Проблематика: сущность феодализма, генезис (происхождение) феодализма, типология генезиса феодализма, концепция феодального синтеза

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

1. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Источники.

1. Данные археологии. Археология снабжает историю первобытного общества прямыми фактами, имеющими более или менее твердую хронологическую приуроченность, опирающуюся на методы абсолютного датирования или, при их отсутствии на сравнительно-типологический метод. В результате археологических раскопок ученые получают богатый палеоантропологический, археозоологический и археоботанический материал, являющиеся неоценимым источником сведений о физическом облике первобытных людей, морфологии и породах доместицированных видов животных, сортах и видах культурных растений. Благодаря археологии, можно реконструировать эволюцию форм общежития, поселений, орудий и видов деятельности, а также развитие духовной культуры (погребальные обычаи, наскальные рисунки).

2. Этнологии. Изучение культуры отсталых народов служит основным материалом для первобытно-исторических реконструкций. Если бы не было этнологических данных, то многие стороны формирования общественных отношений и социальной структуры в первобытных человеческих коллективах не смогли бы стать предметом внимания – они известны лишь по этнологическим описаниям, и главная задача состоит в том, чтобы хронологически соотнести их с теми или иными этапами первобытной истории.

3. Исторической антропологии. В наибольшей мере историческая антропология опирается на палеоантропологию, изучающую скелеты ископаемых людей самых разных эпох. Используя результаты изучения современного человека, производится восстановление биологических характеристик первобытных людей. В этом антропологии помогают приматоведение (изучение поведения приматов помогает уточнить реконструкцию отношений внутри первобытного коллектива), морфология (выстраивание генетических рядов останков первобытных людей, получение информации о самых ранних этапах развития ассоциативных связей, элементарных мыслительных структур, речевой деятельности), палеодемография (от количества людей и их половозрастных соотношений, от детской смертности, уровня рождаемости, темпов прироста населения, продолжительности жизни, удельного веса находящихся вне рамок рабочего цикла людей старшего поколения зависели многие производственные процессы).

4. Четвертичной геологии. Четвертичная геология снабжает историков первобытности сведениями б изменении земной поверхности на протяжении времени, в рамки которого вмещается история человечества, уровне океана его динамике на протяжении четвертичного периода, интенсивности береговой тектоники и о местных особенностях серьезных изменений природной обстановки. Таким образом, изучается фон существования первобытного коллектива. Кроме того, напластование геологических слоев, стратиграфические колонки в пещерах, последовательность горизонтов залегания на открытых стоянках чрезвычайно важны для установления периодизации первобытного общества и особенно динамики технологического процесса в первобытности.

5. Палеогеографии. Палеогеографические реконструкции в основном нацелены на восстановление древних ландшафтов. Изучение четвертичных погребенных почв позволяет получать стратиграфические колонки для разных территорий и тем способствует решению проблемы синхронизации памятников, удаленных друг от друга на значительное расстояние. Также палеографические маркеры позволяют восстановить колебания климата, что создает предпосылки для возможности реконструкции сезонных миграций охотников в палеолите или для понимания характера севооборота и сортов возделываемых растений у неолитических земледельцев.

6. Археозоологии. Костные останки диких животных в широком смысле слова чрезвычайно важны в реконструкции охоты, рыболовства и собирательства. Костные остатки домашних форм являются единственным прямым источником для разработки проблемы доместикации животных и древнего животноводства.

7. Археоботаники. В раскопах обнаруживаются семена и пыльца как диких, так и культурных растений, что снабжает нас информацией о введенных в агрикультуру растениях, а также о характере использования диких растений. Также археоботанический материал снабжает первобытную археологию средством абсолютного датирования (дендрохронология).

Историография.

В 1907 г. вышел труд Гуго Обермайера «Доисторический человек», в котором были обобщены и критически проанализированы все находившиеся в распоряжении науки данные по археологии и палеоантропологии палеолитического и мезолитического времени. Из его книги видно, как много накопилось этих данных в итоге раскопок, проводившихся в европейских странах, как разнообразны формы культур, оставленные древними людьми, и какого высокого технологического уровня достигло развитие человека уже к концу палеолита.

