькая группа вышедших из ПСР лиц и начала между собой сговор о создании новой политической крестьянской организации. В этой группе участвовали некоторые из работников общественного комитета помощи голодающим. В течение нескольких месяцев были выработаны основные положения группы, с которыми, проверяя их жизненность и отыскивая с ними созвучных, начались разъезды членов по России. К середине 1921 г. члены московской группы сумели объездить несколько губерний, получить одобрение основных положений и заложить кое-где основание для будущих организаций «Крестьянской России».
Основные положения «КР»
Выработанные первоначально московской группой и опубликованные впоследствии за границей основные положения исходили из того, что «идущая на смену большевистского хаоса новая Россия будет иметь фундаментом своим крестьянство» и что «трудовые слои его в тесном единении с демократической интеллигенцией явятся, главным образом, строителем дальнейших судеб России». Исходя из этого и рассматривая крестьянство как самостоятельный общественный класс, группа выдвигала следующие программные правила:
«1) Решительное отрицание существующей большевистской власти и признание полной невозможности какого-либо соглашения с ней.
2) Демократическая республика с устойчивой исполнительной влас
тью, с децентрализацией государственного аппарата и обеспечивающая
широкую самодеятельность населения.
3) Государственное единство России с широкой автономией ее частей,
доводимой в известных случаях до государственно-федеративных связей.
Разрешение мирным путем вопросов, выдвинутых борьбой национальных
интересов на территории государства Российского.
4) Энергичное содействие восстановлению буржуазно-экономических
отношений в промышленности, торговле, кредите и других областях хо
зяйства.
5) Широкое содействие кооперации, в особенности сельскохозяйствен
ной, поскольку содействие не нарушает самодеятельности населения и не
создает искусственных приманок для его кооперирования.
6) Оставление в пользовании трудового крестьянства земель сельско
хозяйственного значения, исключая земли широкого общественного зна
чения и земли, которые не могут быть обрабатываемы в данное время
силами хозяйства. Отказ при установлении форм земледелия и земле
пользования от единого шаблона на всем пространстве России; признание
взамен этого необходимости районирования России и разрешения аграр
ного вопроса применительно к местным исторически сложившимся фор
мам землепользования и организационно-производственным типам хозяй
ства.
7) В области рабочего законодательства — система мероприятий по ох
ране интересов наемного труда в формах, не противоречащих обществен
ным интересам.
8) Народное просвещение, общее и профессиональное, как одна из
самых насущных задач государственной власти, местных самоуправлений
и частной инициативы».
Впоследствии под общим уклоном «Крестьянской России» вправо эти программные положения подверглись некоторым изменениям, в частности, пункт 6-й по земельному вопросу. Оставляя первоначально вопрос о формах землепользования открытым, впоследствии «Крест[ьянская] Росс[ия]» стала ярой защитницей прав частной собственности на земле.
Основание заграничного центра
В том же 1921 г. перед московской группой встал вопрос о литературной разработке и пропаганде своих взглядов за границей среди русской эмиграции. Для поездки за границу был намечен С.С. Маслов (крупный кооператор, быв. эсер и член Северного правительства в 1918 г.). Пробравшись нелегально за границу, Маслов в эмиграции выступил с докладами по основным положениям группы, привлек на свою сторону некоторых общественных деятелей эмиграции, в частности, быв. члена ЦК ПСР А.А. Аргунова. Под редакцией Маслова, Аргунова и А.Л. Бема в конце 1922 г. начали выходить сборники «Крестьянская Россия». С конца 1923 г. в разных странах начали складываться заграничные группы «Крестьянской России». Впоследствии сборники «Крестьянская Россия» прекратили свое существование и вместо них издавался центральным бюро «КР» журнал «Вестник Крестьянской России», предназначенный для распространения также в России.
К концу 1927 г. за границей существовало 12 местных групп, объединяемых Центральным Бюро. Группы же в СССР в 1925 г., вместе с общей ликвидацией остатков ПСР, были разгромлены. В конце 1927 г. ЦБ решило созвать съезд заграничных групп «Крестьянской России». Съезд за-
седал в Праге 25—29 декабря и в нем приняло участие 18 человек с решающим голосом. Съезд утвердил основные положения идеологии, программу, тактику и устав «Крестьянской России» и переименовал организацию в «Трудовую крестьянскую партию», сохранив, однако, и старое название «Крестьянская Россия». На съезде был избран центральный комитет, в который вошли: Аргунов, Маслов, Н.Б.Малолетенков, А.Л. Бем, И.Колесов и Н.А.Антипов. В совет партии были избраны: Г.И.Царик, В.В.Седаков, П.А.Богданов, В.В.Португалов и А.А.Рышкин.
