Парламент Республики Беларусь
Парламентом в нашей стране является Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Конституция определяет Национальное собрание как представительный и законодательный орган Республики Беларусь. Это значит, что его депутаты представляют интересы граждан страны, а принятые ими решения закрепляются в виде законов, которые обязательны для исполнения всеми гражданами и действующими в обществе институтами - как государственными, так и негосударственными. Этим предопределяется специфика парламента в механизме функционирования государственной идеологии Республики Беларусь. Рассмотрим суть его роли в идеологическом механизме государства подробнее.
Термин «представительство» в широком его значении есть правоотношение, содержанием которого является право одного лица (представителя) действовать от имени и в интересах другого лица (представляемого) или группы лиц (представляемого). Представительство как политический принцип — это отношение, в котором индивид или группа людей действует от имени определенного лица или группы людей в представительном органе власти. Данный принцип лежит в основе представительной демократии, тогда как демократия в ее классическом варианте стремится реализовать принцип участия в принятии политических решений всех полноправных членов политического сообщества. Лицо, избранное в парламент, называется депутатом (от лат. — посланный). Его полномочия в парламенте, именуемые также мандатом, могут носить императивный или свободный характер. При императивном мандате депутат обязан действовать строго в соответствии с наказами своих избирателей. При свободном мандате депутат считается представителем всей нации и не связан никаким наказом избирателей. Но и в этом случае в своей практической деятельности как депутата он все же исходит не только из общенациональных интересов, но и из интересов той территориальной или социальной группы, волей которой он стал обладателем депутатского мандата. Это обстоятельство учитывается при формировании внутренней структуры парламента (деление его состава на депутатские фракции или группы) и его регламента (обеспечение права выражения мнения фракций по обсуждаемому законопроекту).
Таким образом, функция Парламента в идеологическом механизме государства состоит в выявлении существующих в обществе интересов и обеспечении в принимаемых законах приемлемого для общества баланса интересов различных категорий граждан. Иными словами, Парламент исходит, с одной стороны, из приоритета общенациональных интересов, которые составляют сердцевину идеологии государства и которые парламент активно выявляет и отражает в своей деятельности. С другой стороны, он одновременно выявляет частные интересы различных категорий граждан, которые составляют главное содержание идеологий институтов гражданского общества — политических партий, общественных объединений и различных групп интересов. Законы государства, следовательно, есть не что иное, как форма выражения и юридического закрепления интересов и совокупной воли граждан.
Полномочия, которыми наделяет Конституция Национальное собрание Республики Беларусь, позволяют его Палатам в полную меру осуществлять указанную роль в механизме функционирования идеологии нашего государства. В частности, в соответствии со статьей 97 Конституции Палата представителей вправе по предложению Президента, либо не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию и о ее толковании. Напомним, что Конституция есть основной источник государственной идеологии Республики Беларусь. Кстати следует заметить, что ныне действующая Конституция Республики Беларусь первоначально была принята 15 марта 1994 г. Парламентом, который назывался в то время Верховным Советом, после тщательного обсуждения депутатами каждой ее статьи и каждого ее положения. В нынешнем своем виде, т.е. с изменениями и дополнениями, она принята на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.
Большинство других полномочий Национального собрания Республики Беларусь также в той или иной мере связано с формированием и обеспечением функционирования идеологии нашего государства. Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о правах национальных меньшинств; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.
Таким образом, законодательная деятельность депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики есть в то же время вид идеологической работы, содержанием которой является участие в формировании идеологии белорусского государства и ее нормативно-правовое закрепление. Кроме того, депутаты участвуют в разъяснении и доведении до сознания граждан содержания принятых ими законов и политических документов.