Гордон Чайлд в 20-е гг. создал концепцию неолитической революции. Неолитическая революция рассматривалась им как первый значительный скачок в развитии производительных сил общества, при котором произошло оснащение человечества многими технологическими достижениями и который повлиял на все стороны жизни неолитической популяции. Эта концепция получила практически повсеместное распространение.

Можно говорить о двух концепциях появления человека современного типа: полицентризме и моноцентризме. Полицентризм - концепция о происхождении человека современного вида (неоантропа) в нескольких областях земного шара. В каждой из этих областей, по мнению сторонников полицентризма, в результате самостоятельной эволюции живших здесь архантропов, а затем палеоантропов современный человек возникал в виде конкретной большой расы (европеоидной, негроидной, монголоидной и т.п.). Одним из основателей этой концепции считается американский антрополог Ф. Вейденрейх, из советских исследователей сторонником полицентризма был Г. Ф. Дебец. Против полицентризма свидетельствует отсутствие морфологического соответствия между ископаемыми формами людей и современными расами, живущими на этой же территории, и большое сходство рас современного человечества между собой по многим не связанным друг с другом признакам. Моноцентризм - учение о происхождении человека современного типа и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека. Моноцентризм принят в советской науке о первобтыности.

Гипотеза пресапиенса. Морфологические отличия неандертальца от современного человека были настолько значительны, что возникало впечатление, будто неандерталец не мог быть предковым видом по отношению к современному человеку, неандертальские популяции составляли основное население Европы в эпоху среднего палеолита – эпоху мустьерской культуры, а современный человек появился в Европе от каких-то синхронных с неандертальцами форм, морфологически более прогрессивных.

Гипотеза неандертальской фазы в эволюции современного человека (Алеш Хрдличка). В 1927 г. антрополог А. Хрдличка сформулировал иной подход, более точно отражающий реальное состояние дел. Он доказывал, что хронологически все неандертальские находки древнее современных, распространены они очень широко, морфологически между неандертальцем и современным человеком есть ряд переходных форм. Таким образом, он утверждал непрерывную преемственность в эволюции современного человека, и его взгляды объективно смыкались с представлениями о непрерывном развитии человеческой культуры.

В 1938 г. вышла книга Петра Ефименко «Первобытное общество». Автор в ней соотносил этнологические данные с теми или иными этапами и стадиями в развитии первобытного общества. В его книге нашла отражение широко распространенная в то время в советской литературе теория стадиального развития первобытного общества, в соответствии с которой оно прошло ряд стадий, на каждой из которых происходило последовательное усложнение социальной организации, имел место технологический прогресс и эволюция физического типа, в пределах каждой стадии совпадали этапы развития орудий труда и физической эволюции самого человека. При этом подчеркивалось, что подобная линия развития была единственной и всеобщей.

Теория двух скачков (Яков Яковлевич Рогинский). Попытка философского осмысления процесса становления человеческого общества: было предложено рассматривать выделение человека из животного мира как скачок, перерыв постепенности, как образование нового качества на базе предшествующих количественных изменений. Другой скачок в соответствии с этой концепцией имел место при окончании процесса становления человека и общества, т.е. при появлении человека современного вида. Второй скачок был таким же перерывом постепенности в философском смысле слова, по своему масштабу значительно меньшим, чем предыдущий.

Общим для схемы Ефименко и других стадиальных схем было игнорирование локального многообразия исторического процесса. В 1944 г. вышла книга Халлама Мовиуса, в которой он пытался показать различия в каменном инвентаре нижнепалеолитического времени на западе и на востоке Старого Света и полагал, что контакт этих двух относительно независимых ареалов имел место в Индии. С критикой его гипотезы выступили С.Н. Замятнин и А.А. Формозов. Замятнин считал, что локальные различия в материальной культуре появляются лишь в верхнепалеолитическое время, когда в пределах первобытной ойкумены выделяются три огромные области: приледниковая европейская, средиземноморская африканская и сибирско-китайская. Формозов доказывал, что четкие локальные различия появились лишь в эпоху верхнего палеолита и разработал локальную типологию для территории европейской части бывшего СССР.