Программа «Крестьянской России»
В программу, принятую съездом, хотя и вошли основные положения, выдвинутые первоначально московской группой, но в общем программа свидетельствует об уклоне «Крестьянской России» вправо, главным образом, по вопросам народного хозяйства и землепользования. В последнем вопросе программа, выдвигая частную собственность на землю, характеризует «Крестьянскую Россию» как настоящую буржуазно-кулацкую партию. В своеобразном разрезе программа рассматривает вопросы религии. Выдвигая отделение церкви от государства и свободу совести, она все же обязывает государство отказывать помощь церкви в ее религиозно-нравственной деятельности. Для ознакомления и изучения мы программу «Крестьянской России» даем отдельным приложением к настоящему письму.
Правый уклон, проявленный съездом «Кр[естьянской] Рос[сии]», вызвал уже недовольство и ропот «социалистических» элементов, примыкавших ранее к заграничным организациям и в связи с этим за границей начались разногласия. Недовольными правым уклоном остались также некоторые сторонники партии в СССР.
Работа в СССР
С начала 1926 г. ЦБ прилагает все усилия к тому, чтобы наладить регулярную связь со своими единомышленниками в СССР и возможно шире резвернуть работу. До сих пор в кругах ЦБ как основные города, где ведется работа, фигурируют Москва, Ленинград, Воронеж, Харьков, Киев, Ростов н/Д, Баку, а также Сибирь и Дальний Восток.
При построении своей нелегальной работы в СССР ЦК прибегает к посылке сюда своих эмиссаров, которые, обосновываясь в определенных районах, связываются с известными ЦК единомышленниками, подбирают и вербуют своих сторонников и оформляют группы «Кр[естьянской] Рос[сии]». Необходимо отметить, что после съезда в эмигрантских кругах, сочувствующих «Кр[естьянской] Рос[сии]», наблюдается подъем и в ЦК поступает ряд заявлений о направлении для работы в СССР. Кроме того, ЦК проводит работу среди репатриантов и возвращенцев, вербуя, по примеру ПСР, среди них своих людей.
Для развертывания работы в СССР, переотправки литературы и людей ЦК уже в начале своей деятельности должен был прибегнуть к содействию иностранных правительств и разведывательных учреждений, компенсируя их содействие передачей последним соответствующей политической информации. Кроме использования дипломатической почты иностранных представительств для связи со своими группами в СССР и снабжения их литературой ЦК принимает ряд мер для налаживания самостоятельных связей через границу. Особой активностью в деле налаживания самостоятельных связей отличаются дальневосточная группа «Крестьянской] Рос[сии]» в Харбине и представители ЦК, находящиеся в Эстонии.
Главная переотправка эмиссаров происходит через Польшу, где «Крестьянской] Рос[сией]» вместе с другими организациями создана транспорт-но-техническая организация под названием «ОПУС», которая обслуживает всех своих участников.
При построении своих организаций в СССР ЦК главную ставку ставит на городскую мелкобуржуазную интеллигенцию, которая должна создать основные ячейки — опорные пункты в городах, а затем постепенно спускаться в деревню. Это, конечно, не означает, что ЦК не использует всех возможностей, чтобы создать свои крестьянские ячейки, и в некоторых местах это уже делается. Основной контингент лиц, которых обычно привлекают к работе, это быв. эсеры, энесы, кооператоры, агрономы, быв. земские деятели, учителя и проч[ая], связанная с деревней интеллигенция. Недавно в ЦК обсуждался вопрос о том, что делать в СССР: создавать ли организации коалиционного типа, отодвигающие на второй план работу чисто партийную? Или же, не отказываясь от совместной работы с другими политическими организациями, попутно с этим строить ячейки своей крестьянской партии? Вторая точка зрения разделяется большинством заграничных лидеров партии.
