Формы главы государства
Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма - в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше. В настоящее время подобным органом является Государственный совет па Кубе, где нет президента (по конституции глава государства - председатель Государственного совета). В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц - мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избираемый парламентом на один год существенных полномочии не имеет. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии - выборный монарх.[12]
Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор - его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа-Новой Гвинее избирается парламентом. После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии.
Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей) - председателем коллегии или его заместителем.
Существует семь вариантов реализации должности или функции главы государства:
наиболее древний и традиционный – это глава государства в лице монарха. Есть три способа, посредством которых он занимает престол:
а) наследование (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд);
б) назначение либо избрание своей семьей, старейшинами династий (Саудовская Аравия, Свазиленд, Катар и другие ближневосточные монархии);
в) избрание другими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций (Малайзия);
глава государства – президент. Есть также три способа приобретения этой должности:
а) избрание народом, гражданами;
б) избрание парламентом;
в) избрание специальными коллегиями, составленными, например, из членов парламента и представителями местных органов власти;[13]
достаточно нетипичный – коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный срок (Куба). Поскольку он не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того что они должны выполняться индивидуально, то какие-то полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, один член (или глава) коллегиального органа подписывает документы, принимает верительные грамоты от иностранных послов;
глава государства по совместительству. Такую функцию, например, выполняет глава Правительства – премьер-министр в землях ФРГ;
главой государства «как бы является» генерал-губернатор (представитель британского монарха в государствах – бывших доминионах, а ныне именующихся членами сообщества) там, где нет своего главы государства (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Ямайка). Он представляет главу государства, но с определенными оговорками;
также нестандартный и находящийся вне рамок нормального государственного механизма вариант – единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно путем узурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, главы военных хунт, провозгласившие себя главой государства, верховными начальниками;
наиболее экзотический, но вполне легитимный (в отличие от предыдущего) – племенной вождь, который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляет государство (Западная Самоа).
Таким образом можно выделить следующие основные формы главы государства:
— наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно
властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, например Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);
— выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;
— узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);
— коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.
Таким образом, было выяснено, что глава государства бывает единоличным и коллегиальным. Если это единоличный глава государства, то им может быть наследственный монарх, выборный президент, узурпатор. Данные лица могут по-разному прийти к власти, а также быть различными в понимании того, какой она должна быть. Коллегиальный же орган может быть в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, совершающий отдельные действия в качестве главы государства.
Исходя из информации, приведённой в данной главе можно сделать вывод о том, что теоретико-правовой аспект главы государства представляет обширную область, которая включает различные подходы к пониманию термина глава государства, а также его значительное место в системе разделения властей. Не остаются без внимания и формы правления, а также ту роль, которую осуществляет в них глава государства. Не стоит забывать и про формы глав государства потому, что их изучение позволяет получить более детальное представление о главах государства, а также о том, как они функционируют и приходят к власти.