Понятие, виды и принципы юрид. ответственности

Юридическая ответственность – это обязанность лица в соответствии с законом претерпевать определенные решения гос-властного характера за совершение правонарушений. Т.О., юрид ответственность с внешней стороны проявляется как реакция гос-ва, общества на совершение правонарушения. Она признана защищать общество от противозаконных деяний, восстанавливать нарушенные общественные отношения. Очень часто юр ответственность определяется как претерпевание правонарушителем отрицательных последствий, либо как разновидность гос принуждения. В этом случае предполагается, что правонарушение выступает юр фактом, который влечет возникновение особого охранительного правоотношения.

ЦЕЛИ: цели юр ответственности предполагают тот результат, на достижение которого направлена юр ответственность. В качестве общей цели ответственности выступает охрана правопорядка. Что касается конкретных правонарушений, то их целью становится наказание виновного, а также предупреждение правонарушений, которые могут совершаться.

Цели юр ответственности обуславливают её функции: штрафная, карательная, правовосстановительная (компенсационная), предупредительно-воспитательная (привинтиваня).

Принципы юр ответственности – это те основополагающие начала ее реализации, которые обеспечивают достижение ее цели и назначение.

К принципам юр ответственности относят:

•Принцип законности – выражается в том, что к ответственности может привлекать лишь компетентный, уполномоченный на то орган в строгом соответствии с действующим зак-вом за то деяние, которое данным зак-вом предусмотрено.

•Принцип справедливости – справедливость должна выражаться в соответствии юр ответственности ряду требований, в т.ч. следующим: направления, по которым нельзя привлекать к уголовной ответственности за совершение проступка, а также за одно правонарушение следует лишь одно наказание.

•Принцип целесообразности – состоит в соответствии наказания, которое применяется к правонарушителю целям юр ответственности. Это предполагает строгую индивидуализацию наказания.

•Индивидуализация предполагает всесторонний учет обстоятельств дела и личности правонарушителя при возможной юрид. ответственности.

•Принцип обоснованности предполагает всестороннее рассмотрение в полном объеме всех обстоятельств дела, которые имеют для него юридическое значение.

•Принцип неотвратимости – суть состоит в том, что обязательно наступит за любое правонарушение.

•Принцип гуманизма выражается в том, что процесс возложения юр ответственности не должен ни при каких случаях быть направлен на унижение человечного достоинства.

ВИДЫ юр ответственности:

•Уголовная ответственность, которая наступает за совершение преступления и предполагает такие виды наказания, как лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, штраф. В отличие от других видов наказания, уголовная ответственность регламентирована только законом и к ней может привлекать только суд.

•Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения и предполагает такие виды наказания, как предупреждение, административный штраф, административный арест, дисквалификация и ряд других. В отличие от уголовной ответственности, привлекать к административной ответственности регламентировано не только федеральным кодифицированным зак-вом, но и рядом других (ФЗ, законы субъектов)

•Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданско-правовых деликтов. Состоит в необходимости возместить ущерб, а в случае предусмотренном законом или договором, выплатить неустойку, штраф, пени. Гражданские дела рассматриваются судами общей юрисдикции, арбитражными, третейскими и административными органами.

•Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков и предполагает такие наказания, как замечание, выговор, увольнение и др. Регламентируется трудовым кодексом, некоторыми ФЗ, локальными трудовыми актами.

Материальная ответственность – ответственность стороны трудового договора за ущерб, который данная сторона причинила другой стороне в результате ее виновного противоправного поведения.

