Парламент Республики Беларусь

Парламентом в нашей стране является Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Конституция определяет Национальное собрание как представительный и зако­нодательный орган Республики Беларусь. Это значит, что его депутаты представляют интересы граждан страны, а принятые ими решения закрепляются в виде законов, которые обязатель­ны для исполнения всеми гражданами и действующими в об­ществе институтами - как государственными, так и негосудар­ственными. Этим предопределяется специфика парламента в механизме функционирования государственной идеологии Республики Беларусь. Рассмотрим суть его роли в идеологиче­ском механизме государства подробнее.

Термин «представительство» в широком его значении есть правоотношение, содержанием которого является право одного лица (представителя) действовать от имени и в интересах друго­го лица (представляемого) или группы лиц (представляемого). Представительство как политический принцип — это отноше­ние, в котором индивид или группа людей действует от имени определенного лица или группы людей в представительном орга­не власти. Данный принцип лежит в основе представительной демократии, тогда как демократия в ее классическом варианте стремится реализовать принцип участия в принятии политиче­ских решений всех полноправных членов политического сооб­щества. Лицо, избранное в парламент, называется депутатом (от лат. — посланный). Его полномочия в парламенте, именуемые также мандатом, могут носить императивный или свободный характер. При императивном мандате депутат обязан действовать строго в соответствии с наказами своих избирате­лей. При свободном мандате депутат считается представителем всей нации и не связан никаким наказом избирателей. Но и в этом случае в своей практической деятельности как депутата он все же исходит не только из общенациональных интересов, но и из интересов той территориальной или социальной группы, во­лей которой он стал обладателем депутатского мандата. Это об­стоятельство учитывается при формировании внутренней струк­туры парламента (деление его состава на депутатские фракции или группы) и его регламента (обеспечение права выражения мнения фракций по обсуждаемому законопроекту).

Таким образом, функция Парламента в идеологическом ме­ханизме государства состоит в выявлении существующих в об­ществе интересов и обеспечении в принимаемых законах при­емлемого для общества баланса интересов различных катего­рий граждан. Иными словами, Парламент исходит, с одной сто­роны, из приоритета общенациональных интересов, которые составляют сердцевину идеологии государства и которые пар­ламент активно выявляет и отражает в своей деятельности. С другой стороны, он одновременно выявляет частные интере­сы различных категорий граждан, которые составляют главное содержание идеологий институтов гражданского общества — политических партий, общественных объединений и различ­ных групп интересов. Законы государства, следовательно, есть не что иное, как форма выражения и юридического закрепле­ния интересов и совокупной воли граждан.

Полномочия, которыми наделяет Конституция Националь­ное собрание Республики Беларусь, позволяют его Палатам в полную меру осуществлять указанную роль в механизме функ­ционирования идеологии нашего государства. В частности, в соответствии со статьей 97 Конституции Палата представите­лей вправе по предложению Президента, либо не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избира­тельным правом, рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию и о ее толковании. Напомним, что Конституция есть основной источник государ­ственной идеологии Республики Беларусь. Кстати следует заме­тить, что ныне действующая Конституция Республики Бела­русь первоначально была принята 15 марта 1994 г. Парламен­том, который назывался в то время Верховным Советом, после тщательного обсуждения депутатами каждой ее статьи и каж­дого ее положения. В нынешнем своем виде, т.е. с изменения­ми и дополнениями, она принята на республиканских референ­думах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

Большинство других полномочий Национального собрания Республики Беларусь также в той или иной мере связано с фор­мированием и обеспечением функционирования идеологии нашего государства. Палата представителей рассматривает про­екты законов, в том числе об утверждении основных направле­ний внутренней и внешней политики Республики Беларусь; во­енной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществле­ния прав, свобод и обязанностей граждан; о правах националь­ных меньшинств; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об опреде­лении порядка решения вопросов административно-террито­риального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о за­ключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толко­вании законов. Совет Республики одобряет или отклоняет при­нятые Палатой представителей проекты законов.

Таким образом, законодательная деятельность депутатов Пала­ты представителей и членов Совета Республики есть в то же время вид идеологической работы, содержанием которой является уча­стие в формировании идеологии белорусского государства и ее нормативно-правовое закрепление. Кроме того, депутаты участву­ют в разъяснении и доведении до сознания граждан содержания принятых ими законов и политических документов.

Наши рекомендации