2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

Источники.

1. Археологические источники. Изучению социально-экономической и политической структуры древневосточных обществ способствует исследование руин городов, в особенности столичных (Мемфис и Фивы в Египте, ). Благодаря полученным в ходе таких раскопок данным, можно получить данные о политической организации (наличие или отсутствие царских и храмовых комплексов, их размеры, особенности, расположение), торговле (импортные и экспортные товары, особенности обмена), уровне социального и экономического развития.

Египет. Древнее Царство. Поселение строителей пирамид в Гизе и сами пирамиды. Некрополь столичной и номовой знати (Саккара), на стенах которых находятся изображения сцен повседневной жизни и ежедневных хозяйственных занятий египтян, как рядовых, так и выскопоставленных.

Среднее Царство. Памятники монументального строительства в Фивах (гробницы царей, вельмож, храмы). Порт на берегу Красного моря (Гасу) – основные направления внешней политики, экспорт и импорт товаров. Стелы в местах разработки камня (Восточная пустыня и Синай).

Новое Царство. Храмы и гробницы в Фивах. Руины столицы Рамсеса II Пер-Рамсеса. Поселение строителей гробниц в Дейр эль-Медине.

Месопотамия. Памятники культуры Эль-Убейд (I додинастический период). Была оросительная система, ремесла (камнерезное, керамическое, металлургия). Открыты протогорода.

К 3000 г. до н.э. выделяются пять главных шумерских городов (Урук, Ниппур, Киш, Эреду, Ур). Археологические исследования показали, что храмы в этих городах стали играть ведущую экономическую роль.

II тыс. до н.э. – раскопки дворца Зимли-рима, где был найден богатейший архив, большинство табличек которого касается внешней политики, хозяйственной отчетности. При раскопках вавилонских городов XIX в. до н.э. (Ур)Ю были найдены улицы, святилища, частные дома.

Нововавилонский период – раскопки Вавилона. Перед наружной стеной обнаружен ров, по которому плавали суда. В центре находился храм Мардука. Во внешнем городе (между городскими стенами) нашли дворец. Частные дома двухэтажные, население было довольно обеспеченным.

Хетты. Раскопки в Богазкёе. Найден огромный государственный архив,остатки поселений. Город был разделен стенами на несколько частей.

Ассирия. Раскопан город Ашшур. В 2 км к северу от города находился жилой пригород – царская резиденция. В Дурр-Шарукине раскопан большой дворец Саргона. Нашли цитадель и арсенал, обнаружили дворы, разделявшие дворцовые постройки. Город заселен и оставлен на протяжении жизни одного поколения. В Ниневии найдены пять дворцов, несколько тысяч плит с рельефами (охота, походы, дворцовая жизнь, обряды). Нашли зал с огромным количеством глиняных табличек.

Письменные источники.

Египет. Раннее Царство. Текстов до нас дошло очень мало, в основном исследователи должны заниматься интерпретацией изобразительного ряда. На печатях и оттисках появляются знаки собственности, имена владельцев, титулатура царя, название учреждения. Надписи на скалах Восточной пустыни царей II династии.

Древнее Царство. Декреты царей, вырезанные на камне. Документы на папирусе (в основном храмовые) – архив припирамидального храма Неферкара (сведения о штате храма, нормах выдачи продовольствия и его распределении). Печати и их оттиски. Биографии вельмож (Уны, Херхуфа), в которой рассказывается об основных направлениях внешней и внутренней политики египетских царей, экспорте и импорте товаров, иерархии царского двора.

Среднее Царство. Сказки («О потерпевшем кораблекрушении», «О красноречивом поселянине») свидетельствуют о социальной структуре, повседневных занятиях экономических связях египтян.

Новое Царство. Эпиграфика (надписи Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II). Дипломатические документы (архив клинописных табличек из эль-Амарны – переписка египетского царя с царями подчиненных ему государств; мирный договор Рамсеса II с хеттами). Хозяйственные документы: папирус Харрис (перечисление даров храму Рамсеса III), папирус Бильбур (кадастр храмовых земель). Юридические документы (государственно-административное право – о назначении визиря, верховного жреца и т.д.; гражданское право – о земельной собственности, покупке и продаже земель, рабов, долговые расписки; уголовное право – ограбление гробниц и храмов, гаремный заговор).