Тактика
Съездом «Кр[естьянской] Рос[сии]» были выработаны тактические положения, которые мы целиком перепечатываем в приложении к настоящему письму. Здесь заостряем внимание наших органов на некоторых пунктах тактических положений. В пункте 3 ячейкам «КР» предлагается использовать имеющееся среди крестьянства тяготение к организации беспартийных крестьянских союзов. Пункты 9 и 14 говорят о том, что в борьбе с Советской властью «Кр[естьянская] Рос[сия]» будет применять все формы революционной борьбы. В том числе и вооруженное восстание и террор. Не имея пока сил на организацию террора, «КР» заявляет, что она не осуждает уже осуществляемые акты террора против представителей власти и другие местные выступления, видя в них неизбежный отпор населения и крайнее средство его самозащиты. Это решение делает членов «КР» особо опасными в деревенских условиях. Бросая такие лозунги, «КР» не нуждается в мощной боевой организации, а любой из ее членов может разжечь существующие в кулачестве террористические устремления по отношению к советскому активу.
В своей тактике «КР» отвергает экономический террор и диверсионную работу. Однако с этих позиций «КР» пытаются сбить некоторые ее сторонники. Они дают ЦК советы вместо дорогостоящего и малоценного индивидуального террора разжигать в крестьянской массе и вести в широких размерах настоящую партизанскую борьбу и широкое вредительство, они убеждают ЦК в том, что среди активных элементов эмиграции все больше сторонников плана диверсионной войны: «Пожар, гайка, которую вывинчивают на железной дороге или незаметно кладут в новую машину, уничтожение систематическое всего того, что изнуряет противника, должно составлять основу такой диверсионной войны». По мнению одного из сторонников такой тактики, «крестьянская партия в наши дни обязана к весне уже (тепло — тогда под каждым кустом база борьбы) выработать план войны. Осуществлять его дешево, легко, доступно и нужны небольшие силы, но строго — спецы по своей линии. Нужно строго разделять от гайки и т.д. и нужно дать не стихию, а продуманность ударов. Такой план войны надо пропагандировать и в России, и в эмиграции. Весной может уйти много людей на дело: исполнитель, добрый молодец,
в лаптях, с коробкой спичек или с простым ключом от телеги. Его никакая провокация не сломит».
Если такой тактике будут следовать отдельные члены «Крестьянской] Рос[сии]», работа и пребывание их в СССР становятся для нас чрезвычайно вредными и потому разработка «Кр[естьянской] Рос[сии]» заслуживает сугубо серьезного внимания со стороны наших органов.
Блок с другими организациями
♦ Кр[естьянская] Рос[сия]» за границей является сторонницей широкого демократического фронта против СССР. Для осуществления этого фронта она вступает в общение и в переговоры с рядом организаций.
Почти с самого начала своего зарождения за границей она вместе с группой Милюкова Партии народной свободы образовала Республикан-ско-демократический союз. Сотрудничество в этом союзе с Милюковым продолжается и до сих пор, хотя наметившиеся в начале разногласия программного и тактического характера продолжаются. В последнее время эти разногласия сводятся к следующему: по национальному вопросу Милюков за самоопределение наций вплоть до отделения, «КР» против так далеко идущих путей, разрушающих единство России; Милюков отрицательно относится к некоторым демократическим, но не республиканским, организациям, «КР» же считает их начинания объективно полезными для борьбы с Советской властью; Милюков против террора, «КР» — за использование террора в качестве одной из форм борьбы и, наконец, Милюков отдает свои симпатии оппозиции ВКП(б), «КР» такого выбора не дает и таких симпатий не питает. После съезда «КР» с превращением ее в крестьянскую партию [она] остается до сих пор в составе РДС, то это происходит благодаря тому, что она заинтересована в получении предоставляемой Милюковым субсидии. Самый факт образования Крестьянской Трудовой партии Милюков встретил враждебно.
Отношение к ПСР (главным образом к правой группе Керенского) благожелательное и идет по пути совместного сотрудничества. Маслов получаемые из России информационные материалы печатал в демократической газете Керенского «Дни». Кроме этого группа Керенского приглашалась в состав «ОПУС»а для использования технического сотрудничества последнего по отправке людей и литературы ПСР в Россию. От более близкого сотрудничества с ПСР «КР» удерживает левое течение эсеров, подчеркивающее свои социалистические тенденции.
