Развитие частных отраслей права в период тоталитаризма (1930 – 1940 гг.)
66.Перестройка государственного аппарата на военный лад в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).Через неделю после начала Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли постановление о создании высшего чрезвыч. органа- Гос. комитета обороны (ГКО) со всей полнотой власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все гражд. и организ. были обязаны выполнять решен. и распоряж. ГКО.
ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавались местные комитеты обороны,кот. возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и воен. командования и другие лица.
Для эвакуации промышленных предприятийв восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО.В окт. 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности.В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации.Эвакуацией людей заним. Управ.по эвакуации населения.
В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движенияна оккупированных территориях.Решением ГКО от 30.05.1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения,в сент-Особое Главное командование партизанского движения.
2ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Гос. комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общес.организациям, гос. предприятиям и учреждениям СССР.В республиках, краях, областях и городах образовывались местные комиссии.
Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы.В первый день войны была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 19 до 55 лет.
Высшее военное руководствовозлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Ее состав включал членов Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтами. В пределах фронтов созд. соединения, оперативные объединения и корпуса.17 сентября 1941 г. ГКО принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Организацией обучения занимались Наркомат обороны и его органы.С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков. Осенью 1942 г. его сменил институт заместителей командиров по политчасти,на которых возлагалось осуществление идеологического контроля и воспитания.В янв. 1943 г. были введены новые знаки различия-погоны. Особая система военной юстициирегламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий».Рассматриваливсе преступления, соверш. военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общест. порядка, гос. безопасн. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения сжаты. Дела слушались в закр. процессе. Приговоры вступали в закон. силу с момента их провозглаш. и приводились в испол.немедленно. Приговоры пересматривались только в порядке надзора.Надзор.инстанциями были Военная, Военно-железнодор, Военная водно-транспор. коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР.
68.Изменения в праве в период Великой Отеч.войны (1941 – 1945 гг.). Гражданское и хозяйственное право. Семейное право. Трудовое право. Колхозное право. Уголовное право. Процессуальное право. гражданского праваНа территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. Поэтому все гражданско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Сов. гос, признавались недействительными.В связи с военной ситуацией расширялись права гос. в отношении объектов права частной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.В обязательственном правесужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов.В сфере семейного праваможно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о патронировании, опеке и усыновлении.Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений.22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. На всех предприятиях и в учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного гор. населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к угол.ответственности.Колхозное праворешало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней.На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым, и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население.В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась угол. ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение гос. тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность.19 апреля 1943 г Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступ. и их пособников были введены новые виды наказаний-смертная казнь и ссылка на каторжные.Применялась отсрочка испол. приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.
69.Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945 – начало 50-х гг. XX в.).В послевоенные годы внешнеполитическая деятельностьСоветского государства осуществлялась в условиях изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств — социалистический лагерь.Начался распад колониальной системы.В ходе второй мировой войны потерпели поражение Германия, Италия, Япония и их союзники. Усилилась внешнеполитическая деятельность Советского государства, возрос его международный авторитет.После окончания войны возникло противостояние двух держав:СССР и США. Начались «холодная война» и гонка вооружений.В 1946 г. в ООН Советский Союз выступил с предложениями о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну, о мирном сосуществовании двух различных систем, о запрещении ядерного оружия, ликвидации иностранных военных баз. Эти предложения не были поддержаны западными странами.После окончания войны в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР,а в 1947 г. — в верховные советы союзных и автономных республик. Для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз: для депутатов Верховного Совета СССР — до 23 лет, для депутатов верховных советов союзных и автономных республик — до 21 года. В 1947— 1948 гг. были проведены выборы в местные Советы.В первые послевоенные годы (1945—1954) Верховный Совет СССР созывался 9 раз, т. е. гораздо реже, чем это было предусмотрено Конституцией. Круг вопросов, рассматриваемых Верховным Советом СССР, сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народнохозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. В феврале 1947 г. была расширена его компетенция.По окончании войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. д.В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие советы министров, а наркоматы — в министерства.В рассматриваемый период были успешно реализованы планы четвертой и пятой пятилеток. В мире началась новая научно-техническая революция. Встали задачи по поднятию технического уровня промышленности.