Месопотамия. Хозяйственные документы: архивы (торговые – купеческих домов, храмовые и дворцовые, частные), закладные и посвятительные надписи, эдикты о провозглашении справедливости (каждый царь при вступлении на престол объявлял о кассации долгов, о снижении цен на продукты первой необходимости), документы хозяйственной отчетности (об организации храмовых комплексов и дворцовых хозяйств по модели храмов); документы частных лиц (долговые расписки, договоры, печати с оттисками – позволяют восстановить этническую картину); юридические памятники (судебные архивы, законы Ур-Наму, законы из города Ишнуна, города Ларса, законы царя Хаммурапи, законы нововавилонского времени – о брачно-семейных и брачно-имущественных отношениях, судебные решения по наследственному праву, брачные контракты, иммунитетные грамоты, грамоты о вольностях городов); дипломатические документы (документы, фиксирующие договоры меду номовыми государствами, архив из города Мари, Телль-Амарнский архив), эпистолярные источники (переписка – в основном хозяйственная). В Нововавилонский период появляется много купчих на землю.

Эпиграфические памятники. Вотивные надписи (при основании храмов, укреплений и каналов); стелы (например, о борьбе городов за лидерство).

Царские надписи. Дошли в основном от нововавилонского периода (Набонид, Навуходоносор II). Посвящены в основном постройке храмов, дворцов, походам.

Появляются исторические сочинения (Нововавилонское царство). «Вавилонская хроника» - важный источник по передвижению арамеев; списки вавилонских царей до Ашшурбанапала; хроника Набонида – повесть о разгроме и падении Ассирии; хроника Набонида Кира – походы персов и захват ими Вавилона.

Хетты. Документальные источники. Царские архивы (анналы – Хаттусилиса I, Мурсилиса I и т.д.); завещания (Хаттусилиса I); дворцовые хроники – тексты политического и исторического характера, в которых содержатся рассказы о придворных, об их отношении к царям, царской семье, о царских походах; автобиографии царей (Хаттусилиса III).

Дипломатические документы. Договоры (Суппилулиулима с государствами Востока Малой Азии, Хаттусилиса III с Рамсесом II). Дипломатическая переписка.

Юридические документы. Хеттские законы. Дошли в двух редакциях – древне- и новохеттской. Можно проследить эволюцию юридической мысли: замена талионного права денежными компенсациями. Судебные протоколы (о взятках, растрате и кражах царского или государственного имущества).

Хозяйственные документы. Поземельные кадастры – встречаются довольно редко, но составлены по четкой схеме; списки депортированных лиц (по профессиям) и пожертвование их храмам, частным лицам; иммунитетные грамоты; дарственные на землю.

Ассирия. Документальные источники. Царские надписи, исполненные на скалах, металле, глине, кирпичах (победные, строительные, вотивные); царские анналы – очень длинные царские надписи с изложением событий в хронологическом порядке.

Эпистолярные памятники.

Дипломатические документы. Государственные договоры, документы из Телль-амарнского архива.

Юридические документы. Среднеассирийские законы; частно-правовые документы.

Административно-хозяйственные документы – торговые уставы; документы по организации дворцового хозяйства; многочисленные акты о покупке земли, об обмене имущества; арендные договоры; акты дарения; иммунитетные грамоты; архив Реманни-адада, свидетельствующий о формировании крупной земельной собственности.

Исторические документы. Царские списки; списки эпонимов (лимму) – членов государственных советов с функциями казначея (появляются в Ашшуре); именем каждого лимму назывался текущий год, т.к. Ашшур был аристократической республикой; в новоассирийский период лимму стали сами цари, наместники провинции или военачальники.

Историография.

Месопотамия. М.В. Никольский (1848 – 1917 гг.) в своей монографии «Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собраний Лихачева» пришел к выводам о том, что:

основными производителями материальных благ были крепостные, наемные работники и рабы;

верховной собственностью на всю обрабатываемую землю обладал царь или бог;

выделял элементы денежного хозяйства, но считал, что говорить о товарном хозяйстве нет оснований;

выступал против панвавилонизма (вся библейская, а следовательно, европейская культура возникла из Вавилона), но отличал высокое развитие и роль вавилонской культуры.