Отношение к «Борьбе за Россию» определено постановлением съезда, которое гласит, что «КР» признает теорию объединения политических сил по единственному признаку борьбы с большевиками ошибочной, а потому считает невозможным вхождение членов партии КР в состав групп «Б[орьбы] за Р[оссию]». Однако это решение съезда не мешает техническому сотрудничеству ЦК с «Б[орьбой] за Р[оссию]» для совместной отправки литературы и людей в СССР и получению от этой организации денежных средств. Некоторые же из сторонников КР в СССР считают допустимым сотрудничество последних с группами «Б[орьбы] за Р[оссию]».
ЦК «КР» ведутся также переговоры с представителями торгово-промышленных кругов о техническом сотрудничестве и материальной помощи. Если к этому добавить связь и совместную работу дальневосточной группы с монархическими организациями «Народоправство» и «Братство русской правды», то станет совершенно очевидно, что в лице «Крестьянской России» мы имеем организацию, создающую широкий антисоветский фронт от монархистов до эсеров включительно.
Союз народоправцев
Оживлением антисоветской активности в деревне интересуются не только социалистические и демократические организации эмиграции, но из этого некоторую пользу хотят извлечь также и монархические группы. В стремлении захватить под свое руководство деревню монархическими кругами за границей в 1926 г. был создан Всероссийский крестьянский союз, руководимый неким Акацатовым. Не сделав ничего существенного, союз сошел со сцены.
В текущем году на сцену появляется новая организация — Союз народоправцев. В лице Союза народоправцев монархисты при ближайшем участии Бурцева и прикрываясь именем некоего Владиславцева пытаются вновь найти точки соприкосновения с антисоветскими кругами русской деревни.
Основные программные положения Союза народоправцев сводятся к следующему: 1) вне народоправства для России, находящейся под большевистским игом, нет спасения; 2) при полном безразличии и апатии, в какой сейчас находится русский народ, работа по реорганизации государственного строя в России на народоправческих основаниях может быть осуществлена только путем диктатуры и при воздействии извне; 3) в отличие от других диктатур народоправческая диктатура стремится к самоограничению и к соответственной передаче своих исключительных прав в руки народа; 4) в своей работе народоправческая диктатура будет опираться в первую очередь на интеллигенцию, вышедшую из народа; 5) с точки зрения хозяйственных интересов трудового населения Россия должна быть единой и неделимой; 6) вопрос, быть ли в России царю или республике, как вопрос простой хозяйственной целесообразности, отодвигается на будущее, когда, после утверждения народоправческой диктатуры, сам народ захочет передать верховные права монарху; 7) гражданские свободы подлежат существенному ограничению и 8) забота о наилучшем устройстве крестьянского хозяйства и вообще о земле является важнейшей, после государственного устройства, задачей народоправческой диктатуры. Широкой известности, даже в эмиграции, Союз народоправцев пока еще не приобрел, но отмечаются случаи совместной работы народоправческих групп с группами «Крестьянской России».
Организация крестьянской партии в России
Наряду с работой в СССР групп КР мы наблюдаем среди антисоветской городской интеллигенции, связанной с деревней, тоже систематические попытки организации самостоятельной крестьянской классовой партии.
Крестьянская партия и эсеровская учащаяся молодежь
Первая более или менее осмысленная попытка поставить теоретически вопрос об организации самостоятельной, не социалистической крестьянской партии имела место на страницах эсеровского студенческого журнала «Стремление» в 1924 г. Журнал «Стремление», руководимый группой эсеровской молодежи, поставил своей задачей объединение всего демократического студенчества, не примиряющегося с диктатурой пролетариата. В открытой на страницах журнала дискуссии по вопросу, какими путями должна идти молодежь, студент Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева Иогансен (псевдоним Демин) выдвигал идею создания новой, не социалистической крестьянской партии. Его мотивировка такова: «Советская власть совершенно чужда деревне; последняя являет-
ся для нее лишь субстратом, который она и старается использовать возможно полнее. Отсюда, как неизбежное следствие, вытекает проводимая РКП политика систематического ограбления деревни и порабощения ее городом». На вопрос, кто же может уловить желание деревни и кто способен наиболее полно выразить ее интересы? — Иогансен отвечает, что «этого не может сделать ни одна из существующих в настоящее время партий», так как, если в силу тех или иных изменений у власти станет другая партия, она будет производить тоже свои эксперименты над крестьянином.