После окончания войны судебные органыперестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычная подсудность и порядок деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды.Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР.В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. устанавливалась ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями.
В 1945—1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие преступления.После окончания войны была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования.С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией.Вооруженные Силы СССР состояли из следующих видов:сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО, воздушно-десантные войска, во главе со своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии.
Были утверждены Дисциплинарный устав (1946 г.), Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1946 г.), Уставы строевой (1947 г.), гарнизонной и караульной службы (1950 г.).
70.Развитие права Советского государства в послевоенный период (1945 – начало 50-х гг. XX в.).В послевоенный период в сфере хозяйственного правадоговор стал одним из важнейших рычагов управления.21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором вновь закреплялась двойная система договоров: генеральныедоговоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали применяться прямые договоры.Обязательными элементами договора,были следующие: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.В мае 1955г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым расширялись права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, ограниченные с февраля 1941 г.В области трудового законодательствас окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. восстанавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан.23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации, в соответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. Для разрешения труд. споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров,принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий.
В области колхозного праваодним из важнейших послевоенных актов стало постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах».
Гл. целью этого постановления было закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование.
Согласно постановлению Правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производ-сти и упорядочению оплаты тр. в колхозах», принятому в апреле 48 г., осн. формой организации тр. в колхозе становилась производст. бригада.
С1955 г. в соот. с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.
С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством.Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе.
В области уголовного правав послевоенное время кардинальных изменений не происходит. Основные изменения касались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычайных положений закона и др.
В середине 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». В соответствии с данным нормативным актом освобождались от наказания или смягчалось наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. С большой категории лиц снималась судимость и административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, с 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государственным преступлениям (измена, шпионаж и т. д.).
71.Форма государственного единства в период либерализации общественных от-ношений (середина 50-х – середина 60-х гг. XX в.).Начавшийся в середине 50-х гг. курс на демократизацию государственной жизни затронул и форму государственного единства. Он коснулся прежде всего сферы управления экономикой, где сложился крайний централизм, права союзных республик были существенно ограничены, что становилось тормозом для дальнейшего развития народного хозяйства как самих республик, так и Союза в целом. Такой порядок не учитывал тех серьезных изменений, которые произошли за истекшие годы в республиках. Там были подготовлены собственные кадры специалистов в различных областях экономики и культуры, способные более глубоко, чем специалисты из центра, учитывать конкретные условия своих регионов и успешно решать самые сложные задачи.
Одновременно чрезмерная централизация неблагоприятно отражалась и на политической ситуации: республики тяготились таким положением и стремились к большей самостоятельности.Учитывая эти обстоятельства, в 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик. В 1954 - 1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 г. был существенно изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик. Советам Министров союзных республик было предоставлено право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями республиканских министерств и ведомств, промысловой кооперации.
Расширение бюджетных прав союзных республик выразилось в том, что в Государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местные. Республиканские органы стали самостоятельно распределять средства между республиканским и местными бюджетами. Дальнейшие шаги по расширению прав союзных республик были осуществлены на основе решений XX съезда КПСС, в которых указывалось на необходимость устранения излишней централизации в управлении народным хозяйством. В целях реализации решений съезда ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 мая 1956 г. приняли Постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, промышленности строительных материалов и некоторых других отраслей народного хозяйства. Автомобильный транспорт и речной флот также были полностью переданы союзным республикам.
При этих переменах ведущие отрасли экономики страны по-прежнему оставались в строго централизованном управлении Союза. Но и в той сфере, которая передавалась в ведение союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль. Она была возложена на созданную 11 февраля 1957 г. Экономическую комиссию Совета Национальностей Верховного Совета СССР. В ее компетенции были: подготовка для Совета Национальностей предложений по вопросам хозяйственного и социально-культурного строительства в союзных республиках, предварительное рассмотрение предложений союзных республик о проведении тех или иных мероприятий в области хозяйственного строительства, народного просвещения, здравоохранения и т.д.