84. Правопорядок: понятие, форма, структура, функции и принципыПравопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.Рассмотрим особенности данного явления.1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.2. Это порядок, предусмотренный нормами права.3. Правопорядок возникает в результате фактической еализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.4. Он обеспечивается гос-вом.Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношенийОсновные признаки правопорядка:1) закладывается в правовых нормах в процессе правотвор-чества;2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений;3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности;4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав;5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юрид. обязанностей;6) требует неотвратимости юрид. ответственности для каждого, совершившего правонарушение;7) устанавливает строгую общественную дисциплину;8) предполагает четкую и эффективную работу всех гос-венных и частных юрид. органов и служб, прежде всего правосудия;9) создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы10) обеспечивается всеми гос-венными мерами, вплоть до принуждения.Содержание правопорядка — система правовых и неправовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.Различают содержание правопорядка:1. Материальное — система реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, юрид.) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников — физических и юрид. лиц, как результат их объективной потребности. В материальном содержании правопорядка выражается закономерность его возникновения, развития и функционирования в процессе взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой.2. Юридическое (гос-венно-правовое) — система реализованных прав, обязанностей, ответственности граждан, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированное™ правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю гос-ва.Структура правопорядка — это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права.Элементы структуры правопорядка:1. Субъекты права — гос-во, его органы, гос-венные, общественные и коммерческие организации, граждане, которые имеют права, обязанности, полномочия, ответственность, строго определенные конституцией, законами, иными правовыми актами — статическая часть;2. Правовые отношения и связи между реализованными элементами системы права (конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные) — динамическая связь;3. Упорядоченность всех элементов структуры — субъектов права, правовых отношений и связей между реализованными элементами системы права, методов правового регулирования и поведения людей, процедурно-процессуальных форм их осуществления и оформления, т.е. введение многосторонней правовой регламентации — распорядка, в рамках которого организуются и функционируют гражданское общество и гос-во — интегративная связь.Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и гос-ва. К ним относятся следующие функции:упорядочения и стабилизации общественных отношений; функция определенности и стабильности внутренних связей и отношений (между составными элементами правопорядка); защиты и совершенствования правопорядка. Принципы правопорядка являются той основой, на которой он формируется и функционирует. К принципам правопорядка принято относить следующие:- демократизма: Демократия невозможна без наличия в обществе состояния законности и правопорядка. Демократические процедуры способствуют укреплению законности и правопорядка.-конституционности — подчинение нормативным положениям конституции и обеспечение ее реализации. Теоретическая конституция (то, что должно быть) призвана стать практической конституцией (то, что есть), то есть установленным порядком жизни;законности — создание качественных законов и строгое их соблюдение. Законность — главное условие установления правопорядка; системно-структурной организации — наличие целостности и структурности как необходимых свойств, позволяющих действовать слаженно всем элементам гражданского общества и правовой системы гос-ва; -иерархической субординации и подчинения — проявляется в строгой соподчиненное органов гос-ва, должностных лиц; нормативных актов по юрид. силе, а также актов применения норм права и т.д., которые обеспечивают упорядоченность их связей;- социальной (в том числе правовой) нормативности — выражается в необходимости упорядочивающей деятельности общества и особенно субъектов правотворчества с помощью социальных, главным образом правовых норм. Правовая'нормативность является основой и средством упорядочения;-справедливости и гуманизма — базирование на высоких нравственных устоях, уважении прав человека, его достоинства и чести; -подконтрольности — наличие повсеместного, всеобщего и универсального контроля, осуществляемого гражданским обществом, его структурами, гос-вом в лице его различных органов, гражданами.- гос обеспечения, охраны и защиты — выражается в реальных средствах гарантирования прав участников правопорядка, функционирования правовой системы, достижения законными средствами прав, свобод, обязанностей и 'Данные принципы являются основой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений между структурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессе правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

85. Понятие законности и ее содержание.