Отвечая на вопрос, чего же хочет в настоящее время русский крестьянин, Иогансен эти желания крестьянина формулирует следующим образом: «Сейчас он (крестьянин) настолько угнетен и разорен, что может думать только о самых близких вещах. Он не хочет социализации земли и возвращения той помещичьей земли, которой ему удалось завладеть; он жаждет возможности неограниченно увеличивать и развивать свое хозяйство, не боясь, что все результаты улучшения будут у него отобраны под видом разнообразных налогов; он хочет посылать в волостное правление своих, пользующихся доверием, людей».
Заявляя, что, как только крестьянин осуществит эти свои первые потребности, у него появится масса новых запросов и что ни одна из существующих партий не сможет ответить на эти запросы и удовлетворить желания большинства народа, Иогансен единственный выход видит в организации «совершенно самостоятельной крестьянской партии, не «опирающейся» на крестьян и не смотрящей на них как на сферу своего влияния и воздействия, считающей их желания своими желаниями и не отделяющей себя от массы, — словом, подобной британской рабочей партии». По его мнению, эта партия по своему существу и тактике будет даже ближе стоять к так наз[ываемым] буржуазным, чем социалистическим партиям.
Задаваясь вопросом, какими путями можно прийти к созданию крестьянской партии, Иогансен видит один выход: «подготовка организации масс, из среды которых может выйти эта будущая партия. Кто же может вести такую организацию? Очевидно, что этим должны заняться все демократические элементы и, в частности, демократическая молодежь и студенчество». Эти теоретические рассуждения из-за ликвидации группы практического осуществления не получили, но они очень ценны тем, что характеризуют те настроения, которые существовали среди учащейся молодежи в начале активизации антисоветских элементов в деревне и уже тогда довольно хорошо подхватывали основные настроения кулацкой верхушки.
Украинская мужицкая партия
Если в группе «Стремление» вопрос о крестьянской партии ставили лишь теоретически, то и теоретической постановкой и практическим осуществлением организации крестьянской партии занялась группа украинских кооператоров и общественных работников в Харькове.
Мысль об организации на Украине мужицкой партии возникла среди некоторых старых и антисоветски настроенных кооператоров еще в 1922 г. Тогда была в Харькове организована беспартийными кооператорами так наз[ываемая] Кооперативная рада, в состав которой входило около 30 беспартийных кооператоров. Рада, являясь центром для беспартийных кооператоров, ведала почти всеми организационными и др[угими] вопросами кооперативной жизни. В Раде существовали две основные груп-
пы: группа старых кооператоров с дореволюционным стажем и молодые, объединившиеся в так наз[ываемую] слобожанскую группу.
В 1925 г., когда пало значение Рады и ее влияние на кооперативные дела ослабло, «слобожанская группа» на своих собраниях перешла к обсуждению вообще вопросов политического и экономического значения. В то же время был поднят и обсуждался вопрос о создании крестьянской политической партии. По мнению инициаторов, крестьянство на Украине является главной движущей силой, а потому ему и должна принадлежать государственная власть. Завоевание власти возможно только через нелегальную, чисто крестьянскую политическую партию. Группой были намечены основные положения программы мужицкой партии, которая сводится к следующему: своей основной задачей УМП ставит восстановление и закрепление суверенного Украинского государства как государства мужиков. Вопрос о формах государственного строя партия оставляет открытым, так как считает это вопросом тактики. Но так как сама УМП является партией демократической, то это принцип должен быть положен в основу будущего государственного строя.
В области экономической политика партии должна быть основана на принципах частной инициативы при полном контроле и регулировании со стороны государства, отмены монополии внешней торговли и частной инициативы в области торговли внутренней. Тот же принцип частной собственности и без всяких ограничений должен быть положен в основу возрождения национальной промышленности. В своей земельной политике УМП твердо стоит на праве мелкой земельной собственности, однако, считая, что верховным хозяином земли является государство, устанавливающее максимальные размеры земельной собственности. Провозглашая принцип частной собственности на землю, партия заявляет, что она свою работу в этой области будет проводить под лозунгом «ни одного незаможного». Способами обогащения крестьянства УМП считает интенсификацию и индустриализацию сельского хозяйства в свободную кооперацию. В своей рабочей политике УМП считает необходимым установление законодательным путем: 8-час[ового] рабочего дня как максимума; минимума заработной платы; охраны труда, материнства и младенчества и т.п.