Дискуссия о превалирующих секторах экономики (1950-е гг.). В.В. Струве («Государство Лагаш») видел в городах-государствах Двуречья восточные деспотии с централизованной экономикой. Все хозяйство города-государства отождествлял с храмовым.

Со Струве полемизирова А.И. Тюменев. Он считал, что государственное хозяйство древнего Шумера было царско-храмовым. Признавал наличие нецарского сектора. Н.М. Никольский («Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье») доказал, что:

частных земель было мало (в основном - общинные);

частными землевладельцами была небольшая прослойка, существовала община;

заметной роли частный сектор в жизни Двуречья не играл.

Иран. Обсуждение проблемы о статусе многочисленных работников царских комплексов. В 1951 – 1959 гг. В.И. Тюрин доказывал, что эти работники – свободные люди, которые обслуживали царское хозяйство, будучи наемными работниками. Юсифов считал, что это домашние рабы. Дьяконов доказывал, что статус работников был рабским.

Египет. В 1953 – 1954 гг. развернулась дискуссия о социальном статусе производителей материальных благ (Коростовцев, Редер, Лурье). К единому мнению о египетских непосредственных производителях не пришли. Некоторые считали, что они были государственными рабами. Лурье считал, что они занимали положение, близкое к крепостному (платили ренту-налог). О том, как жители Египта попадали в зависимость, не говорилось.

В египтологии шла дискуссия о древнеегипетской общине (Стучевский, Перепелкин). Стуческий считал, что община была, но находилась под жестким контролем государства.

Азиатский способ производства. Следующий этап изучения темы связан с дискуссией об азиатском способе производства (+Китай). Ее причина – распространенное мнение о Востоке как о феодальном обществе (А.И. Тюменев, Н.М. Никольский). Но некоторые специалисты считали, что восточные общества отличаются от феодальных и античных государств (отсутствие частной собственности на землю, всеобщее равенство соседских и родовых общин, надклассовость государства). Дискуссию завершило выступление Иолка, опубликованное в журнале «Под знаменем марксизма». Он утверждал, что раз Маркс и Энгельс не говорили об азиатском способе производства, то его и не существовало. Возобладала концепция феодальных отношений в странах Востока.

На шумерских и египетских источниках в своем докладе «Проблемы зарождения, развития и разложения рабовладельческих обществ на древнем Востоке» (1933 г.) В.В. Струве пытался доказать, что:

основные классы древнего Востока – рабы и рабовладельцы;

основной эксплуатируемый класс – рабы;

древневосточное общество – развитое рабовладельческое;

переход от древности к средневековью (т.е. от рабовладения к феодализму на Западе и Востоке произошел одновременно);

переход от рабовладения к феодализму на Востоке был революцией рабов;

древневосточное и античное общества были максимально близки друг другу.

Его поддержали С.И. Ковалев, Авдиев, Мишулин. Против выступил Н.М. Никольский.

На Востоке начали искать борьбу классов и революционные движения (Струве написал статью «Восстание «маленьких» и рабов в Египте»).

В 1964 – 1968 гг. начался второй этап дискуссии об азиатском способе производства. Варга доказывал, что:

1) на древнем Востоке господствовало искусственное орошение;

2) главная функция государства – строительство ирригационных сооружений;

3) государства Востока были монопольными собственниками земли, а частной собственности на землю не было.

Эти признаки характерны для формации, но не учитываются в пятичленной структуре азиатского способа производства.

Сложились четыре направления: сторонники чистого азиатского способа производства (Седов, Тюрин), сторонники смешанного характера древневосточных обществ (Васильев, Стучевский), те, кто считал, что на Востоке был феодализм или протофеодализм (Меликишвили), и те, кто считал, что на Востоке существовал рабовладельческий строй (Дьяконов, Коростовцев, Дандамаев).

Третий этап связан с выступлением Меликишвили. Он считал, что древневосточное общество представляет собой дихотомию (свободное население в городах, зависимое – в сельской местности). Города в I тыс. до н.э. получили самоуправление, но зависели от государства.