Законность – фундаментальная категория всей юрид. науки и практики, ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.В юр литературе существуют самые различные подходы к определению понятия законности. Наиболее значимые из них следующие.Во-первых, законность – это есть соблюдение, исполнение правовых норм всеми субъектами права. Во-вторых, это требование, принцип соблюдения правовых норм. В-третьих, – метод гос-венного руководства обществом. В-четвертых, – особый правовой режим общ. жизни. Можно сказать, что это различные стороны законности, характеризующие этот феномен общественной жизни. Различают также понятие законности вузком смысле как соблюдение законов органами гос-ва и должностными лицами.Различные подходы к пониманию рассматриваемой юрид. категории обусловлены отсутствием в современной юрид. науке единой концепции законности Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».В современной литературе законность понимается по разному. Законность рассматривается как принцип деятельности власти, местного самоуправления, граждан и их объединений, должностных лиц. Законность означает соблюдение Конституции и всех нормативных актов. НЕ смотря на особое положение, все нормативно-правовые акты должны соблюдаться (не зависимо от их вида, уровня и т.п.) Законность – требование соблюдения не только нормативно-правовых актов, но и всех элементов правовой деятельности. Т.е. соблюдение всех актов, которые содержат правовые нормы и принятые на их основе индивидуально правовые акты и предписания. Некоторые учения относят к законности как метод гос руководства общественными отношениями. По средствам издания и осуществления в предписанном порядке различных нормативно-правовых актов. В ряде случаев законность – как метод рассматривается шире, как реализация требования зак-ва в поведение различных субъектов, в т.ч. гос-ых, требование законности, которых и образуют методы их деятельности. Законность – как регулятор общественной жизни, означает, что все сферы общественной жизни и общества в необходимой степени урегулированы правом, которое в большинстве случаев соблюдается. К субъектам законности относятся все субъекты права, в т.ч. индивиды, го и негос организации. Основные принципы законности. Законность и целесообразность.Законность - требование соблюдения не только НПА,Ю но и всех элементов правовой деятельности. Т.е. соблюдение всех актов, которые содержат правовые нормы и принятые на основе индивидуально-правовые акты и предписания.

Принципы законности - основополагающие начала, на которых законность осуществляется. Признаками законности следует отличать от требовыаний законности, т.е.обращений к различным субъектам права, обеобязательных предписаний, обязательных содержаний законности. Основные принципы законности:ЕДИНСТВО означает направлять воздействие НПА на всей территории гос-ва. В отдельных частях гос-ва не может быть правовых решений, вступающих в противовес с общегосуд законность.ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: целесообразность означает, что реализация требований законности должна соответствовать потребностям общества. Строгое и неукоснительное предписание правовых норм не является абсолютной ценностью. Оно должно приводить к достижению определенных целей. В ряде случае законы устаревают, тогда не целесообразно им следоватьВСЕОБЩНОСТЬ озгначает, что действие закона распр на всех субъектов права.Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:а) в плане «правового» характера общественной жизни;б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью гос-венных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем зак-ве, охрана правопорядка – важнейшая функция гос-ва. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Механизм законности – это система юрид. средств, необходимых для установления в обществе и гос-ве правопорядка, в основе которого лежат общечеловеческие ценности: свобода, равенство, взаимное уважение и соблюдение прав и свобод личности, выполнение юрид. обязанностей; для создания условий нормальной жизнедеятельности людей; для стимулирования позитивной и ограничения негативной гражданской активности. Можно говорить о различных уровнях законности:• индивидуальный уровень – законность конкретных актов, решений, документов;• групповой уровень – законность в деятельности отдельных социальных групп – субъектов общественных отношений;• региональный уровень – в том или ином регионе (городе, районе);• общесоциальный уровень – общества в целом.Вместе с этим нужны и специальные юрид. гарантии законности и прочного правопорядка. Среди них прежде всего: • закрепление основ общественного и гос-венного строя, основных прав и свобод, обязанностей граждан, порядка организации и деятельности органов гос-венной власти в конституции страны – основном законе гос-ва; • полное соответствие текущего зак-ва нормам и принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем иным гос-венным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том числе подзаконность гос-венного управления; • равенство всех граждан перед законом и судом, право граждан на обращение в суд при нарушении их конституционных прав и свобод административными органами; умение каждого защищать свои права и законные интересы, выполнение гражданами своих юрид. обязанностей;• высокий уровень правосознания и правовой культуры населения;• четкая правовая регламентация нормотворческой деятельности гос-венных органов, распространение законности на область зак-вования, своевременная кодификация и упорядочение всех нормативно-правовых актов, устранение противоречий между этими актами и пробелов в зак-ве, ясность и доступность нормативно-правового материала;• демократические принципы судопроизводства, осуществление правосудия только судом, независимость суда и подчинение только закону, признание правосудия высшей юрид. гарантией законности и неприкосновенности личности, ее прав и свобод, а также действие презумпции невиновности, право обвиняемого на защиту с момента задержания;• централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны, за неотвратимостью ответственности в каждом случае виновного нарушения правопорядка, за справедливостью, обоснованностью и законностью наказания, за соблюдением требований законности в управлении и охране правопорядка.

Наши рекомендации