Развитие советской культуры
Развитие культуры в послевоенные годы.Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М.Шолоховым, К.Паустовским, М.Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, М.Дудин, В. Панова и др.
Б. Полевому принадлежит замечательное произведение «Повесть о настоящем человеке», очень популярное не только в СССР, но и за границей. По мотивам «Повести» был поставлен фильм, который стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», в котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., известный поэт А. Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О событиях войны пишут Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), Л.Соболев («Зеленый луч»), О.Гончар («Знаменосцы»), П.Вершигора («Люди с чистой совестью»), Б.Лавренев («За тех, кто в море») и др.
Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее пристальным. В 1946—1948 гг. был принят ряд партийных и правительственных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М.Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литературные произведения распространялась строгая цензура, авторы постоянно были вынуждены переделывать свои произведения.
На сценах прежде всего московских театров начинают идти пьесы А. Сафронова «Московский характер» и «В одном городе», Б. Ромашова «Великая сила», А. Крона «Кандидат партии», А. Корнейчука «Калиновая роща» и др.
В заданном ключе ряд драматических произведений рассказывал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеологии и особенно об «американском образе жизни»: «Голос Америки» Б.Лавренева, «Русский вопрос» К.Симонова, «Заговор обреченных» Н.Вирты, «Я хочу домой» С.Михалкова.
Во время войны киносеть в оккупированных фашистами районах была полностью разрушена. Однако производство фильмов не прекратилось. Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке», «Сельская учительница», «Кубанские казаки», «Весна», «Встреча на Эльбе» и др., до сих пор пользующиеся популярностью.
В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести картины А.Лактионова «Письмо с фронта», В. Костецкого «Возвращение» и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» И.В.Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом герои-победите ля появляется и образ мирного труженика. Здесь нужно отмсти творчество П. Корина.
Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось так понятие, как военная песня, массовая песня и т.д. Композиторы активно сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких композиторов, как Д. Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, приобрело всемирную известность.
Развитие культуры в период «оттепели».Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реабилитация писателей, которые стали жертвами репрессий. Но одновременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.
В области киноискусства тоже царила относительная свобода. Если раньше требовалось снимать фильм только с четко заданной направленностью, то теперь от этого в той или иной степени отказались.
При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами — кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.
В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата кленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив культурный феномен «шестидесятников».
Развитие науки, техники и образования.В СССР увеличилось число научных учреждений и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки были достигнуты значительные успехи. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю.А.Гагарин.
Строились новые все более мощные электростанции. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. Во многих городах создавались научные центры. Например, в 1957 г. возле Новосибирска был построен Академгородок.
После войны катастрофически уменьшилось количество школ, поэтому одной из задач правительства было создание новых средних учебных заведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числа студентов вузов.
С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве.
Духовная жизнь и культура «развитого социализма».Идеологи КПСС стремились поскорее забыть идею Хрущева построить к 1980 г. коммунизм. Эта идея сменилась лозунгом о «развитом социализме». Считалось, что при «развитом социализме» сближаются нации и народности, сложилась единая общность — советский народ. Говорилось о бурном развитии производительных сил страны, о стирании граней между городом и деревней, о распределении богатства на принципах «От каждого по его способностям, каждому по его труду». Наконец, провозглашалось превращение государства диктатуры пролетариата в общенародное государство рабочих, крестьян и народной интеллигенции, между которыми грани также непрерывно стираются.
В 60—70-е гг. XX в. культура перестала быть синонимом идеологии, утратилось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции — в Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.
Тем не менее идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм. Усилились гонения на Русскую православную церковь. В странезакрывались храмы, священников смещали и лишали сана. Воинствующие безбожники создавали специальные организации для проповеди атеизма.