В вопросе о взаимоотношениях крестьян и рабочих программа считает, что поскольку в украинских условиях экономической действительности нет настоящего пролетариата, что там рабочие в большом количестве не утратили черт, присущих мелкой буржуазии, УМП тем самым является и партией мелкобуржуазной части рабочих. Что же касается зародышей настоящего пролетариата, то УМП считает, во-первых, претензии этой части общества на диктатуру в мужицкой стране политическим и экономическим абсурдом и, во-вторых, исходя из интересов крестьянства, всю свою экономическую политику в этой области будет планировать так, чтобы украинский рабочий класс и в дальнейшем оставался мелкобуржуазным.
Здесь перед нами зачатки самой доподлинной кулацко-буржуазной партии, решительно отметающей всякие социалистические тенденции и в нелепых формах, по земельному вопросу, частично возрождающей эсеровщину. Выставляя импонирующие массам лозунги «Ни одного незаможника» и политику по рабочему классу, УМП надеется взять на повод бедняцкие слои деревни и часть городских рабочих. В лице УМП ГПУ СССР ликвидировало организационно и политически вполне готовый аппарат для возглавления антисоветского движения на селе.
Украинское крестьянское объединение
Если программа УМП, выработанная связанными с селом антисоветскими кооператорами, является документом, точно формулирующим политические устремления кулацкой верхушки деревни и антисоветской крестьянской интеллигенции, то совершенно иного характера взгляды мы видим в другом документе, авторами которого является учащаяся молодежь ВУЗов. История этого документа такова: во время разработки и ликвидации группы учащейся молодежи в ВУЗах на Кубани и Украине, составляющей так наз[ываемую] «Украинскую революционно-демократическую партию освобождения Кубани», было обнаружено, что некоторая часть участников не довольствовалась такими узкими рамками организации, а намеревалась, учитывая растущую антисоветскую активность кулачества, использовать ее для создания самостоятельной крестьянской партии. У одного из участников организации была найдена выработанная платформа, которая, если и не является политически настолько законченным документом, как программа УМП, то в части практических мер по организации антисоветских групп и вообще антисоветской работы в деревне платформа является наиболее конкретной из всех до сих пор попавших в наши руки документов.
Как и УМП, Украинское Крестьянское Объединение считает себя организацией политической, определенно отмежевывающейся от всяких социалистических тенденций и считающей себя основным ядром по созданию национальной крестьянской партии. Мотивы для создания такой организации, по мнению участников, следующие: Октябрьская революция, наряду с такими большими достижениями, как экспроприация буржуазии и помещиков, создала и ряд отрицательных явлений. Во-первых, несмотря на то, что основным классом по экономическому признаку и своему политическому Значению является крестьянство, оно фактически отодвинуто от участия в деле руководства государством, благодаря чему государственная] политика расходится с интересами этого класса и социалистическое строительство, проводимое у нас через индустриализацию страны, ложится тяжелым бременем на плечи крестьянства; во-вторых, установленный диктатурой компартии политический централизм создал и экономический централизм, тяжело переживаемый отдельными союзными республиками, превращающий их, в частности Украину, в колонии российской центральной власти; в-третьих, крестьянство больше, чем другие слои лишилось возможности пользоваться даже теми незначительными демократическими правами, которые добыты длительной борьбой во время самодержавия. Наконец, в-четвертых, сама целевая установка компартии, в перспективе на будущее, становится неясной и невыразительной не только для крестьян, но даже и для рабочих масс. Идея коммунистического общества для крестьян стала сейчас совершенно непонятной и ставка на мировую революцию нереальна и вредна, так как темная крестьянская масса не хочет больше быть удобрением ни для каких, даже самых лучших, идеалов, а хочет жить в хороших материальных и богатых духовных условиях уже сейчас.
Исходя из указанных мотивов и признавая крестьянство за тот отдельный класс, который «дал для революции больше всех, [а] взял меньше всех, который при соответствующих условиях может стать на борьбу для уничтожения многих недостатков в государственной политике», Украинское Крестьянское Объединение ставит своей целью:
«1) через организацию сознательных крестьян-трудовиков и крестьянской интеллигенции выявлять и повседневно защищать широкие потребности крестьянской массы, используя для этого всевозможные средства;
2) через ту же самую организацию выявлять и оформлять идеологи
ческую физиономию крестьянского класса в научно-прогрессивном духе;
3) подготовлять почву к организации национально-крестьянской пар
тии, которая была бы не только официальным выразителем крестьян
ской мысли, а которая физически бы могла удалить указанные выше
недостатки и которая в то же время сумела бы повести за собой широ
кую крестьянскую массу к лучшему будущему, к лучшему крестьянско
му порядку;
4) объединение должно бороться всегда и при всяких политических
условиях за принципы широкой демократии».
