Гражданское общество и демократическое государство
Гражданское общество формируется в процессе превращения подданных в граждан, то есть в таких жителей данного государства, которые, являясь членами сообщества, обретают чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. Это происходит одновременно с преобразованием этнической общности в суверенный народ, осознающий себя нацией, чье правосознание поднимается до понимания необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина.
Эти права должны быть обеспечены через общественный договор с государством в форме конституции, утверждаемой ...путем референдума и ставящей все без исключения государственные органы в полную зависимость от суверенного народа, ибо только он может быть законным источником власти.
Что это такое – естественные и неотъемлемые права человека? Прежде всего – это право на жизнь и на достойное существование, логически выводимое из ценности, которой обладает всякая человеческая личность, помимо ее заслуг.
Политическая свобода – это свобода слова, печати, собраний, ассоциаций и демонстраций, это выбор представителей в государственные органы.
Человек должен быть свободен выбирать мировоззрение, вероисповедание, культурные приоритеты, местожительства и форму трудовой деятельности.
С1 |
Прочитайте текст и приведите две авторских цитаты, в которых раскрываются характерные признаки гражданского общества.
С2 |
Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, укажите любые три права, отнесенных в конституциях современных государств к естественным и неотъемлемым правам человека.
С3 |
Укажите любые три известных вам из истории правовых документа, закрепляющих естественные права человека.
С4 |
Работники милиции потребовали у гражданина открыть дверь своей квартиры и дать им возможность осмотреть ее. При этом, кроме служебных удостоверений никаких иных документов они не предъявили. Какое право было нарушено? На основании какого документа возможен обыск в квартире гражданина?
С5 |
Школьница из Петербурга подала иск в суд на преподавание в школах учения Чарлза Дарвина, как единственного, соответствующего научным представлениям, и выиграла его. Она отстаивала свое право на свободу мировоззрения. Дайте свою оценку приведенному факту. Выскажите свои соображения, как должен строиться курс биологии в части вопросов о происхождении человека?
С6 |
Используя знания, приобретенные вами в процессе изучения курса обществоведение, приведите любые три конкретных примера, свидетельствующие о реализации естественных прав человека в современном гражданском обществе.
__
С7 |
В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите не менее трех) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Кодификатор соответствует обязательному минимуму содержания по обшествознанию
(приложение к Приказу Минобразования РФ №1536 от 30.06.99)
Элементы содержания (для усвоения) | ||
Общество и его развитие | ||
1.1 | Взаимосвязь природы и общества | |
1.2 | Основные сферы жизни общества | |
1.3 | Традиционное индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество | |
1.4 | НТР и ее социальные последствия | |
1.5 | Глобальные проблемы человечества | |
1.6 | Многообразие и единство мира | |
Человек и его развитие | ||
2.1 | Человек, личность | |
2.2 | Деятельность человека, ее основные виды | |
2.3 | Потребности и способности человека | |
2.4 | Познание мира и самого себя | |
2.5 | Духовная жизнь человека | |
2.6 | Свобода и ответственность | |
2.7 | Человек в группе | |
2.8 | Межличностные отношения. Общение | |
2.8 | Межличностные конфликты, их разрешение | |
2.9 | Выбор жизненного пути | |
Культура и духовная жизнь | ||
3.1 | Духовная жизнь общества | |
3.2 | Образование. Самообразование | |
3.3 | Наука в современном обществе | |
3.4 | Искусство, его виды и место в жизни человека | |
3.5 | Религия, ее роль в жизни общества. | |
3.6 | Мораль, ее категории. Проблемы смысла жизни | |
3.7 | Основные ценности и нормы морали. Моральный выбор | |
3.8 | Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность | |
3.9 | Особенности развития российской культуры на современном этапе | |
Экономическая сфера общественной жизни | ||
4.1 | Экономика и ее роль в жизни общества | |
4.2 | Потребности общества. Ограниченность ресурсов. Факторы производства | |
4.3 | Экономические системы: традиционная, командно-адиминистративная, рыночная. Типы рынков | |
4.4 | Собственность и ее формы | |
4.5 | Потребитель, производство, производитель | |
4.6 | Предпринимательская деятельность | |
4.7 | Издержки производства | |
4.8 | Рыночная экономика. Обмен | |
4.9 | Роль государства в экономике | |
4.10 | Государственный бюджет. Налоги | |
4.11 | Деньги и денежная политика | |
4.12 | Экономический рост | |
4.13 | Безработица | |
4.14 | Экономика переходного периода в России | |
4.15 | Бюджет семьи | |
Структура общества | ||
5.1 | Структура общества и социальные отношения | |
5.2 | Социальные группы, роли. Социальный статус | |
5.3 | Социальный конфликт и пути его решения | |
5.4 | Семья и этика семейных отношений | |
5.5 | Правовые основы брака и семьи | |
5.6 | Этнос. Нация | |
5.7 | Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты | |
5.8 | Социальная политика и развитие социальных отношений в современной России | |
Современная цивилизация и политическая жизнь | ||
6.1 | Политика, ее роль в жизни общества | |
6.2 | Политическая власть. Разделение властей | |
6.3 | Государство, формы правления. | |
6.4 | Суверенитет. Национально-государственное устройство. | |
6.5 | Политические режимы | |
6.6 | Гражданин. Участие граждан в политической жизни | |
6.7 | Выборы. Референдум | |
6.8 | Партии и движения. Многопартийность | |
6.9 | Политические реформы в современной России | |
Право | ||
7.1 | Понятие и нормы права | |
7.2 | Отрасли права | |
7.3 | Право и закон | |
7.4 | Правовые акты | |
7.4 | Конституция – основной закон государства | |
7.5 | Основы конституционного строя Российской Федерации | |
7.6 | Федерация, ее субъекты | |
7.7 | Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации | |
7.8 | Институт президенства | |
7.9 | Местное самоуправление | |
7.10 | Права человека. Всеобщая декларация прав человека | |
7.11 | Международное гуманитарное право | |
7.12 | Права ребёнка | |
7.13 | Защита прав человека | |
7.14 | Гражданское общество и правовое государство | |
7.15 | Преступление. Уголовная ответственность | |
7.16 | Административный проступок | |
7.17 | Правоохранительные органы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2