Гражданское общество и демократическое государство

Гражданское общество формируется в процессе превращения подданных в граждан, то есть в таких жителей данного государства, которые, являясь членами сообщества, обретают чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. Это происходит одновременно с преобразованием этнической общности в суверенный народ, осознающий себя нацией, чье правосознание поднимается до понимания необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина.

Эти права должны быть обеспечены через общественный договор с государством в форме конституции, утверждаемой ...путем референдума и ставящей все без исключения государственные органы в полную зависимость от суверенного народа, ибо только он может быть законным источником власти.

Что это такое – естественные и неотъемлемые права человека? Прежде всего – это право на жизнь и на достойное существование, логически выводимое из ценности, которой обладает всякая человеческая личность, помимо ее заслуг.

Политическая свобода – это свобода слова, печати, собраний, ассоциаций и демонстраций, это выбор представителей в государственные органы.

Человек должен быть свободен выбирать мировоззрение, вероисповедание, культурные приоритеты, местожительства и форму трудовой деятельности.

С1

Прочитайте текст и приведите две авторских цитаты, в которых раскрываются характерные признаки гражданского общества.

С2

Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, укажите любые три права, отнесенных в конституциях современных государств к естественным и неотъемлемым правам человека.

С3

Укажите любые три известных вам из истории правовых документа, закрепляющих естественные права человека.

С4

Работники милиции потребовали у гражданина открыть дверь своей квартиры и дать им возможность осмотреть ее. При этом, кроме служебных удостоверений никаких иных документов они не предъявили. Какое право было нарушено? На основании какого документа возможен обыск в квартире гражданина?



С5

Школьница из Петербурга подала иск в суд на преподавание в школах учения Чарлза Дарвина, как единственного, соответствующего научным представлениям, и выиграла его. Она отстаивала свое право на свободу мировоззрения. Дайте свою оценку приведенному факту. Выскажите свои соображения, как должен строиться курс биологии в части вопросов о происхождении человека?

С6

Используя знания, приобретенные вами в процессе изучения курса обществоведение, приведите любые три конкретных примера, свидетельствующие о реализации естественных прав человека в современном гражданском обществе.

__

С7

В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите не менее трех) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Кодификатор соответствует обязательному минимуму содержания по обшествознанию

(приложение к Приказу Минобразования РФ №1536 от 30.06.99)

Элементы содержания (для усвоения)  
 
Общество и его развитие  
1.1 Взаимосвязь природы и общества  
1.2 Основные сферы жизни общества  
1.3 Традиционное индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество  
1.4 НТР и ее социальные последствия  
1.5 Глобальные проблемы человечества  
1.6 Многообразие и единство мира  
Человек и его развитие  
2.1 Человек, личность  
2.2 Деятельность человека, ее основные виды  
2.3 Потребности и способности человека  
2.4 Познание мира и самого себя  
2.5 Духовная жизнь человека  
2.6 Свобода и ответственность  
2.7 Человек в группе  
2.8 Межличностные отношения. Общение  
2.8 Межличностные конфликты, их разрешение  
2.9 Выбор жизненного пути  
Культура и духовная жизнь  
3.1 Духовная жизнь общества  
3.2 Образование. Самообразование  
3.3 Наука в современном обществе  
3.4 Искусство, его виды и место в жизни человека  
3.5 Религия, ее роль в жизни общества.  
3.6 Мораль, ее категории. Проблемы смысла жизни  
3.7 Основные ценности и нормы морали. Моральный выбор  
3.8 Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность  
3.9 Особенности развития российской культуры на современном этапе  
Экономическая сфера общественной жизни  
4.1 Экономика и ее роль в жизни общества  
4.2 Потребности общества. Ограниченность ресурсов. Факторы производства  
4.3 Экономические системы: традиционная, командно-адиминистративная, рыночная. Типы рынков  
4.4 Собственность и ее формы  
4.5 Потребитель, производство, производитель  
4.6 Предпринимательская деятельность  
4.7 Издержки производства  
4.8 Рыночная экономика. Обмен  
4.9 Роль государства в экономике  
4.10 Государственный бюджет. Налоги  
4.11 Деньги и денежная политика  
4.12 Экономический рост  
4.13 Безработица  
4.14 Экономика переходного периода в России  
4.15 Бюджет семьи  
Структура общества  
5.1 Структура общества и социальные отношения  
5.2 Социальные группы, роли. Социальный статус  
5.3 Социальный конфликт и пути его решения  
5.4 Семья и этика семейных отношений  
5.5 Правовые основы брака и семьи  
5.6 Этнос. Нация  
5.7 Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты  
5.8 Социальная политика и развитие социальных отношений в современной России  
Современная цивилизация и политическая жизнь  
6.1 Политика, ее роль в жизни общества  
6.2 Политическая власть. Разделение властей  
6.3 Государство, формы правления.  
6.4 Суверенитет. Национально-государственное устройство.  
6.5 Политические режимы  
6.6 Гражданин. Участие граждан в политической жизни  
6.7 Выборы. Референдум  
6.8 Партии и движения. Многопартийность  
6.9 Политические реформы в современной России  
Право  
7.1 Понятие и нормы права  
7.2 Отрасли права  
7.3 Право и закон  
7.4 Правовые акты  
7.4 Конституция – основной закон государства  
7.5 Основы конституционного строя Российской Федерации  
7.6 Федерация, ее субъекты  
7.7 Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации  
7.8 Институт президенства  
7.9 Местное самоуправление  
7.10 Права человека. Всеобщая декларация прав человека  
7.11 Международное гуманитарное право  
7.12 Права ребёнка  
7.13 Защита прав человека  
7.14 Гражданское общество и правовое государство  
7.15 Преступление. Уголовная ответственность  
7.16 Административный проступок  
7.17 Правоохранительные органы  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наши рекомендации