Л.С. Васильев считал, что азиатский способ производства – это государственный способ производства в своих различных модификациях, присущий большинству докапиталистических обществ.

Дискуссия об общине (1980-е гг.). Началась с доклада Дьяконова «Община на древнем Востоке в работах советских исследователей». Он критиковал других ученых и выявил типы поземельных общин, доказал, что соседская община состояла из семей, с прекращением переделов пахотной земли соседская община не распадается, как считалось раньше, а существует еще некоторое время, а пахотные земли перешли в частную собственность. Дьяконов выделял две категории общин: 1-го и 2-го порядка, выявил государственный и общинно-частный сектора в экономике, с которыми связывал разные формы эксплуатации. В государственном секторе положение зависимых людей было разным. Дьяконов установил, что роль общинно-частного сектора постепенно увеличивалась, только его члены были полноправными гражданами государств.

Дискуссия о секторе экономики (1982 г.). Развернулась в связи с выявлением особенностей древневосточных стран. В итоге Дьяконов и Якобсон выработали типологию (первичные номовые государства, территориальные царства, восточные полисы, мировые империи).

3. Особенности социокультурного развития древней Индии и древнего Китая

Источники.

Индия. Индская цивилизация (XXVIII – XVI вв. до н.э.). Наиболее важная проблема – проблема печатей (эпиграфические памятники). Они содержат надписи из 10 – 15 знаков, что усложняет дешифровку. Печати из одного района содержат сходные сюжеты – животные, священные деревья, астральные календарные символы.

Найдены многочисленные скульптуры, изображающие мужчин и женщин. Особенно часто встречаются изображения (терракотовых) богинь-матерей. В дальнейшем культ женского божества исчез почти на тысячу лет.

Ведийский период. Связан с проникновением в Индию индо-ариев и формированием государственности. Были созданы четыре веды, написанные на санскрите:

Ригведа (древнейшая и наиболее авторитетная) – в ней содержатся гимны богам о даровании богатства, об увеличении потомства, о долгой жизни, о процветании, о победе, восхваление подвигов и благодеяний богов;

Яджурведа – книга жертвенных изречений; центром всех стремлений становится само жертвоприношение и жрец, который, правильно выполняя его, получаем магическую власть;

Сомаведа – веда песнопений; она относится только к ритуалу посвящения сомы; зависит от Ригведы;

Атхарваведа – касается домашних обрядов и интимной жизни человека, это важный источник по бытовой истории; в основе – народные магические обряды, связанные с волхованием, гаданием и т.п.

Появляются первые брахманы – комментарии. Они есть у каждой веды. Наиболее почитаемые – те, которые относятся к Ригведе. Другие комментарии – ариньяки («лесные»). Созданы в лесных обителях отшельников. Они близки к браманам, но содержат много философских рассуждений.

Упанишады. Содержание разнообразно. Появляется учение о брахмане – высшем объекте реальности и Атмане – субъективном начале (душа). Развивается учение об обусловленности поступков человека, т.е. идея кармы.

Ведийская литература содержит минимум ритуальных рассуждений. Она начала создаваться в I тыс. до н.э. Вся литература делится на две группы: основанная на авторитете вед и неортодоксальная литература (буддийский канон, джаньская литература). Авторитету вед следуют шесть систем индийской философии и литература, которая создана индийскими мыслителями в рамках осуществления и разработки идеи триварга (три цели жизни человека):

Джармасутра (-шастра) – религиозный долг;

Артхасутра (-шастра) – общественная польза;

Камасутра (-шастра) – область чувственных удовольствий.

Поэмы Махабхарата и Рамаяна.

Китай.

1. Антропологические данные.

2. Фольклорные данные (древнекитайские мифы) – в мифологическом творчестве, хотя и в искаженном и переосмысленном виде, нашли отражение существенные процессы, происходившие в обществе на ранних этапах его развития.

3. Древнекитайская письменность. Поскольку древнекитайские иероглифы на протяжении длительного времени сохраняли связь с рисунком, мы можем судить об особенностях орудий труда, оружия, домашней утвари, употребляемой китайцами во II тысячелетии до н.э.