В рассматриваемый период были расширены (а по сути дела, восстановлены) права союзных республик в области законодательства и осуществления правосудия. В результате этого ослаблялась введенная Конституцией СССР 1936 г. централизация в области правосудия, гражданского, уголовного и процессуального законодательства. Одновременно это позволило обновить законодательство союзных республик, полнее учесть в нем национальные и бытовые особенности.По Конституции СССР 1936 г. вопросы регулирования областного, краевого административно-территориального деления были отнесены к компетенции Союза ССР. В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон, по которому решение вопросов областного, краевого административно-территориального устройства переходило в ведение союзных республик.
72.Государственного механизма в период либерализации общественных отноше-ний (середина 50-х – середина 60-х гг. XX в.).Перестройка гос. аппарата обусловливалась стремлением демократизировать гос. структуру, преодолеть сложившийся чрезмерный централизм.Стремление к демократизации гос. жизни нашло выражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности, упрочение связей с народ. массами. Это было необходимо потому, что в работе Советов имелись серьезные недостатки-нарушался принцип коллегиальности, сессии Советов созывались нерегулярно, с нарушением сроков, установленных Конституцией СССР, депутаты не всегда отчитывались перед избирателями. В январе 1957 г. ЦК КПСС принял Постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами".В Постановлении определялись задачи Советов: значительное улучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи Советов с населением, всемерное вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых самодеятельных организаций. Объявлялась решительная борьба с бюрократизмом и волокитой, невнимательным отношением к нуждам населения, принимались меры по усилению роли Советов в хоз. и культ. строительстве, обеспечении обществ. порядка и прав граждан, в соблюд.законности.Результаты сказались скоро - деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением.Развивалась правовая база деятельности Советов. В 1957 - 1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.
Перед страной остро встала проблема повышения эффективности управ. народ. хозяйством. Привычная централизованная система сковывала инициативу предприятий, тормозила развитие промышленности и строительства. В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управ. промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным.В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался Совет народ. хоз.(совнархоз), кот.руководил предприятиями и стройками.
Радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло-не были положены экономические методы.В 50-е гг. были осуществлены меры по укреплению правопорядка и законности. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступлениях рассматриваются в обычном процессуальном порядке.
Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 г. за счет выведения из МВД СССР соответствующих подразделений был образован Комитет гос. безопасности при Совете Министров СССР. Были восстановлены в 1957 г. наблюдательные комиссии(привлекать общественность к перевоспит.осужденных, содействовать в трудоустройстве лиц, освобож.из мест заключения).В конце 50-х гг. получила распространение передача некоторых гос. функций общественности. Одной из сфер, где эта практика особенно широко применялась, была сфера охраны обществ. порядка. В ноябре 1958 г. в Ленинграде возникли добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка.
В 1960 г. ликвидировали МВДСССР.Усложнилась координация работы республиканских органов охраны общественного порядка.В 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции управления переданы Верховному Суду СССР, Верховным судам союзных республик. Все эти суды имели теперь право производить ревизии народных судов, контролировать всю их деятельность, а также осуществлять руководство гос.нотариальными конторами.24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, которым высший надзор за точным исполнением законов всеми гос.органами и учреждениями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы учитывали организационную структуру армии. Надзор за судебной деятельностью военных трибуналов, организационное руководство ими осуществлялись непосредственно Военной коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.
73.Развитие права в период либерализации общест.отношений (середина 50-х – середина 60-х гг. XX в.)..8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.В рамках союзных республик гражд. законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов.Основы закрепляли государственную и кооперативно-колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В сфере обязательственного правав Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между гос. и общест.организациями.
8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик.Основы устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права.Основы определяли задачи гражданского судопроизводства, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел. Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами.В соответствии с Основами гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были приняты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.Трудовое праворазвивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав.В 1955—1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства.
Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР-образовывались комиссии по трудовым спорам.Изменения в земельном и колхозном праве,происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов.Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. В марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников.25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану сов. и гос. строя, социал. собственности, социал. правопорядка, личности и прав граждан.В Основах рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов.Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республикбыли приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основы закрепили следующие принципы уголовного судопроизводства:осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, угол.ответственность, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке местного населения.Основы определяли полномочия суда, следственных органов в угол.судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников.Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.