Основные теории происхождения государства и права. Особенности современного подхода к вопросу о происхождении государства и права
Теологическая теория.Эта теория исходит из постулата о божественном происхождении государства. Бог является творцом мира. Следовательно, все, что происходит в мире предопределяется, в конечном счете, высшим разумом. Бог может открывать свою волю людям, которые действуют в соответствии с ней и поэтому оказывают предопределяющее влияние на ход развития истории, на характер формирования и функционирования государства. Божественная воля не может быть познана, постичь тайну божественного промысла невозможно. В Средние века эта теория была сформулирована Фомой Аквинским теологи обосновывали тезис о приоритете церковной власти на светской. Светская власть государей получается от власти церковной, следовательно должна ей подчиняться. Теологическая теория приравнивает правовые нормы к религиозным нормам. В Средние века религиозные, канонические нормы регулировали целые сферы жизни людей. Например, семейные отношения полностью находились в ведении церкви.
Данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
Патриархальная теория происхождения государства.Эта теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи. Она имела и «западное» и «восточное» происхождение. На западе, а именно в древней Греции, эта теория получила основание в трудах Аристотеля, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. Патриархальная теория происхождения государства была обоснована великим китайским мыслителем - Конфуцием. Конфуций переносил модель отношений в семье на государство. Государь должен быть отцом своим подданным и заботиться о них как о своих детях. Политическое управление должно осуществляться без применения насилия и порождать социальную гармонию, а не покорность подчиненных и угнетенных.
Патриархальная теория имеет несомненное научное обоснование и действительно прослеживает переход от родовой общины к государству. Род разрастался, образовывалось племя, племена вступали в союзы. Глава рода участвовал в управлении. Постепенно должности стали передаваться по наследству, или же один из родов захватывал управление, в этом случае должности также передавались по наследству. Несмотря на достаточную обоснованность патриархальной теории, она, все же не может претендовать на универсальность. Представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности. К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытно - общинного строя.
Договорная (естественно-правовая) теория происхождения государства.Государство как продукт соглашения между людьми. Родоначальником этой теории принято считать Г. Гроция. Основой данной теории являлось предположение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих отношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом. Английский философ Т. Гоббс видел естественное состояние в войне всех против всех. Великий французский философ Ж-Ж Руссо, напротив, называет первобытное состояние золотым веком. В соответствии с теорией Гоббса, люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой и независимостью и безудержно предаваться страстям, то положение их станет несчастным. Люди осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества в целом. Таким образом, согласно договорной теории, основой возникновения государства является договор, заключаемый людьми, чтобы жить в обществе. При этом люди должны подчиняться власти.
Руссо, рассуждая о причинах происхождения государства, писал, что с появлением излишнего продукта, возникла частная собственность, а вместе с ней неравенство. Следовательно, государство возникло из властвования богатых и подчинения бедных. Руссо выдвигает теорию нового общественного договора. По его мнению человек рожден свободным, поэтому требовалось заключение нового общественного договора. Общественный договор должен устанавливать между всеми гражданами такое равенство, чтобы они вступали в соглашение на одних и тех же условиях и пользовались бы одними и теми же правами.
Государство имеет право принимать законы, собирать налоги, граждане же должны соблюдать законы и платить налоги, но в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителям властью они могут расторгнуть с ними договор даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности. С другой стороны слабым звеном этой теории является идеализированное представление о первобытном обществе, способном осознать необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных факторов (социально-экономических, военно-политических) и преувеличение субъективных начал.
Теория насилия.Теория, в соответствии с которой государство возникло в результате насилия, появилась во второй половине XIX в. Её развивали австрийский ученый Л. Гумплович, немецкие философы К. Каутский, Е. Дюринг.
Вопрос о происхождении государства как организации властвования, сторонники этой теории рассматривали исходя из идеи насилия. Гумплович считал, что история не предъявляет ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим; оно выражалось в завоевании более сильным племенем более слабого, как правило, оседлого населения. Таким образом, источник государства Гумплович видел в борьбе племен и народностей. Налицо биологизация общественных явлений. Как в природе происходит выживание более сильного, так и в обществе побеждает сильнейший. Сама природа установила отношения властвования.
Идею насилия развивал К. Каутский. Он утверждал, что классы и государство появляются одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. В соответствии с теорией насилия, Каутский объясняет происхождение государства борьбой воинственных племен пастухов-кочевников с племенами мирных оседлых земледельцев, которая заканчивается завоеванием и покорением первыми вторых. Приоритет насилия также обосновывался Е. Дюрингом. Происхождение государства он также связывал с насильственным завоеванием. Следует отметить, что насилие может иметь как внешний характер, когда речь идете о покорении одних народностей другими, так и внутренний, когда внутри одного общества, в результате революции, одна социальная группа приходит власти и в дальнейшем её осуществляет, несмотря на то, что интересы этой группы не совпадают с интересами других групп.
Без сомнения, теория насилия имеет право на существование. История знает множество примеров, когда завоевание ускоряет процесс формирования государственности. Примером тому является образование большинства государств в Западной Европе. При этом, образование национальной государственности в ходе борьбы за независимость, как например это имело место в Голландии, тоже является примером формирования государства в результате насилия. Безусловно, элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств, но степень насилия была разная. Насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряда с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально - экономическим.
Органическая теория.Основывается на абсолютизации биологических явлений, перенесении их на общество и общественное развитие. Еще в период античности некоторые мыслители, например, Платон, сравнивали государство с живым организмом, проводили аналогию между юридическими законами и законами, регулирующими психическую жизнь человека. Более четко эта теория была сформулирована в XIX в. Г. Спенсером.Содержание органической теории сводится к следующему: развитие живых существ идет от низших видов к более высоким, от них - к человеку; государство является разновидностью человеческого организма. Оно - произведение сил природы и появляется одновременно с людьми. Общественная власть, одним из видов которой является государственная власть, - естественное господство целого над частями. В общественном, организме, так же как в организме любого живого существа все части подчинены благу целого. Государство - это общественный организм, который состоит из людей, как бы живой организм состоит из органов и клеток. При этом, если организм здоров, то и его части будут здоровы, следовательно, если государство функционирует нормально, то это является условием благополучия его граждан.Органическая теория имеет несомненные положительные черты: человек - это прежде всего биологическое существо., поэтому необходима гармония естественных и социальных законов. Однако нельзя полностью сводить социальные проблемы к проблемам биологическим.
Материалистическая теория.Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государства, прежде всего, социально-экономическими причинами. Избыточный продукт привел к возникновению права собственности. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересов всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру – государство. Оно возникло в целях господства одного класса над другим. В данной теории недооценены этнические, религиозные, психологические факторы, влияющие на происхождение государства.
Психологическая теория.Петражицкий, Тард, Фрейд. Связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими, стремлением подчиняться, подражать. Государство – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям.
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.Каждая теория раскрывает свои особенности, не может быть какой-то единственно верной теории.