4. Топонимика. Древние географические названия несут в себе отзвук языка первоначального населения этих мест и помогают историку восстановить направление миграций и тенденции этнических процессов в древности.

5. Археологические данные.

II – I тыс. до н.э. Раскопаны г. Яньши (столица эпохи Ся), г. Чжэньчжоу (столица эпохи Инь), г. Сяотун (последняя иньская столица), г. Цишан (раннечжоуское поселение), многочисленные погребения представителей всех слоев общества.

VIII – III вв. до н.э. г. Линьцзы – столица царства Ци. Погребения (около Хоума). В быт богатых входят предметы обихода, покрытые лаком, бронзовые зеркала, музыкальные инструменты (ударные и щипковые), картины на шелке с изображением животных и людей (все это находят в погребениях).

III в. до н.э. – III в. н.э. Раскопаны столицы империй Цинь и Хань (Саньян, Чанъянь, Лоян), погребения. Найдены разнообразные памятники изобразительного искусства. Получают распространение полихромные фрески, рельефы на камне, ткани и вышивки (в погребениях). Гробница Цинь Шихуанди (фигуры воинов).

6. Эпиграфические памятники.

II – I тыс. до н.э. Иньские гадательные надписи. Делались на панцирях черепах или коровьих лопатках. Наибольшее число текстов имеет отношение к жертвоприношениям предкам правителей. Надписи на бронзовых ритуальных сосудах. Этот предмет изготавливался при каком-либо важном событии в жизни аристократа для принесения жертв предкам владельца.

VIII – III вв. до н.э. К надписям на сосудах добавляются надписи на оружии. Клятвенные договоры о признании одного из правителей гегемоном. Проезжие грамоты – бронзовые пластинки, освобождающие владельца от уплаты пошлины при въезде на территорию другого царства. Стихотворные надписи на камне.

III в. до н.э. – III в. н.э. Надписи на деревянных и бамбуковых табличках, надгробные надписи на камне.

7. Письменные памятники.

II – I тыс. до н.э. «Шаншу» («Книга истории»), которая впоследствии была включена в состав официального канона «Шуцзин». «Бамбуковая летопись» - хроника, содержащая краткое изложение важнейших событий, расположенных в хронологическом порядке и датированных определенным годом правления того или иного нтио.

VIII – III вв. до н.э. Возникают летописи. До нас дошла только «Чуньцю», созданная в царстве Лу и зафиксировавшая события 722 – 480 гг. до н.э. К ней были написаны комментарии – «Цзочжуань». «Гоюй» содержит исторический материал, сгруппированный по государственно-географическому признаку. «Чжаньгоцэ» состоит из 10 разделов, в которых в хронологической последовательности излагаются события, происходившие в различных царствах Древнего Китая.

«Шицзин» («Книга песен») – древнейшая китайская поэтическая антология. Произведения, включенные в нее, имеют разное происхождение.

В V – III вв. до н.э. появились сочинения философов. Стремясь найти выход из противоречий современного им общества, древнекитайские философы зачастую обращались к событиям прошлого в поисках доказательства своей правоты. «Луньюй» («Рассуждения и беседы») – главное сочинение раннего конфуцианства. Это сборник отдельных высказываний Конфуция. В сочинении «Мэн-Цзы» Мэн Кэ излагал свою теорию циклического развития истории. Сюнь-цзы – автор одноименного философского трактата. Он утверждал, что человеческая природа и общественные институты не меняются на протяжении истории. «Мо-цзы» - сочинение Мо Ди. Шан Ян – один из основоположников школы легистов – написал трактат «Шаньцзюнь шу» («Книга правителя области Шан») – изложение основных легистских идей. Хань Фэй предложил новую концепцию исторического развития: общество не стоит на месте, а непрерывно движется вперед. «Даодэцзин» - основной трактат даосизма представляет собой изложение чисто теоретических идей.

«Чжуан-цзы» - собрание притч.

«Сочинения цикла ли» излагают широкий круг событий общественной жизни, связанный с конфуцианским понятием «ли».