Обосновывая таким образом свое существование и установив цели своей деятельности, УКО тут же намечает практические пути организации своих ячеек. По мнению платформы:
«1) руководящая ячейка должна находиться в наиболее культурном городе с той целью, чтобы быть ближе к научным учреждениям и политическому центру и, наконец, для лучшего руководства ячейками на периферии.
2) состав городских ячеек должен быть из числа той крестьянской ин
теллигенции, которая имеет органическую связь с селом, а так как такой
является крестьянское студенчество, то при каждой высшей школе долж
на быть организована ячейка УКО.
3) организация и связь с крестьянскими объединениями на первых
порах ложится на студенчество, выезжающее из города на село во время
академических перерывов. Состав крестьянских ячеек может быть из
трудящихся крестьян и сельской интеллигенции (учителей, агрономов и
ДР-)-
4) Руководящей ячейкой крестьянского объединения является первич
ная ячейка до того времени, пока не будет проведен первый организаци
онный съезд».
Рассматривая дальше тактику и методы работы украинского крестьянского объединения, авторы для современного периода делят их на две части — легальные и нелегальные. К легальным формам работы принадлежат все конкретные задачи по научному оформлению крестьянской идеологии, по выявлению их потребностей в тех трудах, которые можно напечатать, или в докладах, которые можно зачитывать на открытых собраниях, заседаниях и т.д. К этой форме работы принадлежит и организованное проведение разных избирательных кампаний, демонстраций и т.д. Точно так же к легальной работе относятся различные индивидуальные критические обсуждения современных политических событий и хозяйственного положения, которые могут быть высказаны или перед крестьянскими массами, или перед представителями власти, партии или на соответствующих собраниях.
К нелегальной форме работы относится сама организация ячеек крестьянского объединения, техническое инструкторское руководство работой отдельных ячеек и их связи между собой, а также собрания и заседания членов объединения; наконец, к этой форме работы можно отнести создание своего печатного или писанного органа, который сыграл бы руководящую и воспитательную роль.
Практическая платформа УКО дает готовую канву для развертывания нелегальной и легальной работы в деревне и городе.
Революционный союз трудовой крестьянской молодежи Не настолько законченным, но отличающимся тоже своим практическим подходом к работе студенчества в деревне является организация под названием «Революционный союз трудовой крестьянской молодежи».
Союз возник по инициативе бывших и действительных членов ВЛКСМ, объединил вокруг себя комсомольцев и беспартийных студентов ленинградских и московских ВУЗов и имел некоторые связи в Брянской и Рязанской губерниях. У него была также налажена связь с эсерами-максималистами и антисоветски настроенной профессурой. Союз пока не имел своей определенной политической платформы и для выработки таковой усиленно собирал соответствующие материалы. Однако отсутствие программы не мешало членам союза вести практическую антисоветскую работу как среди студенчества, так и в деревне. Для членов союза, отъезжающих на каникулы в деревню, была выработана анкета, по которой собирались сведения о политических настроениях крестьянства. Анкета включала следующие вопросы:
а) какую форму землепользования предпочитает крестьянин в отноше
нии собственности;
б) тяжесть налоговых повинностей прежде и теперь;
в) верит ли крестьянин в возможность улучшения народного хозяйст
ва при существующем положении вещей;
г) какой государственный и политический строй желателен крестья
нину;
д) каждый крестьянин должен указать известные случаи репрессий
соввласти (массовые аресты, штрафы и пр.).
Отъезжающим в деревню членам союза кроме заданий заполнить анкеты давались также указания о практической работе. Каждый член союза должен был в деревне: выявить наиболее сознательных передовых крестьян, занести в список с точным адресом; вести беседы о крестьянской партии и положении крестьян за границей; разъяснять сущность диктатуры пролетариата и Крестьянского Интернационала, разъяснять внутреннее экономическое и международное положение России и перспективы развития страны при коммунистической власти; выяснить, что делает партия и комсомол в деревне, как поставлено дело с народным образованием и здравоохранением; завербовать корреспондентов в деревне и держать связь с центром, агитировать против платежа налогов и разоблачать сущность всех советских кампаний.