III в. до н.э. – III в. н.э. «Исторические записки» Сыма Цяня. Он использовал комплексный принцип (хронологическое описание, описание жизни различных личностей, тематическое освещение различных сторон жизни китайского общества). Принципе – излагать достоверное и опускать сомнительное. Использована идея Конфуция о движении истории по замкнутому кругу. Считает роль государя как активного лидера неприемлемой, выступает за идею разделения служебных (чиновничьи) и социальных (монарх) функций, идею мягких форм управления и передачи власти сановникам. «Ханьшу» Бань Гу содержит материал по истории, экономике и культуре Китая. «Хоуханьшу» Фань Е, который был ортодоксальным конфуцианцем и выступал в поддержку лидеров антибуддийской пропаганды. Только из этого источника можно узнать о деятельности Джан Хэна, который впервые содал небесный глобус, компас, солнечные часы, прибор для регистрации подземных толчков. Фань Е впервые ввел жизнеописания выдающихся женщин.

«Яньтелунь» («Дискуссия о соли и железе») – результаты дискуссии между конфуцианцами и легистами. Затронула широкий круг вопросов теории и организации государственного управления. «Хуайнань-цзы» - даосский трактат. Основные мысли – о развитии общества и его институтов, об отсутствии принципиальных различий между китайцами и «варварами» (в отличие от предшественников). «Луньхэн» («Критические рассуждения») Ван Чуна – уважение к конфуцианству, но неприятие его в современном виде. Ван Чун утверждает, что, хотя природа человека неизменна, общество находится в процессе непрерывного развития. Движущая сила исторического процесса – Судьба.

Появляются учебники по математике, трактаты по агрономике и организации сельского хозяйства, заложены основы традиционной китайской медицины, развития науки о языке.

Сыма Сянжу – поэт. Стихи писали Сыма Цянь и Бань Гу. Ван Бао написал юмористическое сочинение «Контракт о покупке раба».

Законы царства Цинь, которые легли в основу единого законодательства Шихуанди. Различные инструкции и официальные документы, частная переписка.

8. Нумизматика (с VIII в. до н.э.).

9. Сфрагистика (с VIII в. до н.э.). На печати ставилось имя владельца или благожелательные надписи, которые свидетельствую о социальной психологии людей того времени.

Историография.

Индия. В СССР исследование социальной истории древней Индии началось только в послевоенные годы.

В 40-е гг. появилась работа Г.Ф. Ильина, посвященная положению рабов в древней Индии. Он пришел к выводу о том, что:

1) нтио шудр нельзя рассматривать в качестве класса; их социально-экономическое положение могло быть различным;

2) количество рабов в древней Индии не было значительным.

Е.М. Медведев выступил в конце 50-х – 60-х гг. против определения древней Индии как страны, где господствовал рабовладельческий строй. Он обнаружил феодальные отношения еще на заре индийской истории и склонялся к концепции «вечного феодализма» (с преобладанием в древности форм «государственного феодализма» в виде взимания ренты-налога и постепенным возрастанием удельного веса частных форм эксплуатации).

С конца 50-х – начала 60-х гг. возобновляется широкий интерес к проблеме духовной культуры. Вышел перевод «Ригведы» Т.Я. Елизаренковой с обширными комментариями. В.С. Семенцову принадлежит монография об интерпретации текстов брахманической прозы, которые он рассматривает как предназначенные для медитации. Переводы упанишад и их монографическое исследование.

Большое внимание уделялось санскритскому эпосу. С 1950 г. ленинградские ученые опубликовали полный академический перевод «Махабхараты». В исследованиях, посвященных эпическим поэмам (Гринцер, Васильков), ставится проблема их генезиса в связи с особенностями устного творчества. Васильков также проанализировал мифологию и эпические повествования с точки зрения отразившихся в них этнографических реалий.

Ю.М. Алиханова выдвинула идею о разных видах классической санскритской драмы, ориентированных на придворный и городской театр. Тамильскую литературу и ритуал исследовал А.М. Дубянский. Палийские тексты были опубликованы в переводах А.В. Парибка.

Китай.

4. полисная политико-правовая организация и социальная структура античного общества

Источники.

Наши рекомендации